Комплекс логопедических пятиминуток для детей 6-7 лет с ТНР.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В данный комплекс входят артикуляционные, дыхательные , пальчиковые упражнения, упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия, развития межполушарного взаимодействия, формирования произносительной стороны речи у детей 6-7 лет С ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompeks_logopedicheskih_pyatiminutok_dlya_podgotovit_gruppy.docx | 77.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс логопедических пятиминуток для детей с ТНР 6-7 лет.
Сентябрь.
1-2 неделя | 3-4 неделя |
Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны.
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10. «Хоботок» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | Артикуляционная гимнастика «Домик открывается» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -«Домик открывается». Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. |
Пальчиковая гимнастика «В лес пошли» Раз, два, три, четыре, пять Пальцы обеих рук «здороваются», начиная с больших пальцев. В лес идем мы погулять - Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу. За черникой, за малиной, Загибают пальцы на обеих руках, начиная За брусникой, за калиной. с больших пальцев. Землянику мы найдем И братишкам отнесём. «По ягоды» Мы шли-шли-шли, Шагают пальчиками по столу. Землянику нашли, Изображают землянику. Раз , два, три, четыре ,пять, «Пальчики здороваются». Мы идём искать опять. Шагают пальчиками по столу. | Пальчиковая гимнастика «Купите лук» Купите лук, зеленый лук Загибают по одному Петрушку и морковку! пальчику на обеих руках, Купите нашу девочку, начиная с мизинца. Шалунью и плутовку! Не нужен нам зеленый лук, Разгибают по одному пальчику Петрушка и морковка, а обеих руках, начиная с мизинца Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка. «Апельсин». Мы делили апельсин. Изображают апельсин – пальчики в кулаке Много нас, руки согнуты в локтях, шевелят пальцами. А он – один. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного. та долька – для ежа! Загибают по одному пальчику на Эта долька – для чижа! Обеих руках, начиная с мизинцев. Эта долька – для утят ! Эта долька – для котят! Эта долька – для бобра! А для волка – кожура! |
Упражнения на развитие речевого дыхания «Дерево на ветру» Сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. «В лесу» Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз | Упражнения на развитие речевого дыхания «Надуй шарик» Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. «Лягушонок». Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки:слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза. |
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия "Ухо - нос" Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот". "Змейка" Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали. | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. |
Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-П- Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Всюду буква П видна, Просто пишется она: Палка, палка, потолок – П нарисовал мелок! | Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Б- ба-ба-ба, ба-ба-ба — Мама, мама! Вон труба! бу-бу-бу, бу-бу-бу — Ты и мне купи трубу, бу-бу-бу, бу-бу-бу — Ты на этой потруби. бу-бу-бу, бу-бу-бу — Дядя, дайте мне трубу. Был у бабушки баран, Бил он бойко в барабан. И плясали бабочки Под окном у бабушки. |
Октябрь.
1 -2 неделя | 3-4 неделя |
Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок» Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ . Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. «Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. | Артикуляционная гимнастика «Иголочка» Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. «Маятник» Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. |
Пальчиковая гимнастика «У нашего у Гришеньки» У нашего Гришеньки Дети сжимают ладони Ставят ладони на ребро. Под окошком вишенки. Разжимают кулаки, показывают ладони. У Семена в саду клены, Сжимают кулаки. У Алены дуб зеленый. На левой руке загибают пальцы, начиная с мизинца. У Марины куст малины, У Арины куст рябины, Загибают пальцы на правой руке, начиная с мизинца. А у Вани на плетень Показывают ладонь, затем кулак. Зелененький Показывают ладонь, затем Вьется хмель. кулак. | Пальчиковая гимнастика «Журавли» Летят лениво журавли. Взмахи перекрещенными кистями рук. Летят они прощаются: Загибают по одному С березами и кленами, пальчику, начиная с большого. С долинами, с озерами, С родимыми просторами. «Дождик». Дождик, дождик, капелька, Соединяют поочередно пальцы правой и Водяная сабелька. левой рук. Лужу резал, лужу резал, Ребро правой ладони «режут» левой Резал, резал, не разрезал, наоборот. И устал Тихо кладут кисти рук на колени. |
Упражнения на развитие речевого дыхания «Сердитый ежик» Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся «Хомячок» Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. | Упражнения на развитие речевого дыхания «Боевой клич индейцев». Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой . Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче «Костёр». Взрослый кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот. |
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное. | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Повтори за мной» Упражнение в парах. Один ребенок воспроизводит движения – другой повторяет в зеркальном отображении |
Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-В- Волк вальсировал с волчицей: | Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Ф - Федя филина боится - Федя полез за конфетой в буфет. Факт, что не будет в буфете конфет. |
Ноябрь.
1-2 неделя | 3-4 неделя |
Артикуляционная гимнастика «Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. «Язык здоровается с верхней губой» Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. | Артикуляционная гимнастика «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Зубы верхние – смотри: Чищу «чашкой» изнутри. Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. «Покусаем язычок» Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания. |
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» Раз, два, три, четыре, пять, Дети ударяют по столу по поочередно пальцами обеих рук, начиная с больших пальцев. Вышел дождик погулять. Беспорядочно ударяют по столу пальцами обеих рук. Шел неспешно, по привычке, Указательными и средними А куда ему спешить? пальцами «ходят» по столу. Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют по столу «По газону не ходить!» ладонями, то кулаками. Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично хлопают в ладоши. — Ох! Хлопают один раз. И ушел. Газон засох. Ритмично ударяют по столу. | Пальчиковая гимнастика «Карманов много у меня» У меня в кармане груша, Дети достают из правого кармана воображаемую грушу. А в другом конфета есть. Достают из левого кармана конфету, подносят ко рту, облизывают губы. В заднем брючном — Колют себя указательным пальцем. Злая кнопка. Не могу я даже сесть. Чуть приседают и быстро выпрямляются. А в рубашечном кармашке Показывают пальцем на карман рубашки. Маленький лежит платок, Рисуют указательным пальцем платок. Чтобы я лицо и руки «Вытирают» лицо и руки. Вытирать им смело мог. На ладошку я монетку Показывают раскрытую ладонь. Из кармана положу. Где орел? Подбрасывают воображаемую А может, решка? — монетку на ладони. У монетки я спрошу. |
Упражнения на развитие речевого дыхания «Свеча» Сидя Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. «Курочка» Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям. | Упражнения на развитие речевого дыхания «Дышим носом» Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Сидя.. 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот. |
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Колечко2». Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении. | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Лезгинка». Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно сделать повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие. Упражнения требует тренировки, оно может получиться далеко не сразу. |
Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Т- Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу тянет. – Кто нитку прядет? – Кто, кто – кот! – А кто ткань ткёт? – Кто, кто – кот! – А кто куртку шьёт? – Кто, кто – кот! – А кто из кладовки Сметанку крадет? Молчит кот, только облизывает рот… | Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук -Д- Дима дарит Дине дыни, Дятел дуб долбил, да не додолбил Дятел, Дятел — наш приятель дуб долбит, как долотом. Помоги нам, дядя Дятел, Для скворцов построить дом. |
Декабрь.
1-2 неделя | 3-4 неделя |
Артикуляционная гимнастика «Чистим зубы снаружи» Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. «Кусаем боковые края языка» «Горкой» выгну язычок, Пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу. Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз. | Артикуляционная гимнастика «Шлёпаем губами по языку» А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
«Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. |
Пальчиковая гимнастика «Друзья». Раз, два, три, четыре, пять, Загибают по одному пальчику, Буду я друзей считать: начиная с мизинца Ваня, Катя, Ангелина, Разгибают по одному пальчику, Вот Василий и Полина начиная с мизинчика. Будем пальчики сгибать, Сильное сжимание и разжимание И опять начнем считать. пальцев обеих рук. | Пальчиковая гимнастика «Пальчики» Пальцы встали дружно в ряд Показать ладони с выпрямленными пальцами. Десять крепеньких ребят: Сжать пальцы в кулаки. Эти два – всему указки, Показать два указательных пальца. Все покажут без подсказки. Пальцы придерживать большими . Пальцы – два середнячка, Показать два средних пальца. Два здоровых бодрячка. Пальцы придерживать большими . Ну а эти безымянны, Показать безымянные пальцы. Молчуны, всегда упрямы. Остальные придерживать большими . Два мизинца - коротышки, Показать мизинцы. Непоседы и плутишки. Все остальные придерживать большими пальцами. |
Упражнения на развитие речевого дыхания «Дыхание» Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. Стоя. 1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 2 — плавный выдох через нос.
«Снегопад» Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони | Упражнения на развитие речевого дыхания «Губы трубкой» Чтобы правильно дышать, Нужно воздух нам глотать. Стоя. 1 — полный вдох через нос, втягивая живот; 2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа; 3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух; 4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. «Покатай карандаш». Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от шприца, катушку от ниток и т.п.). |
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Фонарики» Обе руки лежат на столе с расправленными пальчиками. Затем сгибаем пальцы на одной руке- фонарик погас. Руки чередовать. | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь) |
Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-К- Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон Кот копеек накопил, Кошке козочку купил. А козе капустки, Кочанчики хрустки. Будет козочка крепка, Кошке даст молока. | Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Г- ги-ги-ги, ги-ги-ги Гена, маме помоги, га-га-га, га-га-га У меня болит нога, гу-гу-гу, гу-гу-гу Мыть посуду не могу. ги-ги-ги, ги-ги-ги Не гуляй из-за ноги гу-гу-гу, гу-гу-гу Вот гулять-то я могу га-га-га, га-га-га Не болит уже нога
Голубь в голубой горжетке Галка села на забор До города дорога в гору, |
Январь.
2-3 неделя | 4-5 неделя |
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». «Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» На верхнюю губку, На верхние зубки, За зубки скачок – Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. | Артикуляционная гимнастика «Фокус» («Дуем с чашечки») Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. «Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки» |
Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз» Беспокоит нас вопрос: Попеременные хлопки в ладоши «Что принес нам Дед Мороз?» удар кулаками. Открываем мы пакет. Медленно раскрывают сжатые кулачки. И чего в нем только нет! Разводят руками, качают головой. Апельсин большой душистый На каждое название подарка загибают пальцы Зайка беленький пушистый по одному пальцу сначала на правой, Шоколадная лошадка потом на левой руке. И для пупсика кроватка, Два воздушных шарика, Книжка про смешариков, И такой большой трансформер, И солдат в парадной форме, И кокосовый орех, И в мешочке красный смех. Вот так Дедушка Мороз! Качают головой. Он сегодня нам принес Попеременно хлопают в ладоши Замечательных подарков и удар кулаками. Целый, целый, целый воз! Показывают руками «целый воз». | Пальчиковая гимнастика «Птицы» Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями. Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках Шесть щеглов и голубей Дятел в пестрых перышках. . Всем хватило зернышек! Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку. |
Упражнения на развитие речевого дыхания «Вырасти большой» Стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. «Дует ветер». Дети водят хоровод. Взрослый сопровождает движение рассказом: «Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в-в). Вечером дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: В-В-В-В (произносится громко). Как дует сильный ветер?» (Дети громко повторяют). | Упражнения на развитие речевого дыхания «Насос» Поставить руки на пояс, слегка приседать – вдох, выпрямляться – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза. «Лыжник». Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут. На выдохе произносить: м-м-м-м (5 раз). |
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Ладушки-оладушки». Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, Так пожарим, повернем и опять играть начнем». | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Домик». Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально — «труба». |
Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Х- ха-ха-ха, ха-ха-ха Есть у нас два петуха, хи-хи-хи, хи-хи-хи Всё дерутся петухи, ху-ху-ху, ху-ху-ху Клювы все у них в пуху. хи-хи-хи, хи-хи-хи — Хватит драться, петухи ! ха-ха-ха, ха-ха-ха Без хвостов два петуха. Хорошо ходить в походы по полям, лесам, холмам. | Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук -Н- У маленького Сани сани едут сами. Носит Сеня в сени сено, Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки, может, норка — возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка — здесь, а норки — нет! |
Февраль.
1-2 неделя | 3-4 неделя |
Артикуляционная гимнастика «Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. «Горка» («мостик») Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5 | Артикуляционная гимнастика «Парус» Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотрю, К зубкам верхним изнутри. Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. «Маляр» Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. |
Пальчиковая гимнастика «Строим дом» В переулке дом растет. Дети складывают руки «домиком» над головой. Стены каменщик кладет. Сгибают их в локтях, делают «лесенку» снизу вверх. В новый дом маляр пришел «Ходят» пальцами по столу. Красит стены, красит пол. Имитируют работу с кистью (обеими руками). То не град, то не гром — Грозят указательным пальцем. Кровельщик на крыше. Складывают руки «домиком» над головой. Бьет он громко молотком, Стучат кулаками друг о друга. Вся округа слышит. Прикладывают правую ладонь к правому уху. | Пальчиковая гимнастика «Книги» Много книжек есть на свете, Дети ладошки соединяют вместе «книжкой». Читать их очень любят дети. Раскрывают и закрывают «книжку». Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем: Про моря и океаны, Поочередно соединяют одно именные пальцы, начиная с мизинца. Удивительные страны. Про животных прочитаем И про космос мы узнаем. |
Упражнения на развитие речевого дыхания «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.д. | Упражнения на развитие речевого дыхания «Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох на звуке с-с-с-с (3-4 раза) «Регулировщик». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч. Одна рука поднята вверх, друга отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить: р-р-р-р (5-6 раз). |
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Симметричные рисунки» Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот. |
Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-С- Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок —сразу поссорились сорок сорок! Маленькому Сане подарили сани. Посмотрите сами: вот какие сани! Вёз на гору Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане — сани. | Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук -З- за-за-за, за-за-за Здесь привязана коза, зы-зы-зы, зы-зы-зы Мало травки у козы, зу-зу-зу, зу-зу-зу Отвязали мы козу. за-за-за, за-за-за Залезает в сад коза, зу-зу-зу, зу-зу-зу Привязали мы козу, за-за-за, за-за-за Здесь привязана коза... |
Март.
1-2 неделя | 3-4 неделя |
Артикуляционная гимнастика «Лошадка» Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). «Грибок» Широко открою рот, Будто щелкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз – и вся учеба. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. | Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. «Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. |
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» Я здороваюсь везде- дома и на улице, | Пальчиковая гимнастика «Весна пришла» Весна пришла по снежному, По влажному ковру. Ходят пальчиками по столу Рассыпала подснежники, Руки на столе ладонями вниз. Посеяла траву. Раздвигают — сдвигают пальцы. Теперь зовет со всех концов Руки согнуты в локтях, пальцы открыты. Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов Загибают по одному пальчику на каждой руке. |
Упражнения на развитие речевого дыхания «Каша кипит» Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза «Дыхание» Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. Стоя. 1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 2 — плавный выдох через нос.
| Упражнения на развитие речевого дыхания «Трубач» Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х. |
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Перекрестное марширование». Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий (содружественных движений). Прикасаться к пальцу нельзя. |
Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Ш- На окошке крошку-мошку Дали Маше манной каши. Маше каша надоела. Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, маме не надоедай! | Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Ж- жа-жа-жа, жа-жа-жа Тут ежата у ежа. жу-жу-жу, жу-жу-жу Как-то уж пришёл к ежу. жи-жи-жи, жи-жи-жи Мне ежаток покажи. жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ужами не дружу. |
Апрель.
1-2 неделя | 3-4 неделя |
Артикуляционная гимнастика «Качели» «Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнется мой язык –Артист! Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. «Барабанщик» За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. | Артикуляционная гимнастика «Индюк» Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк). «Катушка» Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперед. И, назад отодвигая, Я ее не разрушаю. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. |
Пальчиковая гимнастика «О левой и правой руке» | Пальчиковая гимнастика «Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. Утром весенним раскрыл лепестки. развести пальчики. Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичное движение пальцами вместе-врозь. Дружно дают лепесткам корешки. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. «Тюльпанчик» Тюльпанчик в бутончик собрал лепестки. Собрать пальцы руки в горсть. Солнце свои посылает лучи. Пальцы разжать. Утром под солнцем цветы раскрываются. Сделать «фонарики». Солнышко село, и сумрак сгустился, Опустить руки и тихонько шевелить пальцами. И до утра мой тюльпанчик закрылся. Пальцы собрать в щепоть. |
Упражнения на развитие речевого дыхания «Регулировщик» Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз. | Упражнения на развитие речевого дыхания «Ножницы» Стоя. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук |
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Паровозик» Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Робот» Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги. |
Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Ч- Четверть часа чиж чижихе Чо-чо-чо, чо-чо-чо — У меня болит плечо, Чу-чу-чу, чу-чу-чу — Раз болит — пойди к врачу, Чу-чу-чу, чу-чу-чу — Нет, к врачу я не хочу, Ча-ча-ча, ча-ча-ча — Буду плакать у врача, Чи-чи-чи, чи-чи-чи — Помогают нам врачи, Чу-чу-чу, чу-чу-чу — Ну, тогда пойду к врачу. | Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Ц- Цокнул сзади конь копытцем, Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву «Ц»: - Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: цып-цып-цып! Если выучишь урок, Подарю тебе цветок! |
Май.
1-2 неделя | 3-4 неделя |
Артикуляционная гимнастика «Гармошка» Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз. Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. «Самовар» Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». | Артикуляционная гимнастика «Шарики» (поочерёдное надувание щёк) Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. «Кружок» Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. |
Пальчиковая гимнастика «Дом» На горе мы видим дом. Кистями рук сложить « домик». Много зелени кругом. Волно-образное движение кистями рук. Вот деревья, вот кусты. Руками изобразить деревья, кусты. Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон, распускающийся цветок . Окружает все забор. Пальцами показать забор. За забором – чистый двор. Погладить ладонями стол. Мы ворота открываем, Кистями рук показать ворота, как ворота открываются. К дому быстро подбегаем. Пальцами быстро « пробежаться» по столу. | Пальчиковая гимнастика «Довольна корова своими телятами» Довольна корова своими телятами, Дети показывают большой палец. Овечка довольна своими ягнятами, Показывают указательный палец. Кошка довольна своими котятами. Показывают средний палец. Кем же довольна свинья? Показывают безымянный палец. Поросятами! Довольна коза своими козлятами, Показывают мизинец. А я довольна своими ребятами! Ритмично хлопают. Сначала упражнение выполняется левой рукой, а затем правой. |
Упражнения на развитие речевого дыхания «Аист» Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз. «Гуси летят». Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у. | Упражнения на развитие речевого дыхания «Подуй на одуванчик» Ребенок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. «Бабочки». Дети дуют на бабочек, вырезанных из тонкой бумаги и прикреплённых тонкими нитками к «зелёной полянке». |
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Массаж ушей». Обеими руками синхронно производятся одинаковые массажные движения по мочкам, раковинам ушей, затем массируют уши полностью, в конце – растирают ладонями. Обязательно движения должны быть синхронными. | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Колено – локоть». Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
|
Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Л- Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила. Маланья- болтунья Молоко болтала , болтала, Да не выболтала | Упражнения на формирование звукопроизносительной стороны речи. Звук-Р- На дворе трава, на траве дрова, Есть у Ромы огород, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированный материал логопедических пятиминуток для взаимодействия с воспитателями в свободное время на основе методических пособий Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
Логопедическая пятиминуткаТема: «Лес. Деревья».Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания , чувства ритма, элементарных математических представлений.Крот увидел два грибка...
Адаптированный материал логопедических пятиминуток для взаимодействия с воспитателями в подготовительной группе на основе методических пособий Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
Тема: «Дикие животные»Логопедическая пятиминутка1.. Упражнение «Кто за деревом?» Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Развитие связной ...
Презентация "Картотека логопедических пятиминуток"
Лексические логопедические пятиминутки...
Подборка логопедических пятиминуток для воспитателей групп компенсирующей направленности
Вниманию педагогов представляется материал содержажий еженедельные пятиминутки для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека логопедических пятиминуток
Картотека логопедических пятиминуток...
Картотека логопедических пятиминуток для детей с ОНР
Для успешного повышения умственной работоспособности во время образовательной деятельности, при работе с детьми с нарушениями речи, необходимо проводить физкультминутки, динамические паузы...