Организация логопедического обследования
учебно-методический материал по логопедии

Пустохина Екатерина Федоровна

Организация логопедического обследования детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных тем логопедии и большой интерес к ней обусловлен тем, что в настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют самую многочисленную группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_logopedicheskogo_obsledovaniya.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Организация логопедического обследования

Диагностика проводится в первые две недели сентября. Рекомендуется проводить на протяжении нескольких дней, охватывая за один день не более двух разделов и затрачивая на это не более 10 минут, если ребёнку 4 года; 15 минут – если ребёнку 5 лет и 20 минут если – ребёнку 6 лет. Следует создать положительный эмоциональный фон занятия, заинтересовать ребёнка, не принуждать его к выполнению тестовых заданий. Необходимо использовать различные формы поощрения ребёнка, давать положительную оценку выполнению заданий, подбадривать и поддерживать его. При первых проявлениях усталости или негативизма следует прекратить обследование и продолжить его уже на следующий день.

Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

Методы логопедического обследования:

  • педагогический эксперимент;
  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за ребенком;
  • игра.

В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

  • от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
  • от уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
  • от уровня психического развития ребенка;
  • от уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен ребёнком, но не заучен!).

Материал отбирается в соответствии с социальным опытом ребенка, чтобы не провоцировать возникновения непредвиденных технических трудностей (например, ребенок не может узнать объект на рисунке и поэтому затрудняется назвать его; не знает букв и не может выполнить задание на карточке и прочее).

Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследовать несколько категорий языковых единиц (например, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова и т. д.).

Процедура логопедического обследования начинается с установления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ребенка и его личностно-типологических особенностей она может иметь несколько вариантов. Однако в любом случае знакомство начинается с того, что учитель-логопед, улыбаясь входящему ребенку, здоровается с ним, приглашает его присесть рядом с собой или пройти к шкафу с игрушками, называет свое имя, а уже потом спрашивает, как зовут обследуемого. Это может звучать, например, так: «Здравствуй, меня зовут Ольга Евгеньевна. А тебя как зовут?»

При этом степень развернутости и официальности зависит от возраста ребенка. Трехлетнему малышу можно представиться как «тетя Оля», а для тяжелого безречевого ребенка можно ограничиться просто именем «Оля». Это не влияет на авторитет учителя-логопеда, но облегчает контакт с ребенком. После знакомства предложите ребенку еще раз повторить ваше имя или имя и отчество, для того чтобы убедиться, что ребенок его запомнил и в случае необходимости сможет к вам обратиться.

Если у дошкольника выражен речевой негативизм, представьтесь сами, но не требуйте от ребенка назвать его имя. В случае, если будете настаивать, он откажется общаться с вами и обследование не состоится. Поэтому контакт с ребенком налаживается в процессе игры или предметно-практической деятельности в нейтральном для ребенка месте, например, на полу или у полки (столика) с игрушками.

Устанавливая и установив контакт с ребенком, учитель-логопед выясняет для себя некоторые особенности коммуникативного поведения, присущего обследуемому ребенку, и вносит уточнения в тактику обследования и набор дидактического материала.

Необходимо специально отметить, что материал для обследования отбирается индивидуально, но в рамках некоторых нормативов, характеризующих определенный возрастной период в жизни ребенка и его социальное окружение (городской ребенок, сельский ребенок, ребенок из неблагополучной семьи, сирота, отдаленные поселения, представители других национальностей). В настоящее время эти нормативы не определены ни количественно, ни качественно и определяются скорее интуитивно, исходя из опыта аналогичной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Технология организации логопедического обследования О.Е. Грибовой

Технология организации логопедического обследования  О.Е. Грибовой и анкеты для родителей....

Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты

В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...

Технология организации логопедического обследования

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования Методическое пособие...

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"

Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов               2.Обследовать понимание предложений...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...