Кружок "Говорящие телодвижения"
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется направлению - нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок Говорящие телодвижения | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУЖОК «Говорящие телодвижения»
Составитель: Ковригина В.С.
Учитель - логопед
п. Расцвет, 2024г.
Пояснительная записка
На сегодняшний день проблема развития речи достаточно актуальна. Дети меньше говорят, мало времени проводят в общении с родителями и сверстниками, благодаря электронным гаджетам, больше выступают в роли потребителей информации, а не собеседников.
У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Из этого следует, что учитель-логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.
Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел головного мозга.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется этому направлению - нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной). Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР.
Актуальность.
Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа учителя-логопеда с применением нейропсихологических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста способствует развитию речевой деятельности, развитию интеллектуальных способностей.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Цель программы – создание условий для развития речи у детей посредствам использования нейропсихологических игр и упражнений.
Задачи программы:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребенка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Предполагаемый результат к концу года:
- слаженная работа различных зон правого и левого полушария;
- речь соответствует или имеет тенденцию к возрастной норме;
- нарастание когнитивных возможностей: внимания, памяти, мышления;
- движения (рук и органов артикуляции) эффективны, точны, упорядочены и быстры;
- пространственные представления совершенствуются или сформированы;
- дети способны к самоконтролю, саморегуляции и преодолению трудностей;
- повышает физическую и умственную работоспособность;
- стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей.
Упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой:
- средняя продолжительность занятий – 5-7 минут;
- важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская;
- тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.
- постепенно усложняются занятия;
- следить за правильностью выполнения упражнений;
- не нужно перезагружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно – 5-6.
Календарный план работы кружка
Месяц | Упражнения | Содержание работы | Работы с родителями и педагогами |
Сентябрь | Выполнение артикуляционной гимнастики с движением рук: Упражнение «Злой пёс». Упражнение «Расчёска - Утюг» Нейроигра с мячом «Тебе-мне» Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц | 1 вариант: Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно). 2 вариант: Улыбнуться. Покусать средину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно). 1 – 2 выполнять попеременно. 1 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + почесать всеми пальцами одну ладонь. 2 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами + почесать всеми пальцами другую ладонь. 1 – 2 выполнять попеременно. Ребенок передает мяч обеими руками соседу. Выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками. | Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?» |
Октябрь | Упражнение «Часики» и «Качели» Упражнение «Конфетка» Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь» «Нос-ухо» Дидактическая игра «Нейрокарточки» | В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком:
Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно. Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь. 2 вариант: звук С – кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь. Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Выполнение заданий по нейрокарточкам двумя руками одновременно. | Пополнение речевых центров групп картотекой нейрокарточек |
Ноябрь | Упражнение «Месим тесто-Блинчик» Нейроигра «Передай другому» Нейроупражнение «Колечко» Игра «Умные дорожки» для автоматизации изолированного звука. | 1 вариант: Улыбнуться. Положить язык ежду губами, произнести: «Пя – пя – пя» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой руки. 2 вариант: Улыбнуться. Положить язык между зубами, произнести: «Та – та – та» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой. 3 вариант: Улыбнуться. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу + поочерёдно соединять в кольцо с большим пальцем остальные пальцы от указательного к мизинцу. Ребенок выполняет руками перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая) Атоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ). Ребенок «рисует» одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях или шагает пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, произнося автоматизируемый звук. | Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
Декабрь | Упражнение «Лошадка» Нейроигры с пинцетом Нейроупражнение «Локоть-колено» «Нейротаблицы на внимание» для автоматизации звука в словах. | Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно). Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам. В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить и называть парные картинки, расположенные в таблице слева и справа. | Пополнение речевых центров групп картотекой нейротаблиц. |
Январь | Упражнение «Индюк». Упражнение «Жаба» «Кинезиологические» упражнения для автоматизации звука в словах. | Языком сделать «болтушку» (бл – бл – бл) + попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко – тихо попеременно. Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. В данной игре используются нейрокарточки с кинезиопозами. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. | Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений) |
Февраль | Упражнение «Парус». Упражнение «Червячок в яблочке». Упражнение «Волшебные палочки» Игра «Внимательные ушки» для дифференциации звука в словах. | Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца. Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем: Червяк дорогу сверху вниз В огромном яблоке прогрыз. Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, показывая на неё соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж] – зелёной палочкой, на картинку со звуком [Ш] розовой палочкой). Дети подбрасывают мячики вверх, называя слова со звуком «Ш», бросают мячики об пол, называя слова со звуком «С». | Консультация для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» |
Март | Упражнение «Чистим зубы». Упражнение «Молоток-пила» Упражнение «Зеркальное рисование» | 1 вариант: Улыбнуться двигать языком влево – вправо за верхними резцами + указательными пальцами обеих рук (остальные пальцы зажать в кулак) двигать влево – вправо (пальцы держать параллельно один над другим). 2 вариант: Улыбнуться двигать языком влево-вправо за нижними резцами + указательными пальцами обеих рук двигать влево – вправо (как в п.1 только поменять положение пальцев). (Упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. (Упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. | |
Апрель | Упражнение «Гармошка». Упражнения с Доской Бильгоу. | Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно. Ребенок выполняет различные упражнения, стоя на специальной балансировочной доске и проговаривая речевой материал. Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, мячей, мишени с картинками либо цифрами). | Консультация для педагогов и родителей старших и подготовительных групп «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе» |
Май | Открытое занятие «Нейропсихологические игры и упражнения в логопедической работе». |
Список используемой литературы
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М.: 2001.
- Ибрагимова Г.Р., Мартемьянова Л.Ж. «Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР» // Совушка. 2022.
- Каткова Л.И. «Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя – логопеда».
- Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-пресс, 2018.
- Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: речедвигательные игры» – Ростов н/Д: Феникс, 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Телодвижения
Алфавит телодвижений...
Азбука телодвижений
Азубка телодижений...
Картотека дидактических игр "Алфавит телодвижений"
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку - игры (картотека д/и) для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. На иллюстрациях (фото) наглядно представлены двигательные фигуры описываемых игр...
Алфавит телодвижений
Материал в помощь инструкторам по физической культуре и воспитетелям старших, подготовительных групп детского сада...
язык телодвижений
презенатция для педагогов и родителей по определению невербалных импульсов от людей...
Язык телодвижений.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно игра занимает основное время в жизни ребенка, удовлетворяет его основные потребности. В игре ребенок получает новые знания, спосо...
Родительское собрание «Алфавит телодвижений»
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса....