Мультимедийные задания учителя – логопеда Эстрик В.Я. по автоматизации звуков у воспитанников с ТНР в условиях семьи.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Мультимедийные задания

учителя – логопеда Эстрик В.Я.

по автоматизации звуков у воспитанников с ТНР в условиях семьи.

          В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно - коммуникационных технологий, в первую очередь компьютерных.  Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

 Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость.              Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять  индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Это наглядность, дающая возможность учителю - логопеду выстроить объяснение на занятиях логично и научно. Специальные обучающие программы в детские сады доставляются достаточно редко. И выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных учителем - логопедом с учётом особенностей развития их воспитанников.

        Дошкольное детство - уникальный период в жизни, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых  – родителей и педагогов.

Семья в наше время значительно отличается от семьи прошлого века. Происходящие перемены в обществе требуют новых подходов и методов работы учителя-логопеда с родителями.  Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с ТНР определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. «Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.

Правильная речь — это заслуга не только логопеда и ребёнка, а ещё и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Мой девиз в работе с родителями: «Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»

Для того чтобы сотрудничество учителя-логопеда, и семьи было наиболее действенным, я разработала систему заданий на закрепление в домашних условиях автоматизацию поставленных звуков. Домашние задания воспитанникам ДОУ не задаются. Однако закрепление полученных на логопедических занятиях знаний в домашних условиях необходимо. Для воспитанников с тяжёлыми речевыми нарушениями требуется многократное повторение пройденного материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование информационно-коммуникативных технологий  для взаимодействия с родителями становится жизненно необходимым.

По каждой группе звуков для родителей мною созданы мультимедийные презентации  - домашние задания с играми и игровыми упражнениями на автоматизацию звуков, что позволяет каждому родителю в игровой форме помочь своему ребенку автоматизировать поставленный звук.

 Данные игры не требуют материальной оснащённости, длительных временных затрат. Как показывает опыт работы, предлагаемая система заданий успешно автоматизирует звуки, наглядно убеждает родителей в необходимости закреплять поставленный звук  в домашних условиях.

Преимущество таких заданий состоит в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все это способствует преодолению звуконарушений  и развитию навыков связной речи ребенка.

Так, например, мультимедийная презентация по автоматизации свистящих звуков

                                                ЗВУК «С - Сь»

Цель  данного пособия — привлечь родителей к выполнению  домашних заданий с детьми.

 Таким образом, происходит закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.

Выполняя предложенные игры и упражнения с опорой на картинки:

  • родители получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по автоматизации звуков;
  • дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания под руководством взрослого.

 (автоматизация звука «С» - изолированно)

        Упражнение: «Холодный ветерок».

Помоги снежинкам долететь до Снегурочки. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: С-С-С... При произнесении звука «С» ветерок должен быть холодный, чтобы снежинки не растаяли (поднеси ладонь ко рту, проверь).

C:\Users\User\Desktop\Рисунок1.png

 Автоматизация звука «С» в слогах

Задание:

Попробуй накачать мяч, колесо и надувной матрас.

Для этого произнеси правильно слог на круге и щелкни по нему мышкой. Продолжай произносить слоги правильно, пока не накачаешь мяч, колесо или матрас.

* Если ребенок еще не умеет читать, он может повторять слоги за взрослым.

* Взрослый может сам нажимать на мышку, тем самым контролировать правильное произношение звука

  Автоматизация звука «С» в словах

Лабиринт

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый  называет любые 2—5 слов — названий картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук «С».

Упражнение «Живое — неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы.

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему соответствующее слово-предмет и проговори словосочетание целиком. Образец: Идет... (собака).

  Автоматизация звука «С» в предложениях. Можно также использовать наши игры-лабиринты.

Лабиринт

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери как можно больше ответов. Образец: Сумка какая? — Сумка маленькая, красивая, голубая...

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Представь, что этих предметов много. Как изменится твое предложение? Образец: Сок стоит на столе. Соки стоят на столе.

         

Упражнение «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Выучи загадки наизусть.

Он пушистый,        Мохнатенькая,        Посадили зернышко,

серебристый,        Усатенькая,        Вырастили солнышко,

белый, белый,        Ест и пьёт,        (Подсолнух)

чистый, чистый. (Снег)        Песенки поёт.

Г. Бойко        (Киска)

Идут, идут,        Сто одёжек        Что вверх корнем растёт?

А с места не сойдут.        и все без застежек.        (Сосулька)

(Часы)        (Капуста)

  (автоматизация звука «С» в описательных рассказах)

Упражнение «Опиши игрушку». Соне подарили игрушку — пластмассового слона. Ей позвонила подруга Света и стала расспрашивать о подарке. Помоги Соне ответить на вопросы.

  —    Какой слон по цвету? (Слон серого цвета.)

  • Какой слон по размеру? (Слон большой.)
  • Назови части тела слона? (У слона есть голова, большие уши, нос — хобот, туловище, 4 ноги, хвост.)
  • Из чего сделан слон, из какого материала? (Слон сделан из пластмассы.)
  • Во что одет слон? (Слон одет в синий комбинезон, полосатые ботинки, красный свитер.)
  • Что может делать слон, выступая в цирке? (Слон умеет кататься на велосипеде.)

Повтори весь рассказ с самого начала.

Уважаемые родители не забывайте, занятия с ребенком  требуют систематичности: 10 – 15 минут каждый день дадут лучший результат, чем час – два в выходные дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание учителя - логопеда по теме "Одежда. Звук и буква М" (старшая логопедическая группа)

Материал адресован родителям для закрепления дома пройденного материала.Игры и упражнения способствуют расширению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию фонетико - фонема...

Консультация «Организация занятий по заданию учителя-логопеда в домашних условиях»

«Организация занятий по заданию учителя-логопеда в домашних условиях»Для закрепления результатов логопедической работы необходимо ежедневно заниматься с ребенком дома. Время занятий (10-15 мин) ...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда

Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...

Автоматизация звуков через игры и упражнения в условиях семьи

Данная консультация поможет родителям  ввести в речь своих детей поставленные учителем - логопедом звуки на индивидуальных коррекционно – логопедических занятиях. И так, звук или звуки пост...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Пособие для автоматизации звуков у дошкольников старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...

Консультация учителя-логопеда для родителей: «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда ДОУ».

Консультация учителя-логопеда для родителей «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда ДОУ». Выполнение домашнего задания – очень важное дело для исправления звукопр...