Автоматизация звуков через игры и упражнения в условиях семьи
консультация по логопедии (старшая группа)
Данная консультация поможет родителям ввести в речь своих детей поставленные учителем - логопедом звуки на индивидуальных коррекционно – логопедических занятиях. И так, звук или звуки поставлены, т.е. ребенок может изолированно произносит звук. В свободном общении он еще данный звук не употребляет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_avtom.zvukov.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звуков через игры и упражнения в условиях семьи.
Уважаемые родители, данная консультация поможет вам ввести в речь своих детей поставленные учителем - логопедом звуки на индивидуальных коррекционно – логопедических занятиях. И так, звук или звуки поставлены, т.е. ваш ребенок может изолированно произносит звук. В свободном общении он еще данный звук не употребляет. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с нарушениями звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (прямой/ обратный слог);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, потешках, загадках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.
Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Задача учителя - логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения для автоматизации звуков, к которым не обязательно готовить речевой материал и они не займут много времени, в них можно играть вы идете домой, гуляете на площадке возле дома, в магазине совершаете покупки и т.д.
«Посмотри вокруг». Играть можно когда вы идете домой с ребенком из детского сада, прогулки и т.д.
-Посмотри вокруг, найди и назови слова, в названии которых есть звук…, называете тот звук, который в данный момент находиться в стадии автоматизации. Можно сначала взрослому найти и назвать несколько слов – предметов, чтобы ребенку было интереснее играть с вами, ведь мама или папа тоже ищет слова вместе с ним.
«Назови со звуком…». Подумай и назови с заданным звуком слова, которые обозначают: посуду, одежду, животных и т.д. Данная игра позволит закрепит сложный звук, а так же формировать фонематическое восприятие, активизировать словарь по лексическим темам.
«Найди картинку». Предлагаем ребенку найти картинки, в названии которых слышим заданный звук, из старых журналов, газет, вырезать их и наклеить в тетрадь. Закрепляем данным упражнением не только звук, но и развиваем мелкую моторику, внимание.
«Один - много». Взрослый называет слова с заданным звуком, а ребенок должен четко произнося изучаемый звук, назвать данные слова во множественном числе. Закрепляем звук в речи, совершенствуем грамматический строй речи, внимание.
«Веселый повар». Можно предложит дома приготовить блюда, которые будут состоять из продуктов, в названии которых есть заданный звук. Поверьте, ваш ребенок с удовольствием будет вам помогать и старательно искать и произносить слова с заданным звуком.
Можно очень долго перечислять упражнения, которые помогут преодолеть трудный звук вашему ребенку. Главное, старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Литература: Л.А.Комарова «Автоматизация звука в игровых упражнениях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Автоматизация звука [Л] в игровых упражнениях"
Презентация предназначена для индивидуальных занятий логопедов и родителей....
Мастер-класс для родителей "Автоматизация звуков через расширение семантических полей слов".
Система работы по автоматизации звукопроизношения через расширение семантических полей слов, развития валентностей и функции словоизменения является апробированной и эффективной формой речевой работы ...
Буклет для родителей по автоматизации звуков через расширение семантического поля.
Слово усваивается ребёнком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи....
Мастер-класс для родителей по автоматизации звуков в играх и игровых упражнениях " Учимся, играя"
Мастер-класс дл родителей по автоматизации звуков в играх и игровых упражнениях " Учимся, играя"Цель мастер-класса: повышение мотивационной готовности родителей к активному участию в к...
Сообщение к презентации по теме: "Автоматизация звуков через использование элементов продуктивной деятельности"
Цель: разработка системы по автоматизации звуков через ритмические упражненияв сочетании с упражнениями по мелкой моторике с элементами продуктивной деятельности.Задачи: отобрать, систематизировать ре...
Мультимедийные задания учителя – логопеда Эстрик В.Я. по автоматизации звуков у воспитанников с ТНР в условиях семьи.
Автоматизация звука "С" в домашних условиях...
Автоматизация звуков через игру.
Предлагаемые вам игровые задания и упражнения: направлены не только на формирование правильной речи, но и на развитие контроля за ней....