Буклет "Игры по речевому развитию детей 6-7 лет"
материал по логопедии (старшая группа)

Широкова Ильмира Камильевна

В игре развивается речь детей, пополняется и кативизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связанная речь, умение правильно вырожать свои мысли. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx509.55 КБ

Предварительный просмотр:

Разберем на примере слова: ЛИСА.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=812a12dade0139eeeb2ea73d9252cdfe&n=13

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f73/00089af2-243ec8ca/img46.jpg

«КРАЙНИЕ ЗВУКИ»

Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа.

Ход игры: дети должны придумать слова, звучание которых начинается (заканчивается) на заданный звук. Слова предлагается подбирать на определенные лексические темы (одежда, обувь, части тела и лица и др.).

 «ДЕЖУРНЫЙ ЗВУК

Цель: развивать фонематические представления

Ход игры: взрослый  произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому не начисляются очки. Слова предлагается придумывать на заданную лексическую тему.                                   

 «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ»

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.

Пособия: звуковая линейка.

Ход игры: предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и  на звуковой линейке, сколько в нем звуков . Примерные лексические темы - мебель, транспорт, фрукты, цветы.

«ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ»

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: каждый участник получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета, или на звук, который обозначается данным цветом (синий - твердые согласные, зеленый - мягкие согласные, красный - гласные).

«ОБРАЗУЙ» Цель: учить образовать прилагательные от существительных. Ход игры: шелк – шелковистый, лиса – лисья, мужчина – мужской.

«ГНОМЫ И ВЕЛИКАНЫ» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Ход игры: халат – халатик, пальто – пальтишко, куртка – курточка, платье – платьице, кофта – кофточка.

«НАЗОВИ КАКОЙ ДОМ?» Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного. Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом; из бетона – из пластмассы -из бумаги -из камня - из металла -изо льда и тд.

«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Мячик лежит на письменном столе. Мячик упал со стола. Мячик закатился под стол. Я достал мячик из – под стола. Мячик лежит в ящике стола. Я достал мячик из ящика стола. и тд.

«ПОЧЕМУЧКИНЫ ВОПРОСЫ» Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя ку​паться в реке? 5. Почему летом жарко?

«ПОТОМУ ЧТО…» Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры: Рассуждения и ответы на вопросы: «Я мою руки потому, что…» – Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни. Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос» Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.– Объясни, почему кошка недовольна?

«ОПИШИ ИГРУШКУ» Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. 

ГБДОУ детский сад №35

Подготовила воспитатель

разновозрастной группы «В»

Широкова И.К

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=213f64420b489f195fdc9d2de47cdf09&n=13

 

Готовим руку к письму

Ребенок старшего дошкольного возраста, который идет в школу, должен хорошо владеть такими принадлежностями как карандаш, ручка, ножницы, фломастеры и т.п.

    К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.

2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

- Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка;

 - Свет при письме падает слева;

 - Сидим прямо;

 - Ноги вместе;

- Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см;

-  Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;

-  Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;

 - Оба локтя лежат на столе.

Упражнения на укрепление мышц руки

-  Закрашивание;

-  Штриховка;

- Срисовывание различных графических образов.

 - Выполнение пальчиковой гимнастики.

 «Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

- Обводка по контуру фигур различной сложности.

https://i.pinimg.com/736x/d7/2d/a1/d72da132dd50909ab33e22a51bab5c20--crossword-puzzle.jpg

Составление синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

  1. Мяч
  2. Круглый, резиновый.
  3. Катится, отпрыгивает, летит.
  4. Я играю резиновым мячом.
  5. Игрушка

Звуковой анализ слова.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам. Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные,

то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу],

«е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях:

 - в начале слова (яма, юла);

 - после гласного звука (маяк, заюшка);

 - после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь,

так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

https://myslide.ru/documents_2/cc56f91f07d4bb9fa30b8adacfc2c57c/img2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...