Поможем птицам зимой, или этот удивительный мир птиц! | Проект
проект (старшая группа)
Экологический проект о жизни зимующих птиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gr_13_zimuyushchie_ptitsy.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПТИЦЫ Птицы – удивительные создания природы, наделенные даром свободного полета. За совершенство, красоту, неутолимость и скорость, их именуют властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Разберемся, какие же есть птицы? Всех известных нам пернатых можно разделить на перелетных птиц - птицы, которые с наступлением холодных дней улетают в места богатые пищей, зимующие (оседлые) птицы - те наши пернатые друзья, которые остаются с нами зимовать. Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна - И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. (Александр Яшин)
Участники: воспитатели, дети и родители разновозрастной группы № 13 Продолжительность: Краткосрочный (3недели) Тип проекта: информационно-творческий, групповой Возраст детей: 5 – 7 лет Образовательные области : познавательное развитие, социально - коммуникативное, речевое развитие, художественно - эстетическое, физическое развитие.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА Определить, какие птицы зимуют в нашем городе. Выяснить, как люди могут помочь птицам пережить зимний период.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС Как птицы выживают зимой? Проблемные вопросы: Почему не все птицы улетают в теплые края? Чем питаются птицы зимой? Как птицы согреваются в холода? Что такое «правильная кормушка»?
ГИПОТЕЗА Если зимой для птиц устраивать столовые – кормушки и постоянно подкармливать, то зимующие (оседлые) птицы смогут пережить холодную зиму и сохранить свою численность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Всех участников проекта мы поделили на группы : 1. Исследователи , задача которых Узнать, какие птицы у нас зимуют, как выживают в холода Определить, чем зимой птицы питаются « Голодом страшна зима птицам, а не холодом ». 2. Практики , задача которых Выяснить, что такое правильная кормушка. Изготовить кормушки и подкармливать птиц Нарисовать и развешать листовки « Покормите птиц! » 3 . Наблюдатели , задача которых Провести наблюдения за поведением зимующих птиц и за птицами, посещающими кормушку Вести дневник наблюдений (« Дневник орнитолога ») Провести акцию « Сделаем кормушку на участок малышам ».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ Создать условия для развития у детей познавательного интереса Расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах Научить детей работать совместно в малых группах над решением одной задачи
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Обучающие: Выяснить у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания, расширить кругозор детей и словарный запас. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. Развивающие: Развить познавательный интерес, интерес к объектам живой природы, умение работать в команде, продолжить работу над развитием творческих способностей детей. Воспитательные : Воспитать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах, желание помогать птицам в трудное для них время.
Мероприятия проекта Игровая деятельность дидактические игры: «Что за птица? », «Четвертый лишний», «Узнай по голосу», «Угадай, птицу по описанию», «Чей хвост». настольные игры: «Домино», «Разрезные картинки». сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор», «Лесная школа», «Больница птиц». театрализованные игры: «Где обедал воробей? » подвижные игры: «Перелетные и зимующие птицы», «Воробышки и автомобиль», «Птицелов», «Чья команда быстрее заполнит кормушки кормом? », «Совушка – сова». Художественное творчество рисование «Снегири на ветке»; оригами «Снегири»; лепка «Ворона»; аппликация «Синички и снегири». Музыкальная деятельность Слушание музыки «Голоса птиц». Познавательная деятельность Экскурсии по территории детского сада Беседы: «Как узнать птиц? », «Кто от зимы не улетает? », «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети и родители заботятся о птицах». Решение проблемных ситуаций: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой? », «Как я спас птичку». Наблюдение за жизнью птиц в зимнее время года Художественное слово и речевая деятельность заучивание и чтение стихотворений: А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Михалков «Птичья столовая», А. Барто «Скачет шустрая синичка», В, Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», А, Прокофьева «Свиристели», О, Григорьева «Синица». чтение рассказов: Г. Скребицкий «Появились синички», В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно», Л. Воронкова «Птичьи кормушки». составление рассказов по иллюстрациям. разгадывание загадок.
Работа с родителями консультация на тему: «Из чего можно сделать кормушку для птиц». конкурс «Лучшая кормушка». консультация на тему: «Они остались зимовать, мы им будем помогать». выставка «Птичка - сделанная своими руками». фотоконкурс «Птицы и люди». Совместные акции «Сделаем кормушку на участок малышам». «Добрая зима для птиц». «Сало – любимое лакомство синичек». «Хлебные крошки для птиц».
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Расширение кругозора детей о зимующих птицах. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях. Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о пернатых друзьях, сформируется эмоциональное отношение к миру природы в целом и миру птиц в частности. Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
1. Подготовительный этап - Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. - Анкетирование родителей. - Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов, составление плана работы в группах. - Подбор необходимой литературы по данной теме.
2.Основной этап . Работа с детьми. 1 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. Понедельник - беседа «Что ты знаешь о птицах?» Вторник - Д/игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь» Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются). - Чтение худ. Литерат уры: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова - Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Среда - Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рисование - «Синица» - учить передавать внешний вид синицы. Четверг - ручной труд(из природного материала) «Птицы нашего участка». Пятница - дид. игра: «Четвёртый лишний». «Один – много» 2 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта . Понедельник - оформление уголка книги (подбор книг о птицах), Вторник – заучивание стихотворений «Воробей» Н. Рубцов.
Среда - оформление альбома: «Зимующие птицы», Четверг - оформление картотеки загадок, стихов о птицах. - ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке. (ежедневно) Пятница - оформление коллажа «Зимующие птицы» 3 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время. Понедельник - беседа «Трудно птицам зимовать». Вторник - Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто. (скороговорок, считалок). Среда - Рисование «Моя любимая птичка». Пятница - Чтение худ. литературы : Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин. - заготовка корма для птиц Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова». - прослушивание грамзаписи с голосами птиц
Работа с родителями 1 неделя. Понедельник – анкетирование «Зимующие птицы» 2 неделя. Консультации – «Покормите птиц зимой» «Они остались зимовать, мы им будем помогать»
3. Заключительный этап. Работа с родителями Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц» Работа с детьми. Викторина : «Кто больше знает о птицах?» Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать, умение презентовать свою птицу.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА В группе созданы необходимые условия для формирования целостного представления о жизни зимующих птиц. У детей сформирована система знаний о зимующих птицах, появилось желание помогать птицам в зимнее время года. Дети стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе. Сами напоминают, что надо взять корм и разложить в кормушки, чувствуют ответственность за птиц, прилетающих на участок. Совместная деятельность детей и родителей способствовала улучшению их взаимоотношений, сплочению и взаимопониманию.
Групповой коллаж «Поможем зимующим птицам». Веселая мастерская «Мой пернатый друг».
Мы кормушки мастерили, малышам дарили
СОСТАВЛЕНА ПАМЯТКА Памятка "Как подкармливать птиц”. 1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. 2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах. 3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно. 4. Кормушки нужно держать в чистоте. 5. Следите, чтобы в кормушке не было снега. 6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Приметы, связанные с птицами Приметы. 1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз. 2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. 3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду. 4. Перед метелью воробьи чирикают. 5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место. 6. Синицы порхают под окном – к холоду. 7. В марте птички щебечут к хорошей погоде. 8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть. 9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
ВЫВОД Наша гипотеза подтвердилась: Если для зимой для птиц устраивать столовые – кормушки и постоянно подкармливать, то зимующие (оседлые) птицы смогут пережить холодную зиму и сохранить свою численность. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам строя кормушки. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.
Мы узнали, что для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Из-за холода они теряют много тепла. Для того чтобы согреться, птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы зимой ищут себе еду. А уж кто остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому, главное правило- не забывать подсыпать корм в кормушки! Мы убедились, что устроить зимнюю столовую для птиц – это значит спасти их от голодной смерти. А это не просто « хорошее дело ». Оно – очень полезное дело. Мы поняли, что правильная кормушка - это не ярко-раскрашенный замок с красивыми створками дверцами и башенками. В первую очередь, правильная кормушка - это кормушка, в которою мы постоянно подсыпаем корм . Главные гости птичьей столовой – синицы. Прилетают свиристели, снегири и, уж , конечно –воробьи. Синицы охотно клюют несоленое мясо, очень любят свежее несоленое сало. Мясо и сало лучше подвешивать на нитке, синички сядут на ветку и поклюют. Птицы очень быстро привыкают к столовой. Можно заметить, что птицы прилетают к столику « вовремя » : если класть корм по часам, то птицы прилетят именно в эти часы дня. Если в течение двух- трех дней корм будет отсутствовать в кормушке, птицы перестают навещать место кормления. Если начал птиц кормить, Ты уж не бросай! И пустой кормушку ты не оставляй! Так доверчивы они, Верят нам, как дети. Помни – ты их приручил, Ты за них в ответе!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Воронкевич О. А. "Экология". 2. Комарова Т. С. "Занятие по изодеятельности". 3. Лыкова И. А. "Изодеятельность в детском саду". 4. Пензулаева Л. И. "Подвижные игры".
Благодарность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этот удивительный мир птиц»
Данное занятие расчитано на закрепление знаний детей о видовых признаках птиц и их класиификации по опреленному признаку. Способствует развитию воображения, внимания и умению рассуждать. Воспитывает и...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»
Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...
Проект на тему "Этот удивительный мир птиц."
Проект для детей старшей группы на тему "Этот удивительный мир птиц."...
ПРОЕКТ НАКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ "НЕТРАДИЦИОННАЯ КОРМУШКА - ЛАКОМСТВО ДЛЯ ПТИЦ"
ПРОЕКТ НАКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ . ЛАКОМСТВО ДЛЯ ПТИЦПРОЕКТ БЫЛ ПРОВЕДЕН В 2 ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА(1 младшей группе)...
Викторина "Удивительный мир птиц" (зимующие птицы)
создание условий для игрового взаимодействия детей подготовительной к школе группы как заключительное тематическое развлечение по теме «Зимующие птицы»...
План утреннего круга в средней группе №1 «Гномики» с 18.12.23 по 22.12.23г. Блок «Зимушка-Зима», Тема недели: «Животные и птицы зимой»
План утреннего круга в средней группе в декабре....
Акция "Покормим птиц зимой" Изготовление кормушки и подкормка птиц
Начало акции «Покормите птиц!» приурочено к 12 ноября, известному в народном календаре как день Зиновия-синичника, или Синичкин день. Цель акции - привлечь внимание детей и взрослых к...