Игры с кинетическим песком при обучении детей предлогам
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Игры с кинетическим песком при обучении детей предлогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_kineticheskim_peskom_pri_obuchenii_detey_predlogam.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Шкирдова Екатерина Михайловна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного вида» города Чебоксары
Игры с кинетическим песком при обучении детей предлогам
Актуальность
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи часто имеют трудности при употреблении предлогов в речи. В силу особенностей своего речевого дефекта (низкий уровень фонематического восприятия, понимания речи) дети при построении предложений используют упрощенные варианты, не используют предложно-падежные конструкции. Это делает их речь бедной и не всегда понятной. У неговорящих детей возникают трудности при выполнении заданий с предлогами.
Проблемой употребления в речи предлогов у детей с тяжелыми нарушениями речи занимались многие авторы. В модели порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной уделяется внимание несформированности операции грамматического структурирования в случае нарушения употребления предложно-падежных конструкций.
О.В.Правдина считает, что обучение детей предлогам целесообразно проводить с работой по расширению представлений детей об окружающем мире и накоплению словаря. Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Для ребёнка, ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных слов.
Р.И. Лалаева отмечает, что в работе с детьми с ТНР следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т.е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.
Таким образом, проблема употребления предлогов в речи детей с тяжелыми нарушениями речи является достаточно актуальной.
Анализ ситуации (внешней и внутренней)
Знакомство с предлогами русского языка – процесс довольно длительный, так как детям предстоит изучение не только предлогов, но и падежных окончаний существительных. Детям с тяжелыми нарушениями речи, в силу особенностей своего развития, требуется больше времени, чтобы понять принцип употребления предлогов в словосочетаниях и предложениях, а также смысловую нагрузку, которую они несут.
С детьми ведутся занятия по обучению грамоте, но предлагаемый учебный материал с трудом воспринимается детьми. Картинно-графические схемы не всегда понятны детям. Построение предложений по ним удается только с помощью педагога.
У воспитанников логопедических групп, помимо проблем с речью, имеются недостаточно развитые психические познавательные процессы. У многих детей мышление развито на уровне наглядно-действенного, поэтому учебный материал они лучше воспринимают в практической игровой деятельности.
Проблема
Использование в речи предлогов часто вызывает трудности у детей с различными нарушениями речи, поэтому у них часто встречаются грамматические ошибки: пропуски, замены предлогов, а также неправильное употребление падежного окончания существительных. Кроме этого, дети, имеющие нарушения речи, с трудом ориентируются в пространстве: не могут определить и объяснить словами расположение предметов. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
Цель - научить детей с тяжелыми нарушениями речи понимать и использовать в речи предлоги на примере игровых действий, совершаемых с кинетическим песком.
Задачи:
1) образовательные:
- учить детей понимать предлоги и правильно их использовать в речи;
- формировать умение составлять предложения с использованием предлогов;
- развивать умение выполнять действия с предлогами;
- развивать умение ориентироваться в пространстве, располагать предметы относительно друг друга в соответствии с заданным предлогом;
2) развивающие:
- развивать импрессивную и экспресивную речь, умение слышать и проговаривать предложно-падежные конструкции;
- расширять словарный запас по лексическим темам для данного возраста детей;
- способствовать развитию понимания речи, мелкой моторики, мыслительной деятельности;
3) воспитательные:
- развивать усидчивость, терпение, целеустремленность;
- формировать у детей чувство уверенности в себе;
- способствовать развитию умения работать в малой группе, выслушивать ответы других детей, не перебивать.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта дети лучше усваивают значения предлогов, употребляют их в своей речи, правильно образовывают падежные окончания существительных в словосочетаниях с предлогами. Дети ориентируются в пространстве относительно предметов вокруг себя, могут определить и объяснить словами пространственное расположение предметов. Их речь становится грамматически правильной, высказывания более развернутые, расширяется словарный запас по лексическим темам.
Материально-технические ресурсы
Для реализации проекта потребуются: плоский контейнер с закрывающейся крышкой, кинетический песок – 3-5 кг, разнообразные мелкие фигурки животных, людей, сказочных персонажей, конструктор для построек, палочки Кьюзинера, блоки Дьеныша, цветные предметные карточки, камешки Марблс, лопатки, наборы формочек для песка, предметы-заместители, ламинированные предметные карточки и т.д.
Участники проекта
Проект разработан для обучения детей среднего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, предложно-падежным конструкциям в процессе коррекционной логопедической работы.
Этапы и содержание проекта
Проект состоит из двух этапов: подготовительного и основного.
1. Подготовительный этап
Цель – создать условия для обучения детей с тяжелыми нарушениями
речи предлогам.
На первом этапе изучается имеющаяся литература по данной теме,
создается планирование практической части, подбирается необходимое оборудование и дидактический материал.
Оснащение: плоский контейнер с закрывающейся крышкой, кинетический песок – 3-5 кг. Разнообразные мелкие фигурки животных, людей, сказочных персонажей, конструктор для построек, палочки Кьюзинера, блоки Дьеныша, цветные предметные карточки, камешки Марблс, лопатки и т.д.
2. Основной этап
Цель – обучение детей среднего дошкольного возраста, имеющих
тяжелые нарушения речи, предлогам посредством игр с кинетическим песком.
В данном возрасте для детей предлагается изучение следующих предлогов: в, на, под, над, из, около, за, у, с, перед, от, к, по, из-под, из-за. Последовательность изучения у авторов, занимающихся этим вопросом, варьируется. Мы будем придерживаться мнения А.Н.Гвоздева, добавив свои небольшие изменения.
Изучение предлогов по нашему проекту тесно соприкасается с лексическими темами, изучаемыми в логопедической группе. Это позволяет уточнить и расширить представления детей об окружающем мире.
Механизм реализации проекта
Как строится работа по обучению предлогам в играх с кинетическим песком? Так как любой предлог связан с существительными, учебная деятельность построена на представлениях детей о предметах и явлениях окружающего мира. Поэтому в помощь идут предметные картинки, которые лучше заламинировать, чтобы они дольше прослужили; а также разнообразный игрушечный и бросовый материал. Ламинированные карточки можно класть, ставить на песок, закапывать, оставляя центральную часть картинки. С мелкими игрушками и предметами можно обыгрывать действия. Кинетический песок служит не только основой для выкладывания дидактических пособий на нем, но и самим игровым материалом для учебного процесса. Благодаря его особенностям, песок можно лепить, с помощью формочек строить разные фигуры, его можно рассыпать, насыпать, сметать, в него можно закапывать и извлекать наружу предметы. Разнообразие действий, совершаемых с кинетическим песком, позволяет составлять различные предложно-падежные конструкции.
Процесс обучения предлогам в процессе игры строится по следующей схеме:
- педагог выполняет действие и проговаривает его;
- педагог просит ребенка выполнить такое же действие;
- ребенку задается вопрос, в ответе на который должен прозвучать
изучаемый предлог;
- ребенок самостоятельно выполняет действие и проговаривает его.
Знакомство предлога в практической деятельности позволяет лучше познакомиться с ним и закрепить в своей речи.
Перспективный план
Месяц | Тема занятия | Цель | Методические приемы |
Октябрь | Предлоги «НА», «С». Осень. | Учить понимать предлоги «НА», «С» и правильно их использовать в речи. Расширить представления детей о явлениях осени. | 1.Игра «Куда упала капелька?» 2. Игра «На что упал лист?» 3.Игра «Откуда полетел листок?» |
Предлоги «В», «ИЗ». Овощи. | Учить понимать предлоги «В», «ИЗ» и правильно их использовать в речи. Расширить и уточнить знания детей об овощах. | 1.Игра «Что где растёт?» 2. Игра «Собери урожай». | |
Ноябрь | Предлоги «С» и «У». Игрушки. | Учить понимать предлоги «С», «У» и правильно их использовать в речи. Закрепить знания детей об игрушках. | 1.Игра «Кто с чем играет?» 2.Игра «Что у кого?» 3.Игра «Где лежит?» 4.Игра «Кто где живёт?» |
Предлоги «ЗА» и «ПОД». Посуда. | Учить понимать предлоги «ЗА», «ПОД» и правильно их использовать в речи. Расширить представления детей о посуде. | 1.Игра «Где посуда?». 2.Игра «Найди пропавшие предметы?» 3.«Где лежит?» | |
Декабрь | Предлог «С». Продукты. | Закрепить понимание предлога «С» и правильное его употребление в речи. Уточнить и расширить знания детей о продуктах питания. | 1. Игра «С чем пьют чай?» 2.Игра «День рождения». 3. Игра «Что с чем?» 4. «С чем корзинка?» |
Предлог «ПОД», «НАД». Зимующие птицы. | Учить понимать предлоги «ПОД», «НАД» и правильно их использовать в речи. Расширить представления детей о зимующих птицах. | 1.Игра «Кто где летает?» 2.Игра «Спрячь птицу от мороза». | |
Январь | Предлоги «ЗА», «ОКОЛО». Дикие животные. | Учить понимать предлоги «ЗА», «ОКОЛО» и правильно их использовать в речи. Расширить представления детей о диких животных. | 1.Игра «Кто где спрятался?» 2.Игра «Кто где отдыхает?» |
Предлоги «ОКОЛО», «ПЕРЕД», «С». Домашние животные и их детеныши. | Учить понимать предлоги «ОКОЛО», «ПЕРЕД», «С» и правильно их использовать в речи Расширить представления детей о домашних животных и их детенышах. | 1.Игра «Помоги маме найти своего детеныша». 2.Игра «Кто с кем?» | |
Февраль | Предлоги «К», «ОТ». Домашние птицы и их птенцы. | Учить понимать предлоги «К», «ОТ» и правильно их использовать в речи. Уточнить знания детей о домашних птицах и их птенцах. | 1.Игра «Куда-откуда». 2.Игра «Кто куда пошел гулять?» 3.Игра «Кто откуда идет?» |
Предлог «ОКОЛО». Мебель. | Закреплять понимание предлога «ОКОЛО» и правильное его употребление в речи. Расширить представления детей о мебели. | 1.Игра «Расставим мебель». 2.Игра «Что где стоит?» | |
Март | Предлоги «В», «НА», «ПО». Транспорт. | Учить понимать предлоги «В», «НА», «ПО» и правильно их использовать в речи. Уточнить знания детей о транспорте. | 1.Игра «Путешественники». 2.Игра «Выложи дорогу». 3.Игра «Разложи карточки правильно». |
Предлоги «ИЗ-ПОД», «ИЗ-ЗА». Весна. | Учить понимать предлоги «ИЗ-ПОД», «ИЗ-ЗА» и правильно их использовать в речи. Расширить представления детей о весне, явлениях погоды. | 1.Игра «Клад под снегом». 2.Игра «Помоги цветку». 3.Игра «Прятки с солнечным лучиком». | |
Апрель | Предлоги «К», «ОТ». Дом. | Закреплять понимание предлогов «К», «ОТ» и правильное их употребление в речи. | 1.Игра «В гости». 2.Игра «Проложи маршрут» 3.Игра «Выложи дорожку» |
Предлоги «ИЗ-ПОД», «ИЗ-ЗА». Насекомые. | Закреплять понимание предлогов «ИЗ-ПОД», «ИЗ-ЗА» и правильное их употребление в речи. | 1.Игра «Кто где спрятался?» 2.Игра «Кто быстрей?» |
Заключение
Организация коррекционной работы с использованием наглядно-дидактических и игровых пособий и материалов позволяет добиться лучших результатов у детей с тяжелыми нарушениями речи. Кинетический песок лучшим образом подходит для обучения детей предлогам. Контейнер с «волшебным» песком и набором разнообразных игрушек, картинок и предметов-заместителей позволяет создавать игровые ситуации для развития речи.
Ребенок, играя с песком, совершает различные действия: закапывает, прячет, достает, высыпает, строит и т.д. В это время с помощью педагога он знакомится с предлогами, учится понимать смысл предложно-падежных конструкций, проговаривать их. Такое сложное взаимодействие движений тела с мыслительной деятельностью и речью позволяет лучше осваивать понятия предлогов. Кроме того, развивается мелкая моторика у детей, что оказывает благотворное влияние на развитие речи.
Таким образом, игры с кинетическим песком при обучении детей предлогам являются эффективным методом в коррекционной работе учителя-логопеда.
Список использованных источников
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 472 с.
2. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности Категория: психо- и нейролингвистика: учебник / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - Высшая школа: электронная книга, 2007. – 320 с.
3. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя): монография / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – СПб.: Союз, 1999. – 158 с.
4. Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. // Дефектология. -1999. - №1. – С. 55-58.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с кинетическим песком для детей
Игры с кинетическим песком для детей...
Игры с кинетическим песком для детей младшего дошкольного возраста.
Картотека игр....
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с кинетическим песком» (для детей младшего дошкольного возраста)
Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники....
Журнал для родителей "Адаптация детей младшего дошкольного возраста через игру с кинетическим песком"
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями....
Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть
Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...
Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается нетрадиционный метод воздействия песочной терапии в работе логопеда как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Использовани...
Проект. По этапное обучение родителей играм с кинетическим песком совместно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, которая в последнее время завоевывает все больше внимание со стороны родителей. Цель проекта, познакомить родителей с и...