Конспект занятия "Звук и буква Н"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_zvuk_i_bukva_n.docx650.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Звук и буква Н»

                                                                          Составила: учитель-логопед

                                                                                     Осипова Марина Николаевна

Тема: «Звук и буква «Н»»

Задачи:

1. Познакомить  детей с согласным звуком  [Н], [Н‘]  и графическим образом буквы М.

2.Закрепить  умение  детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Н], [Н‘].

3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком.

4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения,  навыки словообразования прилагательных от существительных.

5.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву, произносить правильно слоги и предложения.

6.Развивать фонематический слух,  мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, зрительное восприятие.

7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование: картинки с предметами со звуком «Н», образец печатания маленькой и заглавной букв, набор камней для отгадывания букв, фланелеграфы, презентация, игрушка Совы.

Ход занятия        

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, давайте встанем в круг  «Дружбы» и поиграем в игру.

Друг дружке улыбнитесь,
Друг с дружкой подружитесь!
Крепко-крепко обнимитесь.

(Ребята берутся за руки, сжимают руки, обнимаются).

Молодцы, а теперь садимся за столы.

Артикуляционная гимнастика.

Вы расселись по порядку,
Дружно сделаем зарядку,
Не ногами, не руками (топают, хлопают),
А своими … 
язычками (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют)!

Дидактическая игра « Чистоговорки-добавлялки»:

(слышны звуки ухающей совы)

- Ребята, что это за звуки (на слайде картина осеннего  леса)? Откуда они? Из леса? (логопед заглядывает за экран, показывается с совой-рукавичкой)

- Ребята, знакомьтесь – это очень Мудрая Сова. По лесу разлетелась новость о том, что в нашем детском саду ребята подготовительной группы умеют играть в «Чистоговорки - добавлялки». Поиграем с нашей гостей? (Да.)

(Картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)

  • На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
  • На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
  • На! На! На! Россия – любимая …(страна).
  • Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
  • Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
  • Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
  • Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
  • Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну).

2.Сообщение темы занятия:

- Молодцы! Какой звук слышен в словах: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна? (ответ ребёнка: Звук [Н]).

- Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью).
- Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?

(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).

- А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)

- Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?

(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).

- Правильно! Совунья приготовила для вас интересные игры со звуками [Н] - [Нь]. Поиграем? (Да.)

Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь] с мячом:

- Ребята, встаньте за стульчиками, приготовьте ручки-лодочки. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь].

На-ня-на
Но-нё-но
Ну-ню-ну
Ны-ни-ны

Ан-ань-ан
Он-онь-он
Ун-унь-ун
Ын-ынь-ын

Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации):

- Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?

  • Нитки, ночь, низкий, Никита
  • Сын, конь, пень, огонь
  • Батон, олень, океан, трон
  • Нос, ногти, носки, нитки
  • Коньки, санки, танки, конфеты
  • Книга, линейка, карандаш, земляника.

Дидактическая игра «Посчитай следы»:

- В осеннем  лесу много следов. Поиграем вместе с Совушкой в следопытов? (Да.)

- Ребята, выходите из-за столов, встаньте полукругом.

(слайд со следами кабана)

- Ребята, кто это? (Это кабан.)

- Чьи это следы? (Это кабаньи следы на снегу.)

- Посчитайте по-очереди кабаньи следы. (Первый ребёнок начинает считать, следующий продолжает и т.д. по количеству детей.)

Пример: один кабаний след на снегу, два кабаньих следа на снегу, три кабаньих следа на снегу и т.д.

- Молодцы! Хорошо посчитали кабаньи следы. Тсс! Всё, убежал кабан.

(На слайде лесные полянки со следами других животных: зайца, белки, волка, лося.)

Ребята, а буквы тоже имеют свои следы – отгадывание букв и выкладывание их камешками.

Отгадывание загадки: (звучат звуки проезжающей тройки лошадей)

- Ребята, что это за звуки? Отгадайте загадку:

Они красивы, грациозны,
Стихия их – азарт погони,
Беря барьеры виртуозно,
Летят быстрее ветра
 … (Кони). С. Устабеков

- Верно! Русская пословица гласит: «Домой и кони веселее бегут». Пора нам обратно в садик возвращаться. «До свидания» Сова. Закройте глаза; раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять! Открывайте глазки.

Ой, ребята, а как мы попали в детский сад? Нам помогли кони.

Назовите первый звук в слове «К-они». (Звук [К]).

- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину твёрдого звука [К]. Нанизывайте её.

- Назовите звук, следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни». (Звук [О]).

- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [О]. Нанизывайте её так, чтобы она была второй по счёту (слева направо счёт).

- Назовите звук, следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и». (Звук [Нь]).

- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину мягкого звука [Нь]. Нанизывайте её так, чтобы она была третьей по счёту (слева направо счёт).

- Назовите последний звук в слове «конИ». (Звук [И]).

- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [И]. Нанизывайте её так, чтобы она была последней по счёту (слева направо счёт).

По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам, повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Молодцы, давайте пропишем наш звук и разберём слово «КОНИ».

Чтение простых слогов:

- Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком.

- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце: (поочередное чтение)
АН, УН, ОН, ИН.

- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале: (поочередное чтение)
НА, НУ, НО, НИ.

Дидактическая игра «Ребус»: (слайд на экране)

- Ребята, разгадайте ребус и вы узнаете имя нашей Очень Мудрой Совы, без которой наше занятие не было бы так увлекательно. Вспомните правило: имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. Будьте внимательны при решении ребуса.

- Расставьте буквы в соответствии с их порядковыми номерами. (У детей буквы разрезной азбуки).

4

2

3

1

а

и

н

Н


- Молодцы! Прочитайте, как зовут сову (все дружно хлопают себе).

А сейчас я посмотрю, как вы запомнили данную букву. Найдите все буквы «Н на рисунке.»

C:\Users\Екатерина\Desktop\hello_html_m23a2df33.png

3. Подведение итогов занятия:

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н. (Слайд с буквой-Н).

- Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились?

- Ребята, вы замечательно поработали, отлично справились с заданиями Очень Мудрой Совы Нины..






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...