Конспект занятия "Звук и буква Н"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
«Звук и буква Н»
Составила: учитель-логопед
Осипова Марина Николаевна
Тема: «Звук и буква «Н»»
Задачи:
1. Познакомить детей с согласным звуком [Н], [Н‘] и графическим образом буквы М.
2.Закрепить умение детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Н], [Н‘].
3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком.
4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения, навыки словообразования прилагательных от существительных.
5.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву, произносить правильно слоги и предложения.
6.Развивать фонематический слух, мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, зрительное восприятие.
7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.
Оборудование: картинки с предметами со звуком «Н», образец печатания маленькой и заглавной букв, набор камней для отгадывания букв, фланелеграфы, презентация, игрушка Совы.
Ход занятия
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, давайте встанем в круг «Дружбы» и поиграем в игру.
Друг дружке улыбнитесь,
Друг с дружкой подружитесь!
Крепко-крепко обнимитесь.
(Ребята берутся за руки, сжимают руки, обнимаются).
Молодцы, а теперь садимся за столы.
Артикуляционная гимнастика.
Вы расселись по порядку,
Дружно сделаем зарядку,
Не ногами, не руками (топают, хлопают),
А своими … язычками (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют)!
Дидактическая игра « Чистоговорки-добавлялки»:
(слышны звуки ухающей совы)
- Ребята, что это за звуки (на слайде картина осеннего леса)? Откуда они? Из леса? (логопед заглядывает за экран, показывается с совой-рукавичкой)
- Ребята, знакомьтесь – это очень Мудрая Сова. По лесу разлетелась новость о том, что в нашем детском саду ребята подготовительной группы умеют играть в «Чистоговорки - добавлялки». Поиграем с нашей гостей? (Да.)
(Картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)
- На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
- На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
- На! На! На! Россия – любимая …(страна).
- Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
- Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
- Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
- Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
- Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну).
2.Сообщение темы занятия:
- Молодцы! Какой звук слышен в словах: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна? (ответ ребёнка: Звук [Н]).
- Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью).
- Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?
(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).
- А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)
- Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?
(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).
- Правильно! Совунья приготовила для вас интересные игры со звуками [Н] - [Нь]. Поиграем? (Да.)
Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь] с мячом:
- Ребята, встаньте за стульчиками, приготовьте ручки-лодочки. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь].
На-ня-на
Но-нё-но
Ну-ню-ну
Ны-ни-ны
Ан-ань-ан
Он-онь-он
Ун-унь-ун
Ын-ынь-ын
Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации):
- Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?
- Нитки, ночь, низкий, Никита
- Сын, конь, пень, огонь
- Батон, олень, океан, трон
- Нос, ногти, носки, нитки
- Коньки, санки, танки, конфеты
- Книга, линейка, карандаш, земляника.
Дидактическая игра «Посчитай следы»:
- В осеннем лесу много следов. Поиграем вместе с Совушкой в следопытов? (Да.)
- Ребята, выходите из-за столов, встаньте полукругом.
(слайд со следами кабана)
- Ребята, кто это? (Это кабан.)
- Чьи это следы? (Это кабаньи следы на снегу.)
- Посчитайте по-очереди кабаньи следы. (Первый ребёнок начинает считать, следующий продолжает и т.д. по количеству детей.)
Пример: один кабаний след на снегу, два кабаньих следа на снегу, три кабаньих следа на снегу и т.д.
- Молодцы! Хорошо посчитали кабаньи следы. Тсс! Всё, убежал кабан.
(На слайде лесные полянки со следами других животных: зайца, белки, волка, лося.)
Ребята, а буквы тоже имеют свои следы – отгадывание букв и выкладывание их камешками.
Отгадывание загадки: (звучат звуки проезжающей тройки лошадей)
- Ребята, что это за звуки? Отгадайте загадку:
Они красивы, грациозны,
Стихия их – азарт погони,
Беря барьеры виртуозно,
Летят быстрее ветра … (Кони). С. Устабеков
- Верно! Русская пословица гласит: «Домой и кони веселее бегут». Пора нам обратно в садик возвращаться. «До свидания» Сова. Закройте глаза; раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять! Открывайте глазки.
Ой, ребята, а как мы попали в детский сад? Нам помогли кони.
Назовите первый звук в слове «К-они». (Звук [К]).
- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину твёрдого звука [К]. Нанизывайте её.
- Назовите звук, следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни». (Звук [О]).
- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [О]. Нанизывайте её так, чтобы она была второй по счёту (слева направо счёт).
- Назовите звук, следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и». (Звук [Нь]).
- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину мягкого звука [Нь]. Нанизывайте её так, чтобы она была третьей по счёту (слева направо счёт).
- Назовите последний звук в слове «конИ». (Звук [И]).
- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [И]. Нанизывайте её так, чтобы она была последней по счёту (слева направо счёт).
По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам, повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
Молодцы, давайте пропишем наш звук и разберём слово «КОНИ».
Чтение простых слогов:
- Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком.
- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце: (поочередное чтение)
АН, УН, ОН, ИН.
- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале: (поочередное чтение)
НА, НУ, НО, НИ.
Дидактическая игра «Ребус»: (слайд на экране)
- Ребята, разгадайте ребус и вы узнаете имя нашей Очень Мудрой Совы, без которой наше занятие не было бы так увлекательно. Вспомните правило: имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. Будьте внимательны при решении ребуса.
- Расставьте буквы в соответствии с их порядковыми номерами. (У детей буквы разрезной азбуки).
4 | 2 | 3 | 1 |
а | и | н | Н |
- Молодцы! Прочитайте, как зовут сову (все дружно хлопают себе).
А сейчас я посмотрю, как вы запомнили данную букву. Найдите все буквы «Н на рисунке.»
3. Подведение итогов занятия:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н. (Слайд с буквой-Н).
- Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились?
- Ребята, вы замечательно поработали, отлично справились с заданиями Очень Мудрой Совы Нины..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...