«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ»
консультация по логопедии (старшая группа)

Андреева Симона Семеновна

Почему нужно развивать речь и обучать детей творческому рассказыванию. Родной

язык играет важную роль в развитии личности человека. Язык и речь тесно связаны с развитием высших психических функций; мышление, воображение, память, эмоции.

Необходимым условием воспитания и обучения служит язык и является важнейшим средством человеческого общения и познания в действительности.

Мы понимаем, что «проживание» и «переживание» вовремя чтения литературного произведения детям дошкольного возраста, дают возможность «играть» с художественным словом делают процесс более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задуматься о значении использованных в тексте слов и выражений, способствуют обогащению речи, формированию ее образности. Процесс общения с литературным произведением становится более радостным. Именно поэтому игровые творческие задания, словесные игры, театрально-игровая деятельность должны активно использоваться в работе по ознакомлению с художественной литературой для детей старшего дошкольного возраста. Еще К.И. Чуковский говорил, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах. Поэтому надо использовать тяготение детей к сказке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Симона Семеновна Андреева

Учитель - логопед

Детский сад №1 «Звездочка»

г.Якутск

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ»

Почему нужно развивать речь и обучать детей творческому рассказыванию. Родной

язык играет важную роль в развитии личности человека. Язык и речь тесно связаны с развитием высших психических функций; мышление, воображение, память, эмоции.

Необходимым условием воспитания и обучения служит язык и является важнейшим средством человеческого общения и познания в действительности.

Мы понимаем, что «проживание» и «переживание» вовремя чтения литературного произведения детям дошкольного возраста, дают возможность «играть» с художественным словом делают процесс более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задуматься о значении использованных в тексте слов и выражений, способствуют обогащению речи, формированию ее образности. Процесс общения с литературным произведением становится более радостным. Именно поэтому игровые творческие задания, словесные игры, театрально-игровая деятельность должны активно использоваться в работе по ознакомлению с художественной литературой для детей старшего дошкольного возраста. Еще К.И. Чуковский говорил, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах. Поэтому надо использовать тяготение детей к сказке.

Творческое рассказывание у детей старшего дошкольного возраста будет развивать

успешно, если:

- развивать образно-выразительную речь детей, учитывать психологические и педагогические основы обучения.

- использовать формы художественно-речевой (театрализованной, изобразительной)

деятельности и разнообразные виды творческих заданий.

- активизировать способы совместной деятельности взрослых и детей.

Разработанные средства обучения образно - выразительной речи старшего дошкольника как основы обучения творческому рассказыванию можно использовать в практической деятельности детского сада.

Дошкольный возраст - это период активного развития у детей разговорного языка, становление всех сторон речи; фонематической, лексической, грамматической. Одной из главных задач речевого воспитания дошкольников являются формирование связной речи, развития умения содержательно и логично строить высказывания. Ребенок в дошкольном возрасте активно учится владеть речью как средством общения. С помощью речи он учится рассказывать о происходящих событиях, учится и делится своими впечатлениями, учится строить со сверстниками и со взрослыми отношения, что к человеку нужно обращаться по имени, он учится благодарить за оказанное внимание. Речь как средство общения у детей несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию.

Становясь более самостоятельными, дети старшего возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Речь является основным средством общения, расширение круга общение требует от ребенка полноценного овладения речью.

Развитие речи идет в нескольких направлениях; развивается практическое употребление в общении с другими людьми, вместе тем речь становится основной орудием мышления. При определенных и развивающих условиях воспитания и развития ребенок начинает не только пользоваться речью, но и будет осознавать ее строение, что имеет важное значение для овладения грамотой.

Т. Н. Ушакова отмечает: «С психологической точки зрения речь - средство общения, включенное в коммуникативный контур и состоящее в передаче смысла». Приводя примеры исследований и речи детей раннего возраста, А. В. Запорожец подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Он отмечал, что «речь, слово лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом и превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в одном единстве, и без этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь».

Известны мысли К. Д. Ушинского о роли народного творчества в обучении родному языку и связи ознакомления со сказками с развитием детского воображения. Он отмечал, что малые формы фольклора, помимо воздействия на развитие ума, помогают развитию к образности родной речи, красочности и меткости языка. Великий педагог восхищался способностью, которое создает в человеке слово и развивает его дух: «Вы замечаете, что ребенок желая выразить свою мысль, в одном случае употребляет одно выражение, в другом - другое, и не вольно удивляетесь чутью, с которым подметил необычайно тонкое различие между двумя словами, по видимому очень спорному».

Содержанием словесного творчества, возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, может стать когда у детей появляется достаточно большой словарный запас знаний об окружающем мире. Дети овладевают сложными формами связной речи, активным словарем. У детей возникает возможность действовать по замыслу. Воображение становится более развитым, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

В программе детского сада указаны следующие задачи обучения, пересказывание в старшей группе:

1. Учить детей последовательно, связно, самостоятельно, выразительно рассказывать небольшие рассказы без наводящих вопросов от воспитателя.

2. Передавать диалогическую речь, меняя интонацию в соответствии с переживаниями действующих лиц.

На занятиях с помощью сказок овладевают умением правильно, последовательно и полно рассказывать, учатся внимательно слушать своих друзей, уточнять, дополнять, анализировать.

Благодаря эффективной работе постепенно речь детей становится более полной, правильной, обогащается их словарный запас, повышается интерес к сказкам. Они станут детям близки, проникают в их жизнь, игры. Хорошо восприняв и почувствовав сюжет сказки, ребята начинают ее драматизировать. Они изображают героев, ведут диалог, передают манеру и поведение героев сказок, широко используя сказочные обороты и выражения, последовательно воспроизводят сюжет. После таких игр нужно беседовать с детьми о том верно ли они передали содержание сказки, что было не так, дети дают характеристики действующим лицам, оценивают их поступки.

После этого переходим к обучению детей связной речи не более сложных по содержанию и языковому материалу сказок.

 В сказочных образах – перевоплощение героя от яркого переходит конкретно волшебному и сказочному персонажу. Ребенок прекрасно понимает, что в мире нет ни Кащея-Бессмертного, ни Бабы-Яги, ни Царевны-Лягушки, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое личное отношение и переживание к понятию плохое и хорошее. Для всех детей - и для мальчиков, и для девочек - находится любимая кукла или игрушка. Во время игры можно вливатся в творчество: малыши становятся сказочными героями, а куклы в их руках помогают лучше передать мысли, чувства и речь. Один ребенок взял игрушку  соломенного бычка (герой известной украинской детской сказки), другой - куклу-бабушку, третий - куклу-дедушку. И таким образом дети уже живут в мире сказки. Они не просто повторяют слова действующих лиц, а творят, учатся сочинять, внося в сказку игру своего воображения. Создание сказок это один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем является важным средством умственного развития.

Детская фантазия нескончаема. Учитывая это, на глазах у ребят в разных уголках комнаты были самые разнообразные предмет и игрушки, между которыми можно установить какую-то реальную или фантастическую связь. Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение; искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведению, искусство осуществления воли исполнителя, его намерения, которое изливается в словодействии. В развитии творческих способностей педагогу помогает сказкатерапия. Кукольный театр развлекает детей, развивает детскую фантазию, учит воспринимать эстетически происходящее действие, воспитывает морально, развивает способность сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Театральными куклами могут быть не только специально изготовленные куклы разных материалов, приспособленные для работы в спектакле, но и любые предметы, сочетание любых предметов и рук человека, маска в сочетание с живыми руками, просто руки. В сценическом действии театральная кукла из неодушевленного предмета превращается в живое действующее лицо, обобщенный художественный образ, помогающее раскрытию темы, идеи, сценического действия.

Таким образом, словесное творчество возникает и развивается там, где существует

Всесторонняя работа этой деятельностью, где созданы для этой деятельности все развивающие условия. Особенно велика его роль в развитии речи и речевой активности детей. Мы предлагаем следующие методические рекомендации, которые направлены на оказание помощи воспитателям. Основной работой по формированию монологической, образно-выразительной речи и словесного творчества является устное народное творчество, которое способствует:

• приобщению детей к художественному наследию своей национальной культуры;

• доведению до сознания детей всех неисчерпаемых богатств родного языка;

• совершенствованию и активизированию творческого развития речи детей.

Актуальность проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста развитию образно-выразительной речи и творческому рассказыванию является развитие логического мышления, творческого мышления, расширении словаря и грамматического строя речи. Речь не только одна из важных средств развития личности ребенка, но она необходима на любом занятии детского сада, в любой деятельности ребенка: игровой, учебной, бытовой и трудовой.

Процесс общения с литературным произведением или показ театрализованного представления становится радостным. Именно поэтому игровые творческие задания, индивидуальные и групповые развивающие словесные игры, театрально-игровая деятельность должны активно использоваться в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой. Еще К.И. Чуковский говорил, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах. Поэтому надо использовать тяготение детей к сказке.

Благодаря творческому рассказыванию, как одно из необходимых условий подготовки

ребенка к школе, на необходимости воспитания любви к родной речи и фольклору, умения слушать и рассказывать.

1. У детей появляется неподдельный интерес к сказкам. Дети с удовольствием

занимаются на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

2. Формируются начальные понятия о фольклоресредствах художественной выразительности (сравнение, эпитеты, метафоры, специфике жанра сказок, вымысел, концовка, повторы).

3. Улучшается умение использования языковых средств (владение интонацией, логическим ударением), умение строить сложные предложения.

4. Существенно обогащается словарный запас детей.

5. Активное слушание, пересказы, анализ произведений способствуют развитию

связной монологической речи. Их речь стала более содержательной, творческой, последовательной, логичной.

6. Появляется интерес к словесному и художественному творчеству.

7. Расширяется знание произведения художественной литературы и устного народного

творчества.

Эффективные педагогические условия успешного внедрения и обучения детей

старшего дошкольного возраста развитию образно-выразительной речи и творческому

рассказыванию:

• Изучение и использование в своей работе рекомендации трудов ведущих педагогов,

психологов по дошкольному образованию, методической и педагогической литературы по фольклору, а также опыта работы других детских учреждений;

• Умелая организация предметно развивающей среды;

• Использование алгоритма-схемы сочинения собственных творческих рассказов. Чтение - обыгрывание - творческие задания - развлечения - творческие рассказы детей.

• Гармоничное сочетание разных видов деятельности: активное слушание, деятельность общения, игра-драматизация, изобразительная деятельность.

• Проведение совместной работы с родителями по организации художественно-

речевой деятельности детей в детском саду и в семье.

Мы считаем, что если в системе использовать предложенную работу то можно сформировать у детей связную речь, словесное творчество и развить воображение. Мы понимаем, что «проживание» и «переживание» литературного произведения, возможность «играть» с художественным словом делают процесс воспитания более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задуматься о значении использованных в тексте слов и выражений, способствуют обогащению речи, формированию ее образности.

Список использованной литературы:

  1. Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственности в воспитании дошкольников// М.: Просвещение, 1987 - 97с.
  2. Приказчикова Н., Геворкян Т. Путешествие в мир сказок//

 Дошкольное воспитание - 1994 - №7. - 93с.

  1. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников// М.: Изд-во института Психотерапии,2001-304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье размещен доклад по теме "РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.

С каждым годом все больше становится детей "молчунов", найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. К сожалению, сейчас всё больше внимания ...

Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...

Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности....

Развитие образной выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста средствами наглядных методов и приемов обучения.

В теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям безграничные возможности для полного и осмысленного выраж...