рекомендации к обследованию речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кривощекова Елена Владимировна

даны рекомендации по проведению обследования всех сторон реси

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад комбинированного вида № 15 г. Кропоткин муниципального образования Кавказский район.

РЕЧЕВАЯ КАРТА.

I. Анкетные данные.

Фамилия, имя, год рождения ребенка________________________________

__________________________________________________________________

II. Слух ___________________________________________________________

III.Зрение _________________________________________________________

IV. Психические процессы:

1. Слуховое внимание _______________________________________________

2. Восприятие цвета _________________________________________________

3. Восприятие формы _______________________________________________

4. Восприятие величины _____________________________________________

5. Временные представления _________________________________________

6. Зрительно-пространственный гнозис и праксис _______________________

__________________________________________________________________

7. Внимание________________________________________________________

8. Память __________________________________________________________

9. Мышление. Особенности интеллектуальной деятельности_______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы, характерологические особенности ребенка:

1. Контактность ____________________________________________________

2. Конфликтность __________________________________________________

3. Преобладание настроения _________________________________________

4. волевые особенности _____________________________________________

5. Реакция на замечания, одобрение ___________________________________

6. Характер деятельности, работоспособность __________________________

__________________________________________________________________

VI. Навыки самообслуживания _____________________________________

VII.Общая и мелкая моторика ______________________________________

__________________________________________________________________

VIII. Игровая деятельность _________________________________________

__________________________________________________________________

IX. Запас общих знаний и представлений ребенка (разговорно-описательная беседа, общее развитие ребенка)________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

X. Понимание речи.

1. Понимание целостных словосочетаний из одной, двух, трех частей

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знание предметов, действий, частей тела. Узнавание предметов по их назначению ________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Выявление понимания грамматических форм слов:

а) единственного и множественного числа существительных______________

__________________________________________________________________б) единственного и множественного числа глаголов _____________________

__________________________________________________________________

в) мужского и женского рода глаголов прошедшего времени ______________

__________________________________________________________________ 

г) Единственного и множественного числа прилагательных

__________________________________________________________________д) лексического значения падежных окончаний существительных

__________________________________________________________________4. Понимание текста, отдельной фразы _________________________________

XI. Состояние словаря.

1. Предметный словарь ______________________________________________

а) знание предметов, частей предметов ________________________________

__________________________________________________________________б) знание названий детенышей животных ______________________________

в) знание названий профессий ________________________________________

г) обобщения ______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Глагольный словарь _____________________________________________

а) знаний названий действий _________________________________________

__________________________________________________________________б) знание звукоподражаний __________________________________________

__________________________________________________________________3. Словарь признаков _______________________________________________

а) подбор антонимов  _______________________________________________

__________________________________________________________________б) подбор прилагательных к существительным__________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

XII. Грамматический строй.

1. Характеристика употребляемых предложений ________________________

__________________________________________________________________
2. Состояние словоизменения:

а) употребление существительных в Им. падеже единственного и множественного числа______________________________________________

__________________________________________________________________

б) употребление формы Род. Падежа падеже единственного и множественного числа существительных ______________________________

__________________________________________________________________

в) употребление предложно-падежных конструкций (форм)

__________________________________________________________________

г) согласование прилагательных с существительными ____________________

__________________________________________________________________д) согласование числительных с существительными _____________________

__________________________________________________________________3. Состояние словообразования :

а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ______________________________________________________

__________________________________________________________________б) образование названий детенышей животных _________________________

__________________________________________________________________в) образование относительных прилагательных _________________________

__________________________________________________________________

г) образование притяжательных прилагательных________________________ __________________________________________________________________д) образование глаголов с помощью приставок __________________________

__________________________________________________________________е) образование глаголов совер. и  несоверш. вида________________________

__________________________________________________________________

XIII. Связная речь

1. Составление рассказа по сюжетной картинке ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Составление рассказа по серии картин ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Пересказ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________4. Рассказ-описание или рассказ по представлению ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________5. Знание и пересказ сказок_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

XIV. Общее звучание речи.

1. Темп (ритм) речи _________________________________________________

2. Голос ___________________________________________________________

3. Речь (разборчивость, выразительность)_______________________________

__________________________________________________________________

4. Дыхание ________________________________________________________

XV. Строение артикуляционного аппарата.

1. Губы (подвижность)______________________________________________

__________________________________________________________________

2. Зубы (прикус, ниж. челюсть) _____________________________________

3. небо (мягкое небо) _______________________________________________

4. Язык ___________________________________________________________

5. Подъязычная связка _____________________________________________

XVI. Звукопроизношение.

1. Изолированное произношение ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В составе слога ___________________________________________________

3. В составе слова __________________________________________________

XVII. Фонематическое восприятие __________________________________

1. Повторение слогов и слов с оппозиционными звуками ______________

__________________________________________________________________

2. Дифференциация звуков.

С-З

Ж-З

Т-Д

К-Г

С-Ш

Ш-Ж

Ч-ТЬ

К-Х

Ш-СЬ

Ч-Ш

Ч-Т

Л-Р

Ц-С

Щ-Ш

ТЬ-ДЬ

Ы-И

Ч-С

Ч-Ц

П-Б

3. Анализ звукового состава слова:

а) Выделение первого звука в слове ___________________________________ б) Выделение последнего звука в слове ________________________________

в) Определение количества звуков в слове _____________________________

 XVIII. Слоговая структура слова.

1. Произношение слов сложной слоговой структуры______________________

__________________________________________________________________

2. Употребление слов сложной слоговой структуры в предложении

__________________________________________________________________

XIX. Логопедическое заключение __________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты ____________________________________

Учитель-логопед _________________________ Е.В.Кривощекова

Рекомендации к проведению диагностики и заполнению речевой карты

Обследовать по принципу: 1 день – звукопроизношение – все дети.

Обследование звукопроизношения

Начинать с гласных. Формулировки: искажения, замены, изолированно, по повтору, как звукоподражание

Согласные звуки обследуются в конструкциях: сг, гс, ссг, гсс, сгс, гсг; в начале, середине, конце слова; по образцу, по картинке,  в словах разной слоговой структуры (13 классов).

Обследование фонематического слуха

Начинать с неречевых звуков: демонстрируем, ребенок закрывает глаза, спрашиваем, что шумит и откуда. Детям постарше предлагаем повторить последовательность. Отмечаем: узнавание звука, направление доступно ли. Так же изучаем различает ли высоту, силу и тембр голоса. Задания: угадай, кто тебя позвал: кошка громко, низко: «МЯУ», котенок тихо, высоко: «Мяу»; покажи, какой кот близко кричит, какой далеко. Рассказать выразительно сказку «3 медведя», спросить кто говорит так, а кто так.

Выявляем различение слов, близких по звуковому составу, например, паронимы. Нарочито неверно произносим слова: банан-баван-манан-банан-данан. (Хлопни на правильно проговоренное слово). По возрасту выявляем акустический анализ слов, слуховую и речевую память.

Выявляем способность дифференцировать слоги и звуки по отличиям: глухой\звонкий,  шипящий\свистящий, твердый\мягкий. Предлагается хлопнуть в ладоши, если будет слог, отличный от других, лишний: ка-га-ка, со-сё-со, су-су-шу (произносить без акцента, прикрывая рот рукой).

Еще прием: поднять картинку, символизирующую указанный педагогом звук. Выделение звука (хлопком, пиктограммой, символом) на фоне звукоряда: а, у, о, м, о, у, а, м, у, о. То же задание на согласные.  Говорящим детям предлагается повторить звуковые ряды, слоговые. Отмечаем серийную организацию речевых движений.

Выявляем также навыки звукового анализа способами: положи столько кружков, сколько я произнесла звуков (ао, ауо, оу, оуа), договори слово (коров…, кольц…, рук…, деревь …, стол…); назови первый\последний звук.

Обследование слоговой структуры слова (всех 13-ти типов). Просим повторить. При этом отмечаем: вставки гласных в стечение согласных, перестановки, уподобления, нарушение ритмического рисунка  слова\слога (просим повторить серию одинаковых слогов с акцентом на один: па-па-ПА) сложной слоговой структуры должны быть в пассивном словаре (покажи).

Исследуем возможность воспроизведения ритмический структур: хлопни столько раз, сколько кружочков на карточке, хлопни как я (с разной силой), отхлопывание ритмического рисунка слова (сначала сопряженно).

В предложениях: ответить: кто следит за порядком, где постригают волосы. Отмечаем: может ли назвать количество, синхронизирует ли с произношением, воспроизводит правильно, но напряженно и замедленно, по слогам, искажает.

Обследование лексики

Обследование пассивного словаря: высокочастотная, среднечастотная и редкочастотная лексика (клумба, торшер, памятник).

Существительные. Проверяем знание времен года, частей суток, частей тела, частей предмета, явлений природы, детенышей животных, названий жилищ животных (на 6-м году жизни), инструментов и орудий труда.

Прилагательные. Проверяем понимание названий формы, цвета, величины, веса, вкуса, температуры, высоту, длину, ширину, тактильных ощущений.

Глаголы. Просим, чтобы ребенок показал: кто скачет, прыгает, ползет, стрижет, варит/жарит/печет (другие действия разных профессий и оттенки действий); кто как голос подаёт; чем пилят, гладят, шьют.

Обследование активного словаря:

Существительные. Дикие, домашние, морские животные (звери, птицы, насекомые) разных краёв, фрукты, овощи, деревья, цветы, обувь, головные уборы, мебель, посуда, одежда; времена года, части суток, транспорта, части тела (части предметов не обязаны быть в активном словаре детей 6 лет)

Прилагательные. Названия формы, цвета, величины, веса, вкуса, температуры, высоту, длину, ширину, тактильных ощущений (какие: мяч, лист, морковь, палас, лимон, огонь, ёжик?). Подбор антонимов и синонимов, описание/сравнение предметов по параметрам.

Глаголы. Что делают: червяк, зайка, кот; в кастрюле, в сковороде, в печи; представители профессий; столовыми приборами, инструментами, предметами гигиены?

Обследование грамматического строя речи

Словообразование.

Существительные. Классификация семантики: далеких по смыслу предметов (разложи на 2 группы картинки посуды и насекомых); близких по смыслу предметов (дикие и домашние животные). Обобщающие слова, группировка картинок, игра «4-й лишний». Назови ласково (отмечаем образует ли уменьшительно-ласкательную форму). Назови женскую профессию: учитель-учительница. Назови профессию по действию: водит машину-водитель. Объяснение значений слов («лук»-это что?). Добавление одного общего слова к двум: шумит и дует…что? (ветер); одевается и обувается …кто?

Договаривание последнего слова: из крана льется… что? (вода). Подбери больше слов к слову идет… (дождь, человек, поезд). Образование названий детенышей животных. Словообразование в числе: котенок – котята, пень – пни, дерево – деревья.

Прилагательные. Подбор признаков, антонимов, синонимов: лимон желтый, а помидор… ; Яйцо овальное, а шар … .

Качественные прилагательные. Какой день, если светит солнце, дует ветер?

Притяжательные. Игра «Чей хвост? Чья голова?»

Уменьшительные. Сапоги зеленые, а сапожки … (зелененькие); Яблоко вкусное, а яблочко … (вкусненькое)

Образование множественного числа. Пушистый котенок , и котята тоже …

Глаголы. Совершенный и несовершенный вид: Этот мальчик снимает шапку, а этот уже… снял. Антонимы вечером мы ложимся, а утром… встаем. Подбор к существительным: дождь и снег что делают? (идут), дерево и цветок? … (растут). Приставочные глаголы. Изменение в лицах «Я, ты, он»

Грамматический строй

Повторение предложений: «В саду было много спелых и вкусных слив»; «Коля сказал, что не будет гулять, потому что холодно». Отмечаем здесь: допускает неправильный порядок слов, пропускает члены предложения, грубые аграмматизмы, существенное упрощение синтаксической схемы предложения, замены слов.

Составление предложений по картинам. Простые модели: «Девочка моет руки». Сложные модели: «Мальчик играет в футбол»; «Мяч закатился под лавку». Повышенной сложности: «Мальчик несет лестницу, чтобы снять котенка с дерева». С однородными членами: «В саду поспели груши, сливы, яблоки, айва». Отмечаем здесь: грамматические, лексические ошибки, трудности смыслового программирования, ограничение перечисления слов.

Составление предложений из слов в начальной форме: «Сидеть, птичка, дерево, на»; «Купить папа Петя синий шар». Отмечаем в речевой карте: пропуски и замены слов, лексические (смысловые) и грамматические ошибки, нарушение порядка слов в предложении.

Верификация предложений. Игра «Исправь мою ошибку»: «По воду плывут корабль»; «Над деревом была глубокая яма». Игра «Слово убежало»: «Щенок  … крыльцом»; «Деревья шумят  …  ветра». Игра «Закончи предложение»: «Мальчик промочил ноги, потому что,  … »;  «Машина остановилась из-за того, что …». Составление предложений по двум опорным картинкам с использованием союзов а и и: мальчики … рисуют, а девочки … . .  поют.

Наступила                и улетели

Падежное управление в единственном и множественном числе.

И.П. Чашка-чашки, лев-львы, лоб-лбы, ухо-уши.

Р.П. Отрицание чего-либо: У меня есть стол/столы, а у тебя нет … стола/столов. Употребление предлогов: у, из, от, до, с, со, после, позади, впереди, вместе. Обозначение места.

Д.П. Употребление предлогов: к, по (Куда подъехал автобус? К кому пришел врач? Где едут машины?). Без предлогов: Кому принесли еду? (собакам).

В.П. Употребление предлогов: на, в, под, за. Куда забили мяч? (в ворота).

Т.П. Употребление орудий труда. Чем пишут? (ручкой); Чем раскрашивают? (красками). Предлоги: с, за, от, над, под, для. Обозначение места и совместности: С кем играют дети? (с щенками); Где растут грибы? (под ёлками); Где висит лампа? (над столом).

П.П. Употребление предлогов в вопросах типа: О чем мечтает девочка? (о кукле); На чем играет мальчик? (на трубе); В чём варят суп? (в кастрюле).

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

И.П.  Какой предмет нарисован? (ведро). Какое оно? (красное). А ведра какие? (красные)

Р.П.  Чего не стало? Желтых кружек; спелых яблок; больших кубиков.

Д.П.  Принесли еду кому? Колючему ежу; колючим ежам.

В.П.  Увидели кого? Больших слонов; бурых медведей.

Т.П.  Белье погладим чем? Новым утюгов. Пловцы гребут чем? Длинными веслами. (Любые инструменты и материалы)

П.П.  Стоит ваза где? На столе. На каком столе? На деревянном.

Медведь живет где? В лесу. В каком лесу? В густом.

Изменение глагола в лице, роде и числе. Девочка посуду мыла и мальчик тоже… (мыл). Человек идет, и люди тоже … (идут). Игра «Я, ты, он, она».

Согласование существительного и местоимения. Игра «Жадина»: игрушки мои, полотенце моё, свитер мой, шапка моя.

Согласование существительного и числительного. Игры: «1-2-5», «Чего не стало» (не хватает двух стульев, пяти рублей).

Строение артикуляционного аппарата

Челюсть. Открытый прикус, передний, боковой, прогения,  прогнатия.

Зубной ряд. Молочные зубы, смешанные, постоянные.  Двойной, неполный зубной ряд, отсутствие, зубы мелкие/крупные (микро-,макрогнатия), неправильное расположение зубов, вне челюстной дуги.

Прикус. Может быть нейтральным, но неправильное смыкание передних зубов, протрузия верхних резцов, верхние резцы могут быть отклонены вперед; боковой открытый прикус – отсутствие бокового смыкания с одной стороны; глубокий прикус – верхние резцы перекрывают нижние более, чем на 1\3 коронки. Гистальный прикус напоминает сглаженную прогению: заднее положение нижней челюсти относительно верхней, при этом боковые зубы находятся в бугровом смыкании. Гистальный прикус с протрузией верхних резцов: между верхними и нижними резцами в горизонтальном положении видна щель. Гистальный открытый прикус: нет смыкания фронтальных или боковых зубов в вертикальном положении. Гистальный глубокий прикус: бугровое смыкание, верхние резцы закрывают нижние на 1\3 коронки. Гистальный прикус с ретрузией: верхние резцы отклоняются внутрь. Дополнительные симптомы: верхние фронтальные зубы не покрыты верхней губой; верхние резцы удлинены и прикусывают нижнюю губу.

Мезиальный прикус: переднее положение нижней челюсти при том, что во фронтальном отделе имеется обратное перекрытие между верхними и нижними резцами. Мезиальный открытый прикус: нет смыкания фронтальных или боковых зубов, в вертикальном положении напоминает прогнатию. Дополнительные симптомы: губы смыкаются трудно, носогубный желобок углублен, нижняя губа утолщена, выступание подбородка вперед. Прямой прикус: отсутствует перекрытие верхними резцами нижних, краевое смыкание передних зубов. Открытый прикус: щель между зубами при смыкании зубных рядов, бывает фронтальный и боковой. Глубокий прикус: во фронтальном или боковом отделе верхние зубы сильно перекрывают нижние (травмирующий). Перекрестный прикус: внешнее или внутреннее отклонение зубов нижней дуги относительно верхней в боковом направлении (одно\двусторонний, со смещением)

Язык. Микро-, макроглоссия, уздечка утолщена, приросшая к кончику языка, наличие послеоперационных узлов.

Нарушения уздечки. Бывает тонкая, полупрозрачная, близко к кончику языка, короткая, ограничивающая движения; плотная, короткая, срощенная волокнами с мышцами языка.

Твердое небо. Низкое, высокое, готическое.

Мягкое нёбо. Раздвоение увулы, расщелина открытая/скрытая (сказать «а» на твердой атаке голоса), рубцовые изменения, срастание с миндалинами.

Носоглотка. Назальный оттенок голоса, аденоиды, искривление.

Губы. Тонкие/толстые, укорочена верхняя губа, узел под верхней губой, утолщенные уздечки, с низким прикреплением.  Пониженый тонус губ: вялые, трудно выполнить улыбку, поцелуй, трубочку. Повышенный тонус губ: напряжены, сомкнуты, трудно удерживать рот открытым.

Иннервация артикуляционного аппарата. При стертой форме дизартрии предлагаем: нахмурь брови, надуй щеки и удерживай воздух под счет до 7-ми (отмечается тремор, сопутствующие движения), предлагаем закрыть глаза поочередно (девиация одноименного угла губ), При повышенном тонусе цвет языка интенсивный, его трудно вывести из полости. При резко повышенном тонусе: язык напряжен, ярко окрашен, оттянут кзади, в полости рта лежит комком, кончик языка не выражен, движения крайне ограничены, часто – назальный оттенок голоса. Мягкое нёбо при повышенном тонусе: увула подтянута кверху, резко реагирует при прикосновении шпателя, небно-глоточный рефлекс резко повышен, возможна назализация. Мимические мышцы: лицо напряжено, мимика усилена, однообразна, саливация при нагрузке.

При нерезко повышенном тонусе: язык беспокоен, гиперкинезы (непроизвольные движения), которые усиливаются при выведении из полости. Вне её движение языка затруднено, он толчкообразно уходит в полость рта. Движение жевательных мышц затруднено. Усилен рвотный рефлекс, мимика однообразна, интонация слабая.

При резко пониженном тонусе: язык тонкий, бледный, может быть исчерчен полосками,, дряблый, движения ограничены, позы не удерживает. Губы истончены, углы рта опущены, иногда ассиметричны, нет полного смыкания.

Жевательные мышцы поражены, жевание затруднено, рот чаще всего открыт. Мягкое нёбо провисает, увула может касаться корня языка. Во время еды и питья характерны поперхивания, громкое глотание. Мимика почти отсутствует, лицо одутловато, выраженная гиперсаливация.

Тонус повышен нерезко. Язык малоподвижный, вялость движений, точность, сила их снижена. Трудно удерживать позы, губы вялые. Откусывание и жевание твердой пищи затруднены. Мягкое нёбо малоактивно. Саливация при нагрузке и речи.

Неоднородное распределение мышечного тонуса. Язык при движении и высовывании может отклоняться в сторону большего поражения. Один из углов рта может быть опущен, особенно при пробе улыбки. Сглаженность носогубной складки на пораженной стороне. При поражении жевательных мышц с одной стороны при открывании рта вызывает отклонение челюсти в пораженную сторону. При одностороннем поражении мышц мягкого нёба увула отклоняется в сторону более сокращенных мышц, т.е. в здоровую, а язык наоборот. Наблюдается асимметрия мимических мышц при выполнении движений. Возможна саливация.

Ребенку с ЗПР, с УО, с дизартрией, афазией, моторной алалией слабослышащему не пишем ОНР, а системное недоразвитие речи или 1 уровень речевого развития. Детям школьного возраста указываем нарушения устной и письменной речи, обусловленное ОНР, ФФН с преобладанием недостатков сферы: средств языка, смысловой/звуковой стороны речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.

Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Методические рекомендации к проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 3-4 лет

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов....

Методические рекомендации по обследованию грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Данный материал предназначен для учителей - логопедов дошкольных образовательных учреждений....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи

Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития....