Мастер-класс: «Использование дидактического пособия «Цветные шапочки» в работе учителя-логопеда.
методическая разработка по логопедии

Рекстен Жанна Александровна
Мастер-класс: «Использование дидактического пособия «Цветные шапочки» в работе учителя-логопеда.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shapochki.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Использование дидактического пособия «Цветные шапочки» в работе учителя-логопеда.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

– Скажите громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на мастер-класс, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Мы вас понимаем. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте нам тогда ответ:
Помочь откажетесь нам? (Нет.)
Последнее спросим у вас:
Активными все будем? (Да.)

       Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями я начинаю мастер-класс. Вас приветствуют учитель-логопед Жанна Александровна. Я работаю с дошкольниками с задержской психического развития.

       Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего задержку психического развития? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов.

        Преодоление этих трудностей возможно только через создание развивающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов педагогической коррекции.

        В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы.

         И сегодня мы хотим поделиться с вами педагогической находкой - дидактическим пособием «Разноцветные шапочки». Дидактическое пособие разработано для детей дошкольного возраста от 3-х лет. Данное пособие можно использовать в индивидуальной, парной работе, при проведении диагностики развития дошкольника. Дидактическое пособие «Разноцветные шапочки» — наглядный материал, удачно и просто сочетающий в себе игру, речь и общение.

Практическая часть

                                                                     

Игра «Шапочки для пальчиков»

 Цель: Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей.

 Ход: Ребенку предоставляется комплект цветных шапочек и карточек. Педагог дает словесную инструкцию для выполнения задания:

Вариант 1: Надень шапочки на правую и левую руку так же, как показано на картинке.

Вариант 2: Посмотри на картинку и запомни какого цвета и на каком пальчике надета шапочка. А теперь переверни картинку и по памяти надень шапочки на пальчики. После переверни и проверь. 

«Шапочки» - одно из тактильных дидактических пособий. Миниатюрные шапочки надеваются на пальчик. Мягкие игрушки помогают работать каждому пальчику, укрепляют кисть, улучшают работу памяти, воображения и речевого аппарата. 

 

Игра «Выбери картинки»

      Цель: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.

       Ход: Ребенку предоставляется комплект цветных шапочек и картинки. Педагог раскладывает картинки на столе, четко называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие слова на определенный звук. После этого ребёнку предлагается сделать звуковой анализ с помощью шапочек.

Вариант 1: Выбери картинки со звуками Ш-С, и накрой их шапочкой (самолет, собака, капуста, миска).

Вариант В: Выбери картинки со звуками Ш-Ж, и накрой их шапочкой (мышь, камыш, шуба, шапка).

Пособие «Разноцветные шапочки» позволяет не только автоматизировать и дифференцировать звук, но и способствует развитию умения составлять словосочетания, согласовывать слова (в роде, числе, прилагательные с существительными), употреблять пространственные предлоги, развивает тактильные ощущения, внимание, память, цветовое восприятие.

Игра «Живые звуки»

Цель: закрепить навыки звукового анализа.

Ход: Педагог показывает картинку и называет по ней слово, которое они будут составлять. Роль каждого из звуков будут выполнять шапочки. Ребёнок должен надеть звуковые шапочки так, чтобы можно было произнести заданное слово. Слова подбираются простые. Например, мак, кот, дом, коза лиса и т. д.

Дидактическое пособие «Цветные шапочки» позволяет освоить звуковой анализ слов в игровой форме, учит различать звуки в словах, развивает познавательный интерес к родному языку.

 

Игра «Пространственная ориентация. Предлоги»

 Цель: Научить определять местоположения, перемещения предметов относительно друг друга и анализу положения собственного тела относительно окружающих предметов.

 Ход: Ребенку предоставляется комплект шапочек и стульчиков. Педагог озвучивает ребенку инструкцию: «Синяя шапочка под желтым стульчиком, зеленая шапочка за синим стульчиком и т.п.»  

Игры с дидактическим пособием охватывают такие направления речевого развития ребѐнка, как: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи.  

                В речевых играх формируются важные речевые и коммуникативные навыки, интенсивно расширяется словарь, развивается фонематический слух. Особенно хороши для автоматизации и дифференциации звуков игры с опорой на наглядный материал и тактильные ощущения.  

           Уважаемые коллеги, я продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речемыслительной деятельности детей. Данные приёмы я использую в своей работе и с уверенностью могу сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе учителя-логопеда.

    Игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа тр...

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения....

Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полноценнее его общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками....

«Использование дидактического пособия «Куб знаний» в работе учителя-логопеда при патриотическом воспитании детей»

задачи:- Совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложениях по родам, числам, падежам.- Различать однокоренные слова на слух, проводить звукобуквенный анализ слов, подбирать ...

Мастер-класс "Современные технологии дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"

Мастер-класс в рамках площадки "Современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста"...

Мастер класс «Практическое использование Су- Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Су Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетичес...