Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к шоле группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Козлова Татьяна Вениаминовна

Конспект занятия  по речевому развитию на лексическую  тему: "Насекомые" подготовительная к школе группа.

Цель: Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетные картинки по материалам лексической темы «Насекомые».

Задачи: Образовательные:

  • уточнение и закрепление знания детей о насекомых;
  • расширение и активизация словаря;
  •  совершенствование грамматического строя речи:

- образование уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных

  прилагательных;

- подбор слов – признаков, слов – действий.

Развивающие:  развитие навыков:

- речевого общения связной речи;

- мышления;

- общей и мелкой моторики;

- координации речи с движением;

- зрительного внимания и восприятия;

- развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasek._konsp.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по речевому развитию на лексическую  тему: "Насекомые" подготовительная к школе группа.

Цель: Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетные картинки по материалам лексической темы «Насекомые».

Задачи: Образовательные:

  • уточнение и закрепление знания детей о насекомых;
  • расширение и активизация словаря;
  •  совершенствование грамматического строя речи:

- образование уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных

  прилагательных;

- подбор слов – признаков, слов – действий.

Развивающие:  развитие навыков:

- речевого общения связной речи;

- мышления;

- общей и мелкой моторики;

- координации речи с движением;

- зрительного внимания и восприятия;

- развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Демонстрационный материал (картинки с изображением насекомых в среде их обитания, картинки по теме пересказа).

Раздаточный материал (картинки с изображением насекомых в конвертах по количеству детей); Магнитная доска, комплект магнитов, мяч

Ход занятия:

1. Организационный этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о…, а, впрочем, отгадайте сами!

У детей на столе лежат карточки с изображениями насекомых. Воспитатель читает загадки, если дети отгадали, то поднимают соответствующую карточку и называют отгадку.

Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая    (пчела).

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

Ой, что за насекомое,
Пока что незнакомое?!
Вперёд ползёт, не пятится,
На нём в горошек платьице. (Божья коровка)

Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь – по небу летит. (Бабочка)

Худ да тонок,
Голосом звонок,
Летит — распевает,
Сидит — кусает.
Кто его убьёт —
Свою кровь прольёт. (Комар)

Может в яблоко залезть,

А потом его же съесть:

Все, что вкусно, выедает

 И обратно выползает.

(Гусеница)

2. Основной этап

Воспитатель: Ребята, вы отгадали много загадок, а как всех, кого вы назвали, можно назвать одним словом?

Дети: Насекомые

Воспитатель: Да, ребята, вы правы! Каких насекомых вы еще знаете? Вспомните и назовите. Я вам немного помогу (показать картинки жука, комара, мухи, богомола, шмеля, стрекозы, таракана).

Воспитатель: Да, насекомых на земле очень много. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. Некоторые насекомые приносят пользу, другие вред. Какие насекомые приносят пользу? В чём состоит эта польза? (показать картинки)

Дети: Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.

Воспитатель: Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается?

Дети: Жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах. Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.

Воспитатель: Где живут насекомые?

Дети: Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек). Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом). Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар). Шмели живут в земле, в норках.

Воспитатель: Давайте теперь рассмотрим строение насекомых:

Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка. На голове пара сложных глаз и пара усиков. На груди три пары ног (всего их 6) и у большинства насекомых крылья.

Физкультурная минутка: 

Шла сороконожка

 ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  ( дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

  (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

  (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!

   (  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

  (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Лексико-грамматические игры и упражнения

Игра с мячом «Назови ласково»

(Воспитатель бросает мяч ребенку, называя насекомое, ребёнок возвращает мяч обратно, называя насекомое ласково).

  • Комар – комарик
  • Пчела – пчёлка
  • Жук – жучок
  • Таракан – тараканчик
  • Муравей – муравьишка
  • Шмель – шмелёк
  • Стрекоза – стрекозка
  • Муха — мушка
  • Гусеница — гусеничка

Игра «Чьи лапки, чья голова?»

(На столе перевёрнутые карточки с изображением разных насекомых. Дети по очереди вытягивает любую картинку и составляет словосочетание).

  • У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
  • У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
  • У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)
  • У комара? (комариные лапки, комариная голова)
  • У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)
  • У осы? (осиные лапки, осиная голова)
  • У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)

Игра «Подбери словечко»

(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-признаки).

  • Бабочка (какая?) – красивая, яркая, пестрая…
  • Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный…
  • Кузнечик — …
  • Пчела — …
  • Комар —
  • Божья коровка — …
  • Стрекоза — …

Игра «Кто и что делает?»

(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-действия)

  • Пчела – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…
  • Кузнечик – прыгает, стрекочет…
  • Гусеница — …
  • Муха — …
  • Божья коровка — …
  • Комар — …

Обучение пересказу на материале текста «Как бабочки от врагов прячутся»

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, жёлтая бабочка и зелёная бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Жёлтая – на одуванчик, а зелёная спряталась в траве. Летала птица, летала, но не увидела бабочек и улетела.

Вопросы:

  1. Как называется рассказ?
  2. Какое было время года?
  3. Как светило солнышко?
  4. Где росли цветы?
  5. Над чем летали бабочки?
  6. Какого цвета были бабочки?
  7. Какая птица прилетела?
  8. Кого увидела птица и что захотела сделать?
  9. Что сделали бабочки?
  10. На какой цветок села каждая из бабочек?
  11. Чем всё закончилось?
  12. Какими оказались бабочки? (умными, смышлёными, сообразительными.

Пересказ текста «Как бабочки от врагов прячутся» с опорой на серию сюжетных картин

3. Оценочно – контрольный этап. Прогноз на будущее

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нам необходимо повторить на следующем занятии? (Предположения детей).

Воспитатель: Я поддерживаю ваше предложение о том, что нам необходимо потренироваться выполнять задания, например, по теме: «Польза насекомых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»

Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Книга сказок»

Данный конспект ООД позволяет в увлекательной форме, в виде путешествия закрепить знания детей о сказках и сказочных героях ....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"...