Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к шоле группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по речевому развитию на лексическую тему: "Насекомые" подготовительная к школе группа.
Цель: Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетные картинки по материалам лексической темы «Насекомые».
Задачи: Образовательные:
- уточнение и закрепление знания детей о насекомых;
- расширение и активизация словаря;
- совершенствование грамматического строя речи:
- образование уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных
прилагательных;
- подбор слов – признаков, слов – действий.
Развивающие: развитие навыков:
- речевого общения связной речи;
- мышления;
- общей и мелкой моторики;
- координации речи с движением;
- зрительного внимания и восприятия;
- развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasek._konsp.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию на лексическую тему: "Насекомые" подготовительная к школе группа.
Цель: Формирование навыка пересказа текста с опорой на сюжетные картинки по материалам лексической темы «Насекомые».
Задачи: Образовательные:
- уточнение и закрепление знания детей о насекомых;
- расширение и активизация словаря;
- совершенствование грамматического строя речи:
- образование уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных
прилагательных;
- подбор слов – признаков, слов – действий.
Развивающие: развитие навыков:
- речевого общения связной речи;
- мышления;
- общей и мелкой моторики;
- координации речи с движением;
- зрительного внимания и восприятия;
- развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: Демонстрационный материал (картинки с изображением насекомых в среде их обитания, картинки по теме пересказа).
Раздаточный материал (картинки с изображением насекомых в конвертах по количеству детей); Магнитная доска, комплект магнитов, мяч
Ход занятия:
1. Организационный этап
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о…, а, впрочем, отгадайте сами!
У детей на столе лежат карточки с изображениями насекомых. Воспитатель читает загадки, если дети отгадали, то поднимают соответствующую карточку и называют отгадку.
Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая (пчела).
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
Ой, что за насекомое,
Пока что незнакомое?!
Вперёд ползёт, не пятится,
На нём в горошек платьице. (Божья коровка)
Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь – по небу летит. (Бабочка)
Худ да тонок,
Голосом звонок,
Летит — распевает,
Сидит — кусает.
Кто его убьёт —
Свою кровь прольёт. (Комар)
Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает.
(Гусеница)
2. Основной этап
Воспитатель: Ребята, вы отгадали много загадок, а как всех, кого вы назвали, можно назвать одним словом?
Дети: Насекомые
Воспитатель: Да, ребята, вы правы! Каких насекомых вы еще знаете? Вспомните и назовите. Я вам немного помогу (показать картинки жука, комара, мухи, богомола, шмеля, стрекозы, таракана).
Воспитатель: Да, насекомых на земле очень много. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. Некоторые насекомые приносят пользу, другие вред. Какие насекомые приносят пользу? В чём состоит эта польза? (показать картинки)
Дети: Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Воспитатель: Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается?
Дети: Жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах. Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.
Воспитатель: Где живут насекомые?
Дети: Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек). Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом). Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар). Шмели живут в земле, в норках.
Воспитатель: Давайте теперь рассмотрим строение насекомых:
Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка. На голове пара сложных глаз и пара усиков. На груди три пары ног (всего их 6) и у большинства насекомых крылья.
Физкультурная минутка:
Шла сороконожка
( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
( дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
( дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
( трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
( дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Лексико-грамматические игры и упражнения
Игра с мячом «Назови ласково»
(Воспитатель бросает мяч ребенку, называя насекомое, ребёнок возвращает мяч обратно, называя насекомое ласково).
- Комар – комарик
- Пчела – пчёлка
- Жук – жучок
- Таракан – тараканчик
- Муравей – муравьишка
- Шмель – шмелёк
- Стрекоза – стрекозка
- Муха — мушка
- Гусеница — гусеничка
Игра «Чьи лапки, чья голова?»
(На столе перевёрнутые карточки с изображением разных насекомых. Дети по очереди вытягивает любую картинку и составляет словосочетание).
- У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
- У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
- У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)
- У комара? (комариные лапки, комариная голова)
- У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)
- У осы? (осиные лапки, осиная голова)
- У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)
Игра «Подбери словечко»
(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-признаки).
- Бабочка (какая?) – красивая, яркая, пестрая…
- Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный…
- Кузнечик — …
- Пчела — …
- Комар —
- Божья коровка — …
- Стрекоза — …
Игра «Кто и что делает?»
(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-действия)
- Пчела – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…
- Кузнечик – прыгает, стрекочет…
- Гусеница — …
- Муха — …
- Божья коровка — …
- Комар — …
Обучение пересказу на материале текста «Как бабочки от врагов прячутся»
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, жёлтая бабочка и зелёная бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Жёлтая – на одуванчик, а зелёная спряталась в траве. Летала птица, летала, но не увидела бабочек и улетела.
Вопросы:
- Как называется рассказ?
- Какое было время года?
- Как светило солнышко?
- Где росли цветы?
- Над чем летали бабочки?
- Какого цвета были бабочки?
- Какая птица прилетела?
- Кого увидела птица и что захотела сделать?
- Что сделали бабочки?
- На какой цветок села каждая из бабочек?
- Чем всё закончилось?
- Какими оказались бабочки? (умными, смышлёными, сообразительными.
Пересказ текста «Как бабочки от врагов прячутся» с опорой на серию сюжетных картин
3. Оценочно – контрольный этап. Прогноз на будущее
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нам необходимо повторить на следующем занятии? (Предположения детей).
Воспитатель: Я поддерживаю ваше предложение о том, что нам необходимо потренироваться выполнять задания, например, по теме: «Польза насекомых».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"
Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»
Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР "Космическое путешествие"
Расширение знаний детей по теме "Космос"....
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Книга сказок»
Данный конспект ООД позволяет в увлекательной форме, в виде путешествия закрепить знания детей о сказках и сказочных героях ....
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"...
План-конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Играя сочиняем сказку»
занятие по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий....