Консультация для педагогов Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у детей
консультация по логопедии

Свистунова Елизавета Андреевна

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР). Данный вид нарушения представляет собой нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого нарушения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Центр развития ребенка – детский сад № 28 "Огонёк"

Консультация для педагогов

Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у детей

  Picture background

Подготовила: учитель-логопед

Свистунова Е.А

г.Бердск - 2022

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР). Данный вид нарушения представляет собой нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого нарушения.

        Практика логопедической работы показывает, что исправления слоговой структуры слова является одной из приоритетных и наиболее сложных задач в работе с воспитанниками с системными нарушениями речи. Важность данной проблемы подчеркивается еще и тем,  что отсутствие или несвоевременное оказание корректирующей помощи дошкольникам в последующем приводит к  возникновению в школьном возрасте дисграфии, основанной на нарушениях языкового анализа и синтеза слов, фонематической дислексии.

        Искажение слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями нарушения речи у детей с ОНР. В отечественной литературе изучением данной проблемы занимались следующие авторы: З.Е. Агранович, Т.В. Ахутина, Г.В. Бабина, Н.Н. Волкова, А.Н. Гвоздев, Р.Е.Левина, А.К.Маркова, Н.Ю.Сафонкина, Т.А.Ткаченко, Т.А.Фотекова, Н.С.Четверушкина и др. В своих работах они подчеркивают необходимость социальной работы по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР, что обусловливает преодоление имеющихся нарушений  и успешного обучения в учреждениях общего среднего образования.

        Путь усвоения структуры слова во многом связан с развитием слухового восприятия. К концу первого, началу второго года жизни ребенок начинает произносить осмысленные звукосочетания, слова, устанавливает связь между предметами окружающего мира и звучанием обозначающих их слов. Однако произнесение слов в течение длительного времени остается несовершенным: ребенок затрудняется как в произнесении самих звуков, так и в правильном воспроизведении слоговой структуры слов.

К четырех - пятилетнему возрасту дети овладевают слоговой структурой и последовательностью звуков в словах, что является главным условием для дальнейшего речевого развития в целом.

Освоение детьми слоговой структуры слов в ходе нормального речевого развития происходит в определенной последовательности, четкими периодами, в каждом из которых дети овладевают словами, имеющими слоговую структуру определенной сложности. Слоговой контур усваивается ребенком очень рано; усвоение слоговых контуров новой трудности происходит широким фронтом, характеризуется быстрым переносом усвоенных навыков произношения с одних слов на другие. Позднее усваиваются в норме другие элементы слоговой структуры, смежные со звуковым составом слова.

Овладение слоговым составом слова в ходе нормального и аномального речевого развития происходит не изолированно, а находится в тесном взаимодействии с другими компонентами общего моторного и речевого развития детей, учет определенных компонентов которых является необходимым условием полноценного формирования слоговой структуры слова. Вследствие этого работа над слоговой структурой должна рассматриваться более широко и включать в себя не только работу непосредственно над слоговой структурой слова, но и над теми условиями, которые влияют на полноценное ее усвоение.

Базой для формирования слоговой структуры можно считать достаточный уровень развития фонематического восприятия, способность к восприятию и воспроизведению ритмических конструкций разной степени сложности, сформированность сомато – пространственной и оптико- пространственной ориентации. Работа по этим направлениям может строиться таким образом:

1.     Развитие фонематического восприятия.

Задания, предлагаемые ребенку, должны последовательно переходить от уточнения артикуляции звуков к развитию непосредственно фонематического восприятия. На начальном этапе проводиться работа по дифференциации звуков на слух по всем артикуляционным и акустическим признакам, затем звуки дифференцируются не только на слух, но и в произношении. На основании уточненных произносительных навыков осуществляется работа по развитию фонематического восприятия, т.е. умению услышать заданный звук, определить наличие или отсутствие заданного звука в слове, показать картинки с заданным звуком. Подобрать пары картинок к словам  -  паронимам.

2. Развитие восприятия и воспроизведения ритма.

Работа в данном направлении преследует цель подготовить детей с недоразвитием речи к грамотному ритмо – интонационному оформлению различных по размеру и ритмическому рисунку слов и словосочетаний. Для достижения этой цели могут быть использованы такие задания, как сравнение двух –трех ритмических рисунков; узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами; задания с использованием ударения ( ХХХ, Х –ХХ, ХХХ). Подобную же работу можно проводить на речевом материале, используя сначала одинаковые слоги ( па – па – па, до – до - до), а затем слоги, состоящие из разных гласных и согласных звуков (ка –ну, ти –по, ма – то- му). В дальнейшем в такие задания включаются слоги со стечением согласных (та – ста , ку – ску и т.п.).

3. Развитие сомато – пространственной ориентации.

Осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве являются исходными данными по развитию пространственных ориентировок в целом. Детей следует научить различать части своего тела: глаза, уши, нос, подбородок, голову, грудь, спину, ноги, руки. Сформировать у них четкие представления о правой и левой частях тела (особенно важна дифференциация рук). Тренировать дошкольников в использовании словесных обозначений направлений, умении описать свои действия с их помощью. Эти знания закрепляются в дидактических играх.

4.     Развитие оптико – пространственной ориентации.

Работа по развитию оптико - пространственной ориентации должна проводиться в двух направлениях: 1) ориентация в трехмерном пространстве, б) ориентация в двухмерном пространстве, т.е. на листе бумаги.

Работа в первом направлении предполагает формирование у детей навыков определения пространственной размещенности предметов относительно друг друга и использования вербальных эквивалентов их пространственных отношений. С этой целью могут быть использованы такие задания, как расположение ребенком игрушек по инструкции логопеда, отгадывание им кто или что находится под столом, дальше мишки, справа от куклы и т.п.

Формирование навыков ориентации в двухмерном пространстве может проходить с помощью дидактических упражнений. Например, для различения верхнего и нижнего края листа ребенку предлагается показать, как падают снежинки с неба. Подобные задания используются и для дифференциации правого и левого края. После закрепления представлений о границах листа бумаги можно переходить к заданиям на расположение графических символов относительно друг друга внутри него.

В завершении следует отметить, что характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка. Для составления коррекционных занятий по развитию слоговой структуры слова необходимо учитывать ведущую деятельность, использовать системный подход. Для успешного результата важную роль играет взаимодействие нескольких специалистов, а именно логопеда, воспитателя, инструктора по физической культуры и музыкального работника.

Литература

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2000
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учебно – методическое пособие. М. 2005
  3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М, 2009
  4. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова детьми, страдающих алалией. //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи./ под ред. Левиной Р.Е. – М., 1961
  5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.,2007
  6. Ткаченко Т.А Коррекция нарушений  слоговой структуры слова. М. Издательство ГНОМ и Д, 2002.-40с (Практическая логопедия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию слоговой структуры слова.

Приветсвую Вас, уважаемые коллеги и родители! В данной публикации Вы можете ознакомиться с упражнениями по формированию слоговой структуре слова. Желаю Вам успехов!...

Рекомендации по формированию слоговой структуры слова.

Рекомендации по формированию слоговой структуры. 1 занятие. ...

Консультации для родителей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции»

laquo;Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР,возможные нарушения и пути  ее коррекции»  Список используемойлитературы:.1 Агранович З.Е. Логопедическая работа по прео...

Методическая разработка дидактических игр по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР

Развитие всех компонентов языковой системы детей с ОНР- фонетики, лексики и грамматики с помощью дидактических игр, становление нормального речевого развития, в условиях патологии слоговой структуры с...

Консультация для родителей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции».

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения...

Методические рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Работа по развитию слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста строится комплексно и поэтапно. Она включает работу не только по развитию слоговой структуры слова, но и развитие кинетическог...