Рекомендации по формированию слоговой структуры слова.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Приветсвую Вас, уважаемые коллеги и родители! В данной публикации Вы можете ознакомиться с упражнениями по формированию слоговой структуре слова. Желаю Вам успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_formirovaniyu_slogovoy_struktury.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по формированию слоговой структуры.
Для речи важны слоговые перестройки , мы тогда владеем речью, когда можем перейти от одного слога к другому.
ССС-чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
К 3-м годам ССС нарушена редко, главным образом в малознакомых словах, непонятных по значению. (водопроводчик, экскаватор ).
ВАЖНО: При формировании ССС имеют значение:
- Фонематические способности ребенка. (слуховое восприятие, внимание, фонематический («звуковой») слух.
- Пространственная ориентация.( Оптико -пространственная ориентация(местоположение и положение других объектов в пространстве), временно-пространственная ориентация, сомато-пространственная ориентация.(на собственном теле). Ориентация в двухмерном пространстве(на листе бумаге).
- Возможности темпо –ритмической организации движений.
Далее представлены упражнения по развитию слоговой структуры и ее составляющих.
- Упражнения на развитие фонематических способностей.
(слух, восприятие, внимание, память, фонетический слух)
1.Упражнение.
Звуковые игрушки, издающие звукоподражания, пищалки…
2. Упражнение. Банки с насыпкой (крупа, песок, бусины…) - заготовить два набора баночек, предложить выбрать такую же по звучанию из двух, трех и более.
3. Упражнение . Колокольчики в разной тональности
4. Упражнение. Музыкальные инструменты, бытовые звуки – распознавание.
5. Упражнение. Упражнения на различение высоты, силы голоса:
- пароход, поезд далеко и близко (тихо-громко)
- голос мамы-животного и детеныша (низко-высоко) или большой-маленький транспорт
6. Упражнение . Узнать мужской и женский голос, детский – слушать аудиозаписи и смотреть на картинки с изображением этих персонажей.
7. Узнавание интонаций. Звуки, слова или фразы, произнесенные с разной интонацией. а!а?а. - Пришла! Пришла? Пришла.
8. Прослушивание аудиозаписей со знакомыми голосами (мама, папа, сестра…) и незнакомыми голосами.
- Упражнения на развитие пространственной ориентации .
(оптико-пространственная )
Упражнение № 1.
Ребенок сидит на стуле, глаза открыты, либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребёнком, за ним, над и под стулом, справа и слева.
Нужно правильно сказать ,где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).
Упражнение № 2.
Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребёнок отвечает, далеко это или близко. Приведем пример.
Взрослый : «Пароход плывет…»
Ребёнок : «Далеко!...»
Взрослый: «Маша сидит…»
Ребёнок : «Близко!»
Можно предложить следующие темы (Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит и.д.)
Упражнение № 3.
Ребёнок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот(кукла, самолёт) идет вперед…Стоп! Направо…стоп! Вниз (под стол)…стоп. Вверх (встать)…стоп! Влево…стоп. И т.д.
(Сомато-пространственная )
Упражнение 4.
После показа взрослым ребёнок повторяет движения, отвечая на вопросы.
Взрослый: «Где находится сердце?»
Ребёнок : «Слева».
Взрослый : «Где у тебя темя?»
Ребёнок : «Сверху»
Взрослый : «Где стопы?»
Ребёнок : «Снизу».
Взрослый : Какой глаз я тебе закрыла?
Ребёнок : «Правый»
Взрослый : «Где у человека спина?»
Ребёнок : «Сзади». И т.д.
Упражнение № 5.
Ребёнок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро, мочку правого уха….
Упражнение № 6.
Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.
В двухмерном пространстве.
Упражнение №7
Взрослый предлагает ребенку следующие задания.
Поставь вверх листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в левом нижнем углу волну (в нижнем правом углу прямую линию ) и т.д.
Упражнение № 8
От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребёнок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо….стоп, вверх…стоп…и т.д.
Временно-пространственная ориентация.
Упражнение № 9
Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания.
Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок.
На дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.
Упражнение №10.
Диктанты со сменой ролей «учитель-ученик».
Ребенок диктует, правильно употребляя пространсвенно-временные термины, взрослый рисует.
Упражнение № 11
Взрослый и ребёнок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».
Упражнение № 12
Упражнение состоит в раскладывании ребёнком картинок по темам «Времена года»., «Части суток». В заключении взрослый и ребёнок обсуждают последовательность картинок.
- Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.
- Развитие ритмического чувства
- - Упражнения на построение ритмического ряда
- Повтори за мной
Цель: Формирование чередующегося ритма движений.
Ребенку предлагается повторить серию движений (хлопнуть-стукнуть-топнуть) сопряженно с логопедом, с очередностью и по речевой инструкции.
С усвоением очередности заданной серии меняем порядок движений, сами движения.
- Цветная дорожка
Цель: Формировать представление о ритмическом зрительном ряде на основе повторяемости его элементов.
Ребенку предлагается выложить ряд форм с заданными свойствами (дорожка из одноцветной мозаики, забор из желтых палочек, дорожку из квадратов), выбрав необходимые из множества.
- Фигуры
Цель: Составлять ритмический ряд на основе чередования его элементов;
Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:
- цвета
- формы
- величины
- Забор
Цель: Воспроизведение линейного ритмического ряда, используя прием рисования.
Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии в определенном ритме – с чередованием цвета, высоты линий и расстояния между ними (нарисовать забор, починить забор – вставить недостающие линии)
Подготовка – выложить заборчик с чередованием цвета из счетных палочек. Основа – линейка, лист бумаги.
- Кто внимательный?
Цель: Выделение заданной ритмической цепочки в предлагаемом ряду
Запомнить порядок расположения геометрических форм (разных предметных изображений, линейных конструкций, букв), найти ряд форм, расположенных в той же последовательности на строке. (в ряду)
2 – Упражнения на установление ритмических координаций.
Упражнение 1. Стих-движение
Цель: Соотнесение ритма повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворения.
Ребенок проговаривает знакомый стих текст, отхлопывает ритм обеими руками или сопровождает движением руки как при «считалках».
Упражнение 2. Зарядка для пальчиков
Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.
Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми средствами, доступными ребенку).
Последовательное вращение каждого пальца руки ребенка по часовой стрелке и против нее сопровождается мелодичным произнесением или пением цепочки повторяющихся слогов: большой палец — «па-па-па», указательный — «та-та-та», средний —«ка-ка-ка», безымянный
«ля-ля-ля», мизинец — «ма-ма-ма»
Упражнение 3. Музыканты
Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.
Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кулаков по столу, бубна — похлопывающим движениям кулака о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движениям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование слоговой структуры слова" (рекомендации для родителей)
Материал содержит игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова....
Рекомендации по формированию слоговой структуры слова.
Рекомендации по формированию слоговой структуры. 1 занятие. ...
«Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова»
Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова:Играйте с ребёнком в неречевые игры:Упражнение 1. Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показа...
Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...
Тренинг для воспитателей " Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова" Буклет "Игры по формированию слоговой структуры слова у дошкольников"
Тема: «Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова» ...
Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры
Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...
Консультация для педагогов Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у детей
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР). Данный вид нарушения представляет собой нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, ...