Творческий проект «Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников с ОВЗ»
проект по развитию речи

Жердева Инна Александровна

Одной из инновационных технологий в ДОО является совместное созданием мультфильма педагогом и детьми. Данный метод позволяет не только осуществить необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии у детей, но и даёт возможность применения своих потенциальных способностей любому ребёнку; способствует установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа №19

имени героя социалистического труда А. С. Федотовой города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области,

структурное подразделение «Детский сад «Аист»

Творческий проект

«Детская мультипликация как средство познавательного

и речевого развития дошкольников с ОВЗ»

Автор:

Жердева Инна Александровна,

воспитатель

г. Новокуйбышевск

2023 год

«Детская мультипликация как средство познавательного

и речевого развития дошкольников с ОВЗ»

Пояснительная записка

        Современное общество не стоит на одном месте, оно постоянно развивается. Поэтому вместе с ним меняются требования к развитию и воспитанию нового поколения. Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности. И именно в дошкольных учреждениях мы можем организовать развивающую среду для полноценного саморазвития личности. 

        Одним из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС является познавательно-речевое развитие детей. В структуре понятия «речевое развитие» называют основные компоненты устной речи детей: лексический, грамматический строй речи, произносительная сторона речи, связная речь.

        Наш детский сад посещают дети с ОВЗ, имеющие различные нарушения речи. У большинства из них наблюдаются не только нарушения речи, но и недоразвитие психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, общей и мелкой моторики, пространственных представлений, снижение интереса к обучению). Для того чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, новые технологии.

Одной из инновационных технологий для нас стало совместное созданием мультфильма педагогом и детьми.

        Данный метод позволяет не только осуществить необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии у детей, но и даёт возможность применения своих потенциальных способностей любому ребёнку; способствует установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного,

развивающего и коррекционного обучения детей.

        Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и режиссером этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.

        Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.

Поэтому данный проект актуален для детей с ОВЗ.

Актуальность проекта: Повышенный интерес детей к мультипликации явился основой создания и реализации интересного проекта, который позволяет интегрировать разнообразные виды деятельности, успешно решать задачи всех образовательных областей и развивать детское творчество.         Благодаря новым техническим средствам дошкольникам интересно будет узнать, как появляются мультфильмы, то есть стать активными участниками созидательного процесса. Мультипликационное творчество позволяет развивать креативные способности детей. Также дети становятся участниками настоящего съемочного процесса, знакомятся с новыми информационными технологиями. И тогда, выступив в роли авторов своего собственного мультфильма, они по-другому подойдут к выбору и оценке мультфильмов.

Цель: Вызвать у детей с ОВЗ потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития).

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с видами мультипликации;
  • познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
  • формировать художественные навыки и умения;
  • поощрять речевую активность детей.

Развивающие:

  • развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов;
  • развивать зрительное внимание и восприятие;
  • способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
  • развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
  • усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми;
  • поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
  • воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма;
  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Коррекционные:

  • обогащать словарный запас;
  • формировать навыки связной речи. 

Тип проекта:

  • по ведущему методу – творческий;
  • по количеству участников –групповая, так и индивидуальная форма деятельности.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения речи (посещающие логопедический пункт), воспитатели, специалисты, родители участников проекта.

Сроки реализации: 2021-2022 г.

Направленность педагогического проекта: создание условий для формирования связной речи и навыков речевого общения детей в процессе создания мультипликационных фильмов. 

Ожидаемые результаты:

Для детей с ОВЗ:

  • повысился уровень развития связной речи, совершенствование навыков общения, активизация познавательной и творческой деятельности, развился творческий потенциал и способности детей;
  • сформированы умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах;
  • созданы условия для возможности совместного творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Для родителей:

  • удовлетворены потребности в разнообразных дополнительных услугах для развития детей;
  • высокая степень информированности родителей о развитии ребенка;
  • творческая активность родителей через активное включение в проект;

Для педагогов:

  • повысился профессиональный уровень в сфере информационно-компьютерных технологий;
  • реализован творческий потенциал.

Используемые технологии: проектная деятельность, информационно-коммуникационные, личностно- ориентированные, игровая, анимация.

Методы:

  • словесный - устное изложение, беседа;
  • наглядный - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу;
  • практический - овладение практическими умениями работы с различными материалами;
  • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • частично-поисковый (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы);
  • исследовательский - овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.

Материально - технические средства: Фотоаппарат, диктофон, компьютер с программой Windows Movie Maker., штатив, искусственный источник света, любое устройство для записи голоса. Материалы для художественного творчества.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный этап (организационный)

  • обследование детей по речевому развитию (воспитатель, учитель -логопед);
  • определение темы проекта, формулировка цели и задач;
  • подбор материала, поиск информации в Интернете по теме проекта;
  • изучение истории возникновения мультипликации, виды мультфильмов; изучение процесса создания мультфильма;
  • сбор информации о профессии людей, создающих мультфильмы;
  • разработка алгоритма работы над мультфильмом;
  • подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования;
  • составление тематического плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;
  • вовлечение родителей в проектную деятельность: дома рассказать и посмотреть с детьми свой любимый мультфильм из детства, консультации для родителей «Секреты мультипликации».

II этап - основной этап. (см. Приложение №1)

Этапы работы над мультфильмом

Формы работы совместной деятельности педагогов

и детей

Примечание

1.

Знакомство

детей с мультипликацией, с этапами работы над мультфильмом

Накопление знаний

  •  Беседы, просмотр небольших видеороликов, презентаций: «Что такое мультипликация», «Путешествие в мир мультипликации», «Какие бывают мультфильмы», «Кто делает мультфильмы», «Как создать мультфильм» и другие.
  • Беседа-рассказ «Волшебники мультипликации», «Парад мультпрофессий».
  •  Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с работами художников-мультипликаторов.
  •  Беседа-рассказ «Волшебники мультипликации», «Парад мультпрофессий».
  •  Просмотр мультфильмов, созданных в различных техниках «Пластилиновая ворона», «Песочные сказки», рисованные и кукольные мультфильмы.
  •  Дидактические игры: «Наши эмоции», «Расставь правильно (этапы создания мультфильма)», «Какие предметы нужны человеку этой профессии?», «Из чего сделаны герои?», «Кому, что нужно?» и т.д.

При знакомстве детей с мультипликацией, с этапами работы над мультфильмом мы рассказываем им о жанре мультипликации, о процессе создания мультфильма, о профессиях аниматора, звукорежиссера, оператора, знакомим с техническим оборудованием (фото и видео аппаратурой, штативом)

На этом этапе важно замотивировать детей на деятельность.

 2.

Подбор или составление (придумывание) истории, сюжета будущего мультфильма, его героев.

Практическая часть

  • Чтение и обсуждение любимых сказок, рассказов.
  •  Загадки о мультипликационных героях.
  •  Пересказ сказок, рассказывание по ролям.
  •  Инсценировка знакомых произведений художественной литературы.
  •  Дидактические игры на основе цепных схем «Узнай сказку», «Лабиринт по мультфильму», «Что сначала, что потом»
  •  Дидактические игры с использованием сюжетных картинок «Сложи историю (сказку) по картинкам», «Перепутанные сказки».
  •  Игра-викторина «В стране сказок».

Данный процесс направлен на закрепление словаря, развитие грамматики, а, самое главное, - на формирование связной речи дошкольников.

Тематика мультфильма по возможности привязывается к тематическому планированию, к изучаемой лексической теме.

Следующий шаг — один из самых важных и интересных. Детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм.

3.

Создание декораций, персонажей мультфильма

  •  Выбираем тип мультфильма (кукольный, рисованный, пластилиновый, компьютерный). Мы остановили свой выбор на пластилиновом мультфильме.
  •  Коллективная работа по изготовлению фона к мультфильму.
  •  Лепка «Герои мультфильма».
  •  Лепка, рисование «Мы художники-мультипликаторы» декораций к мультфильму.

Данную работу проводим, например, в ходе непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

Процесс лепки – это один из эффективных способов развития мелкой моторики пальцев. Хороший уровень развития моторики в свою очередь является одним из обязательных условий развития речи детей в целом.

4.

Съемка фильма по эпизодам

  •  Дидактическая игра «Разложи картинки по порядку» (раскадровка мультфильма по эпизодам).
  •  Выбор   аниматоров - детей, которые передвигают героев (под руководством педагога).
  •  Игровая ситуация «Оператор съемки» (фотографирование героев мультфильма в декорациях – «оживление героев» в соответствии с раскадровкой в технике перекладки).

Взрослые обрабатывают фото на компьютере, монтируют проект мультфильма (без звука).

5.

Озвучивание мультфильма

  •  Театрализованная игра «Превращение детей».
  •  Речевые игры «Говорим разными голосами», «Придумай рифму», скороговорки.
  •  Игровая ситуация «Мы звукорежиссёры» (выбор «актеров» для озвучивания героев мультфильма).
  •  Запись голосов персонажей (реплики детей) на диктофон.

Дети отрабатывают правильное произношение, учат текст, учатся говорить выразительно, с разными интонациями и паузами.

6.

Монтаж

Взрослые (педагоги) накладывают звуки, монтируют мультфильм, оформляют титры

III этап - заключительный. 

  • Презентация мультфильма (см. Приложение№2, №3) и обсуждение (Что было сделано. С чего начинали. Что было самым сложным).
  • Мастер – класс для родителей по созданию мультфильма.

Заключение:

        Мы считаем, при грамотном педагогическом подходе, мультипликация в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности может стать инструментом педагога в решении задач коррекционно-развивающей деятельности, в наиболее доступном для детей виде деятельности – игровой.

        Реализуя практику отмечаем, что дети имеют начальные представления о мире мультипликации, технических средствах, используемых в процессе создания мультфильма, видах мультипликации. У дошкольников повышается мотивация к исправлению своей речи, автоматизации звуков, расширяется

словарный запас.

Литература:

1. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. «Мультфильм руками детей». – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.

2. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным // Искусство в школе 2006. - № 1.

3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Гринго, 1996.

4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками. – СПб: Детство-Пресс, 2011.

5. Мультстудия «Пластилин». Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками.

Интернет-источники:

1. http://www.liveinternet.ru/users/4525283/post223895182#

2.https://www.movavi.ru/support/how-to/how-to-add-voiceover-to-video.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование как средство интеллектуально- речевого развития дошкольника.

На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памя...

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение...

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...

План по самообразованию на тему «Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

План по самообразованию на тему«Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников»....

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

В консультации описаны цель и задачи построения речевой развивающей среды в каждой возрастной группе, а также даны советы по наполнению речевого уголка....