Консультация для родителей по теме: "ОНР- системное нарушение речи"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Лебедева

Виды связной речи: описательный рассказ о предмете; описательный рассказ на сравнение двух предметов; перессказ рассказа; перессказ рассказа с элементами творчества; составление рассказа по серии сюжетных картинок; составление рассказа по сюжетной картине; заучивание наизусть стихотворений, потешек, загадок... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Консультация для родителей на родительском собрании по теме: «ОНР - системное нарушение речи»

                                                                                                               Учитель-логопед

                                                                                                                МБДОУ д/с № 6

                                                                                                                Лебедева И.Ю.

        У всех детей, посещающих группу, речевое заключение ОНР - это когда речь не сформирована (у кого-то нарушена) как система, то есть страдают все стороны речи - это  словарь, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, грамматический строй речи, связная речь. А самое главное, страдает то, что «режет» слух-это звукопроизношение, поэтому мы будем проводить ежедневную пальчиковую гимнастика,  артикуляционную гимнастику, тем самым готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков позднего развития, нижнего и верхнего положения языка.

        Шипящие звуки у детей поставлены, но в спонтанной речи мы их не слышим, так как у детей не развит самоконтроль в силу возраста. Сразу скажу, что звук «л» очень коварный. За ним постоянно надо следить, он плавающий. Даже при закреплении, он, то появляется, то опять исчезает. У части детей звуки «р, рь» - горловые. Не форсируйте эти звуки горлового происхождения, пусть лучше их вообще не будет, чем потом детей переучивать. На звуки «р, рь» нужна сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, которая заставляет его вибрировать. Заострю ваше внимание на том, чтобы вы понимали, учитель-логопед ставит звуки, а родитель совместно с ребенком их закрепляют. Это длительный процесс  и надо набраться терпения.

          Мы Вам предлагаем сделать индивидуальные альбомы по артикуляционной гимнастике и принести их в детский сад. Дети в свободное от занятий время будут тренировать свой язык. Посмотрите образцы комплексов в интернете.  

        На протяжении двух лет мы будем работать над развитием всех сторон речи, но особо хочется остановиться над  развитием связной речи, в которой высвечиваются все нарушения, например, грамматические категории. Если ребенок не усвоил какую-то грамматическую категорию, мы ее будем отрабатывать дополнительно на других лексических темах. О состоянии звукопроизношения и владении грамматическими категориями поговорим отдельно на индивидуальных консультациях. Запишитесь на индивидуальную консультацию в течение недели  ежедневно с 12.30 до 15.00.
        В работе по развитию связной речи мы будем использовать описательный рассказ. Для усвоения нам в помощь мнемосхемы, те же наглядные планы. В описательном рассказе, например, по теме «Овощи» будем говорить о велечинных категориях (форме, длине, толщине), об уборке урожая с огорода (слова действия), о вкусовых качествах, как использовать в пищу.

       Еще будем составлять описательный рассказ на сравнение двух овощей, так же используя план-схему. Будем формировать сложно-сочиненные предложения с противительным союзом «а», например,  «Огурец овальный, а помидор круглый», «Из огурца можно приготовить  салат, а из моркови сок».

       Хочу уделить внимание пересказу текста (текст должен состоять из 5-6-и предложений). Сначала взрослый читает текст 1 раз, затем беседует с детьми по вопросам для уточнения содержания. Взрослый обращает внимание на картинки-помощники, на которые ребенок будет опираться при пересказе. Далее текст читается еще раз и только потом дети его пересказывают. Это может быть пересказ по цепочке, когда один ребенок начинает рассказ, а другой продолжает, поэтому нужно следить за пересказом, а вдруг тебя спросят, а ты не готов продолжить. Взрослый может попросить одного ребенка пересказать текст полностью.

       Более сложный вид деятельности - это составление рассказа по сюжетной картине, например, по теме «Осень». В беседе дети вспоминают признаки осени. Рассматривая картину, называют, что видят на переднем, заднем плане, справа, слева.  

Уточняется план рассказа. Взрослый дает образец рассказа по картине и дети составляют рассказы, используя свои знания по признакам осени. Так же будем брать заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, двустиший. Нам в помощь мнемосхемы, рисунки детей, ритмические дорожки.

       Теперь поговорим о звуковой культурой речи. В младшем возрасте дети познакомились со звуками раннего развития и гласными. В старшем возрасте будем повторять гласные звуки, а также различать согласные звуки по твердости - мягкости. В подготовительном  возрасте различать согласные звуки по глухости - звонкости. Дети д.б. запомнить, что гласные звуки обозначаем красным цветом, мягкие согласные - зеленым, а твердые - синим. Дети д.б. научиться ощущать положение языка при произнесении согласных звуков: гласные мы произносим свободно, а при произнесении согласные есть преграда.

         Мы будем развивать фонематическое восприятие, так как от него зависит, усвоение грамматических категорий, слоговой структуры слова, а в школе усвоение письменной речи. От фонематического восприятия зависит такой психический процесс, как память. Не может ребенок запомнить стихотворение, причина-несформированность фонематического восприятия.

         Мы будем играть со звуками; выделять звуки из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове (начало, середина, конец). Дети д.б. запомнить, что в начале и в конце м.б. только один звук, а в середине много.

        Дети д.б. научиться подбирать слова с заданным звуком. Давайте поиграем: подберите слова-предметы по теме «Овощи» со звуком «с» (свекла, редис, капуста, чеснок, фасоль); назовите овощ со звуком «с» в начале слова - свекла, в середине слова - капуста, фасоль, чеснок, в конце слова - редис.

        Большая работа предстоит по развитию ССС, то есть над наполняемостью слов звуками и слогами. Детям с ОНР характерны замены звуков, пропуски звуков при стечении согласных, пропуски и перестановки слогов, недоговаривание слов, сокращение  слов до неузнаваемости. Приведу примеры ответов наших детей. Расшифруйте их высказывания: «У сека павася дом. (У щенка появился дом.)   Ете таи паняу. (Ветер траву помял.)   Это исё сенёк  ни асая собак. (Это ещё щенок не взрослая собака.) Наши дети порой как иностранцы. Одна из девочек нашей группы поведала недавно: «Мама мне сказала, что я русская». Так что уважаемые родители, все вместе будем учить детей правильно говорить по-русски.  

         И еще чтобы добиться положительного результата детей необходимо два раза в год пролечивать по назначению врача-невролога. Я написала направления к неврологу, записывайтесь и пролечивайте ребенка. Домашние задания будем вкладывать в файлы папок. Заниматься обязательно по заданиям ежедневно, а не авралом раз в неделю по выходным. Выходные дни оставьте на совместный отдых с детьми.

          Желаю всем здоровья и работоспособного учебного года.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - "Помощь детям с тяжелым нарушением речи"

Во взаимодействии с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи самым эффективным приемом является игровой. Развертывая свою деятельность в контексте игры и в ее  русле, можно добиться значительно ...

Консультация для родителей. "Почему необходимо устранить все нарушения речи в дошкольном возрасте"

В материале консультации говорится о роли грамотной чистой речи в формировании личности ребенка и необходимости устранения всех имеющихся речевых нарушений до поступления ребенка в школу....

Консультация для родителей "Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей 5-6 лет как результат взаимодействия учителя-логопеда с родителями".

В настоящее время родители уделяют мало  внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённ...

Консультация для педагогов на тему : «Дети с нарушениями речи»

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их...

Консультация для родителей на тему:«Как сформировать грамотную речь у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения?»

Речевые игры, способствующие формированию грамотной речи у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения....

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка с нарушением речи".

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкус...

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"...