Отчет 2023-2024 г МБОУ "СШ"
материал по логопедии

Паршова Ольга Владимировна
В этом учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе годового и перспективного планирования, адаптированных рабочих программ по преодолению нарушений письма и чтения у школьников,  имеющих заключение ТПМПК  и согласно результатам проведенного первичного обследования.
Основная цель работы учителя-логопеда: своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи;  предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;  содействие педагогическому коллективу в создании ситуации коррекции и развития, соответствующей индивидуальности обучения и обеспечивающей необходимые условия для охраны здоровья и развития личности  учащихся для их наиболее полной социализации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_mbou_logopeda_parshovoy_ov_23-24gg.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники»

Отчет учителя-логопеда Паршовой О.В. о проделанной работе

за 2023 – 2024 учебный год

В этом учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе годового и перспективного планирования, адаптированных рабочих программ по преодолению нарушений письма и чтения у школьников,  имеющих заключение ТПМПК  и согласно результатам проведенного первичного обследования.

Основная цель работы учителя-логопеда: своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи;  предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;  содействие педагогическому коллективу в создании ситуации коррекции и развития, соответствующей индивидуальности обучения и обеспечивающей необходимые условия для охраны здоровья и развития личности  учащихся для их наиболее полной социализации.

Задачи:

- социальная адаптация детей в коллективе;

- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного   развития),

- формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

- осуществление необходимой коррекции нарушений  устной и письменной речи  детей;

- воспитание активного произвольного понимания речи;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- развитие навыков связной речи

- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

В соответствии с новыми образовательными стандартами, реализуется следующая цель: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях ОУ.

Задачи:

- выстраивать механизм взаимодействия между специалистами;

- осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

- своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;

- корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

Направления деятельности:

1. Организационная работа – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического мониторинга за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

2. Коррекционная  работа  – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

3. Научно-методическая  работа– создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Взаимосвязь со специалистами ОУ – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи обучающихся, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Система работы учителя-логопеда в 2023-2024 учебном году осуществлялась по следующим блокам:

1. Диагностический блок

1.2. Первичное обследование речи учащихся .

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Организационный блок

2.1. Подготовка  документов для ПМПК с  целью комплектования специализированных групп для обучающихся с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

3. Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики.

3.2. Статистический учет.

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ОУ – планирование работы на год.

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ОУ: комплектование  групп и подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с  учащимися.

3.5. Ведение  документации.

4. Коррекционно  – развивающая работа.

4.1. Занятия учителя-логопеда с  учащимися  по совершенствованию разных сторон речи.

4.2. Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.

4.3. Совместная деятельность с учителями и воспитателями ГПД.

5. Блок  профилактической и консультативной работы

5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров, рекомендаций  врачей.

5.2. Оказание консультативной помощи родителям  учащихся с проблемами в развитии.

5.3. Профилактика нарушений устной речи у учеников .

5.4. Организация консультаций с родителями  учащихся, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.

5.5. Профилактика нарушений письменной речи.

6. Методическое обеспечение

6.1. Методическая помощь педагогам ОУ по вопросам коррекции речи.

6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.

6.3. Самообразование.

6.4. Участие в работе методического объединения коррекционного цикла.

6.5. Участие в вебинарах, семинарах, мастер-классах.

7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса.

7.1. Оборудование логопедического кабинета.

7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала

7.3. Использование ТСО.

8. Блок контроля

8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

8.2. Подведение итогов работы за учебный год.

8.3. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Основные направления работы:

- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика, логопедический самомассаж, развитие речевого слуха и дыхания, коррекция звукопроизношения);

- развитие речеслухового внимания;

- развитие фонематического слуха;

- подготовка к анализу и анализ звукового состава слова (формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового и  слогового состава слова);

- развитие слоговой структуры слова;

- расширение пассивного и активного номинативного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой (уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования);

- развитие грамматического строя речи (уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций);

- развитие фразовой и связной речи

- развитие коммуникативных умений и навыков (умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие психологических предпосылок к обучению (устойчивость и переключаемость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, навыки и приемы самоконтроля, развитие познавательной активности);

Организационно-методическая работа.

В первые две недели сентября были проведены:

1. Первичная диагностика (фронтальное обследование детей)

3.Изучение  документации детей, сбор анамнестических данных, проведение бесед с родителями, заполнение журнала первичного обследования.

4.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом.

5.Мониторинг письменной речи учащихся 2-4 классов.

6.Составление списков детей, имеющих речевые нарушения.

7.Углубленная комплексная диагностика с целью выявление структуры речевого дефекта, определения причин и механизмов нарушения речи, выявление первичности и вторичности структуры дефекта.

8.Речевое заключение на основе диагностики.

9.Заполнение речевых карт.

10.Подготовка документов на школьный психолого-педагогический консилиум, ТПМПК.

11.Составление списка детей, посещающих логопедические занятия.

12.Ознакомление членов школьного психолого-педагогический консилиума  и  педагогов с результатами логопедического обследования.

13.Выбор организационных форм обучения в соответствии с характером речевого дефекта.

14. Комплектование групп и подгрупп  с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей.

15.Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы.

16.Ознакомление педагогов школы с направлениями логопедической работы на текущий учебный год.

Были составлены и утверждены рабочие программы. Составлено календарно-тематическое планирование групповых, подгрупповых  и индивидуальных занятий. Составлены индивидуальные планы работы.

Кроме нарушения речи, у детей были выявлены вторичные недостатки развития ВПФ (неустойчивость внимания, трудности установления связи между пространством и временем, трудности запоминания и воспроизведения пройденного материала, сниженная мыслительная деятельность, трудности при решении задач разной направленности, двуязычие, незнание русского языка). У некоторых детей наблюдались недостаточная сформированность  просодических компонентов речи: громкость, темп, четкость, логическое ударение.

Для обследования уровня развития речи используется:  компилятивная методика диагностики обследования речи с балльной системой оценки составленная учителем-логопедом Винюковой И.В., модифицированный  вариант тестовой логопедической диагностики - стандартизированной, нейропсихологической методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.).

В 2023-2024 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного планирования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья согласно заключениям ТПМПК. При планировании и организации коррекционной работы отводились часы на логопедические занятия: 1 д класс – 2 часа в неделю, 2 г класс – 2 часа в неделю, 5 е класс – 2 часа в неделю, 6 д класс – 2 часа в неделю; 7 г класс – 2 часа в неделю. А также проводились  индивидуальные занятия 1 раз в неделю с М. К. из 1д, Б. М. из 6г, Р. С. из 2г.

Данные  логопедического обследования  зафиксированы в журнале обследования устной и письменной речи учащихся, заведены индивидуальные речевые карты. Контроль посещения занятий осуществляет учитель-логопед, ведётся журнал работы учителя-логопеда и электронный журнал.

Промежуточный логопедический срез (январь) показал, что у учащихся, посещающих логопедические занятия, наметилась положительная динамика в развитии устной и письменной речи. К концу учебного года показатели повысились или остались на уровне.

Принципы работы с обучающимися с ОВЗ

  • Максимальная загрузка умственной работой на уроке (дома могут не выполнить задания).
  • Возможность доделать работу дома.
  • Посильные задания. Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.
  • Нельзя допускать перегрузок, переутомления.
  • Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
  • Оказание индивидуальной помощи учащимся с ОВЗ.
  • Поэтапное формирование умственных действий, поэтапное разъяснение инструкции.
  • Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
  • Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале). Использование маркеров для выделения важной информации.
  • Наглядные (зрительные, слуховые, двигательные) опоры в обучении, электронные образовательные ресурсы: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки, видеоуроки, аудиокниги, презентации.
  • Использование на уроках занимательного материала.
  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
  • Связь предметного содержания с жизнью.
  • Работа с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика.
  • Использование вставок на доску (буквы, слова)
  • Листы с упражнениями, требующие минимального заполнения.
  • Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.
  • Создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Коррекция звукопроизношения, нарушения словарного запаса и грамматического строя речи, нарушения связной речи учеников с ОВЗ является более длительным и  более сложным процессом. Основной причиной является особенность высшей нервной деятельности учащихся, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Данные обследования письменной речи. 1 г класс

Распространенные виды дисграфических ошибок, которые встречаются в данном классе: ошибки на уровне буквы и слога (пропуск гласных, перестановка букв), на уровне слов (слитное написание слов, смешение границ слова, при самостоятельном словообразовании), ошибки на уровне предложений (при согласовании и управлении). Дети не видят границ строки, буквы у них корявые, с разным наклоном, они много раз обводят одну букву, прежде чем соединить ее с другой.

Данные обследования письменной речи. 2 г класс.

Контрольный срез показал, что у учащихся с ОВЗ наблюдается положительная динамика в развитии устной речи (накопление словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий, развитие связной речи). При сравнении результатов видно, что показатели улучшились или остались на прежнем уровне. Дети не видят границ строки, буквы у них корявые, с разным наклоном, они много раз обводят одну букву, прежде чем соединить ее с другой.

Данные обследования письменной речи. 5 е класс.

Распространенные виды дисграфических ошибок, которые встречаются в данном классе: ошибки на уровне слов (слитное написание слов, смешение границ слова, при самостоятельном словообразовании), ошибки на уровне предложений (при согласовании и управлении). Наблюдаются ошибки на уровне текста: неполная передача смысла, перестановка слов в предложении, нарушение обозначения границ предложения.

Данные обследования письменной речи. 6 д класс.

Распространенные виды дисграфических ошибок, которые встречаются в данном классе: ошибки на уровне буквы и слога (пропуск гласных, перестановка букв), на уровне слов (слитное написание слов, смешение границ слова, при самостоятельном словообразовании), ошибки на уровне предложений (при согласовании и управлении).

Данные обследования письменной речи. 7 г класс.

Распространенные виды дисграфических ошибок, которые встречаются в данном классе: ошибки на уровне слов (слитное написание слов, смешение границ слова, при самостоятельном словообразовании), ошибки на уровне предложений (при согласовании и управлении). Наблюдаются ошибки на уровне текста: неполная передача смысла, перестановка слов в предложении, нарушение обозначения границ предложения. При сравнении результатов видно, что показатели улучшились или остались на прежнем уровне.

Использование в работе системы коррекционных направлений по устранению различных видов нарушения письма дает положительные результаты. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная «логопедизация» учебных и внеучебных занятий, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим и учебным материалом, их «психологизация». Это можно достичь при условии готовности учителя, учителя-логопеда и педагога-психолога к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе. У всех младших школьников значительно недоразвита и внутренняя речь.

Проблемы с письменной речью очень распространены среди школьников с ОВЗ и имеют стойкий характер, что сказывается на психофизическом развитии и на эффективности их обучения. Поэтому коррекционное воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом.

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.

При овладении письмом у детей с ОВЗ особые трудности представляют:

1. Анализ звуковой структуры слова.

2. Соотношение выделенной из слова фонемы с определённым образом буквы, которая должна быть разграничена от всех других, особенно от сходных графически.

3. Операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль.

В коррекционной работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционного воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

На уроках письма и развития речи в начальных классах применяются разнообразные методы коррекции нарушений письма: практические, наглядные, словесные. В работе с учащимися словесные методы можно и нужно сочетать с практическими, наглядными.

Учёт особенностей младших школьников с н.и. и применение на уроках письма и развития речи специальных методов и приёмов позволяют более продуктивно проводить коррекционную работу по устранению и предупреждению нарушений письма.

Повышение квалификации.

Являюсь постоянным участником онлайн-вебинаров порталов Лого-Эксперт, «Мерсибо», «PROшкола», «ОЦ «Каменный город» для педагогических работников, направленные на всестороннее развитие педагога.

Принимала участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Творческий воспитатель – 2024», сертификат , подтверждающий авторство статьи «Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ОВЗ». 23.10.2023 г.

Диплом «Сопровождение образования лиц с ОВЗ: построение модели инклюзии», в объеме 72 часа, Форум Педагоги России, г. Екатеринбург, 2023г.

Удостоверение о повышении квалификации по теме: «Обучение и воспитание детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС», в объеме 108 часов. ВШДА, 24.08.2023 г.

Являюсь постоянным участником онлайн-вебинаров порталов Лого-Эксперт, «Мерсибо», «PROшкола», «ОЦ «Каменный город» для педагогических работников, направленные на всестороннее развитие педагога. 

Удостоверение о повышении квалификации №033167 по дополнительной профессиональной программе «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе реализации ФГОС», в объеме 72 часа. ООО «Образовательный центр «ИТ-перемена», г. Курган, 18.01.2024 г.

Удостоверение о повышении квалификации №033168 по дополнительной профессиональной программе «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС», в объеме 72 часа. ООО «Образовательный центр «ИТ-перемена», г. Курган, 18.01.2024 г.

Удостоверение о повышении квалификации №033166 по дополнительной профессиональной программе «Оказание первой помощи в образовательной организации», в объеме 72 часа. ООО «Образовательный центр «ИТ-перемена», г. Курган, 18.01.2024 г.

Свидетельство о публикации на сайте ВШДА сетевого образовательного СМИ материалы по теме: Конспект логопедического занятия с детьми с ОВЗ в подготовительной группе на тему «Семья». № 2113749s0105242104311 от 02.05.2024г.

Сертификат прослушала курс в формате вебинара на тему: «искусственный интеллект как новый инструмент реализации современных образовательных технологий в ДОО». Всероссийская Лига педагогов МЭО. № N-318-674-728. 14.05.2024 г.

Вывод.

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1. Своевременное выявление  проблем в речевом  развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Оказание индивидуальной помощи учащимся с ОВЗ.

3. Положительный настрой обучающихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание выполнять задания, интерес к работе логопеда.

4.  Поэтапное формирование умственных действий, поэтапное разъяснение инструкции, деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части, возможность доделать работу дома.

5. Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.

Отрицательными моментами считаю:

1. Для достижения положительных результатов в работе учителя-логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития.

2. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т.д.

21.05.2024г                                      Учитель-логопед Паршова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе в рамках "Наставничество "за 1 полугодие 2023-2024 уч.год

Отчет о работе в рамках "Наставничество "за 1 полугодие 2023-2024 уч.год...

отчет по методической работе 2023-2024 на воспитатель года

Отчет по методической работе "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...

Отчет по экологическому проекту 2023-2024

Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры....

Отчет старшая группа за 2023-2024 год

Данный материал содержит отчет за проделанную работу за 2023-2024 год....

Отчет по самообразованию за 2023-2024 уч.год "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Отчет по самообразованию 2023-2024

Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственн...