Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Основная цель образовательной области "Познавательное развитие" - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов. Познавательные процессы дошкольников с ОВЗ обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания.И в Монтессори -педагогике большое внимание уделяется сенсомоторному развитию ребёнка, развитию речи и мышления. У всех наших детей имеется недоразвитие тонкой моторики пальцев рук, незрелость и раскоординированность зрительно - моторной сферы. Поэтому на логопедических занятиях мы используем различные монтессори материалы для коррекции сенсомоторных нарушений:;это работа с различными крупами, бусинами, прищепками, природным материалом, прищепками и многое другое.Основная цель нашей работы – обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности. Использование методики М. Монтессори в коррекционной работе воспитанников с ОВЗ способствует развитию во всех направлениях психофизической деятельности, ускоряется процесс коррекционного воздействия. Эта система помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения дошкольников: - повышение качества речевого развития; - расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса; - повышение уровня коммуникативных способностей; - повышение активности и самостоятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Костикова Надежда Владиславовна,
учитель - логопед МБДОУ
Детский сад комбинированного вида № 83
г. Мурманск
Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.
(из опыта работы)
Методика Марии Монтессори отметила свой столетний юбилей. Но, несмотря на это, педагогика М. Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребёнка, в которой совмещены, казалось бы, несовместимые: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьёзная работа.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребёнка предметно-развивающей среды. И изучение Монтессори - педагогики позволило сделать вывод о том, что некоторые аспекты данного метода отвечают потребностям воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому методы Монтессори - педагогики оптимально подходят для ребёнка с любым уровнем речевого, умственного развития. Использование Монтессори-метода в работе логопеда позволяет модернизировать коррекционно-образовательный процесс.
В Монтессори – среде занятия проводятся по традиционным методикам, они не отличаются от классических занятий дошкольников. Логопедические занятия имеют свои отличия, поэтому приходится основополагающие принципы Монтессори-метода перестраивать, видоизменять. Наша работа направлена как на стимуляцию речевой функции, так и на формирование вербальных и невербальных средств общения.
Так как в нашей дошкольной организации пока нет возможности полностью внедрить этот метод, мы осуществили новый подход к организации образовательной деятельности воспитанников с использованием элементов Монтессори - педагогики.
Была поставлена цель коррекционной работы и определены направления и принцип организации деятельности.
Для своей работы я определила три важных элемента методики Монтессори:
Трёхступенчатый урок
- используется как в группе детей для введения новых понятий, длится 3-4 минуты и состоит из 3 фраз.
- так и для работы с неговорящими детьми
- Ознакомление с предметом.
- Узнавание предмета по названному имени.
- Называние предмета
Второй приём «КРУГ»
Этот приём используется постоянно. Мы начинаем нашу деятельность с круга. В кругу мы решаем очень много различных задач:
Выполняем артикуляционную гимнастику, самомассаж, физминутки, задания на координацию движений, развитие внимания, памяти, слухового восприятия.
Бывают круги тематические – это обогащение и активизация словаря, отработка лексико-грамматических категорий. Также в конце занятия проводятся рефлексивные круги с элементами аутотренинга. Очень активно этот приём используется и в совместных детско-родительских мероприятиях: мастер-классах, праздниках.
Использование «Круга» помогает лучше организоваться детям, повышается концентрация внимания, снимает проявления тревожности, способствует лучшему контакту между детьми.
Третий приём «Минутка тишины»
Необходимым навыком Мария Монтессори считала умение слушать. Исходя из этого, она придумала игру "Тишина", отлично понимала эту необходимость замедлиться, прислушаться, помолчать.
Эти минутки направлены на развитие слухового восприятия. Чем же игра в «тишину» полезна детям? Она развивает слух ребенка, его лингвистический интеллект. Она успокаивает его, учит различать звуки, регулировать громкость своего голоса и, конечно, контролировать себя. Такая деятельность сближает детей и, по словам Монтессори, способствует духовному развитию детей.
Основная цель образовательной области «Познавательное развитие»- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов. Познавательные процессы дошкольников с ОВЗ обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания.
И в Монтессори –педагогике большое внимание уделяется сенсомоторному развитию ребёнка, развитию речи и мышления. У всех наших детей имеется недоразвитие тонкой моторики пальцев рук, незрелость и раскоординированность зрительно-моторной сферы. Поэтому на логопедических занятиях мы используем различные монтессори – материалы для коррекции сенсомоторных нарушений: это работа с различными крупами, бусинами, прищепками, природным материалом, прищепками и многое другое.
Так как наша группа речевая, основная цель нашей работы – обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности.
В нашей группе есть Зона развития речи.
Она небольшая, но направлена на полноценное и всестороннее развитие всех речевых навыков, пополнение и активизация словарного запаса. Подготовка к обучению грамоте. там имеется необходимый материал для свободной деятельности детей:
-классификационные карточки для расширения и активизации словарного запаса,
-сюжетные картинки для составления рассказа
- материал для развития фонематического слуха;
- материалы для подготовки руки к письму,
- разнообразные материалы для чтения;
-подвижная азбука, адаптированная к нашим условиям,
- шершавые буквы;
- слоги, слова для составления предложений.
В свободной деятельности закрепляют знания, полученные на занятиях. Так как развитие речи процесс естественный, происходящий на основе сенсорного и социального развития, то в свободной деятельности этот процесс проходит быстрее и лучше.
Во всех упражнениях методов Монтессори присутствуют две цели: прямая и косвенная. И мы одновременно решаем две задачи, корректируем сразу несколько проблем одновременно.
Попутно с нашей работой мы рекомендуем родителям закреплять полученные знания и умения в домашней, естественной обстановке, что представляет для детей особенный интерес.
В заключение можно сказать. Что использование методики М. Монтессори в коррекционной работе воспитанников с ОВЗ способствует развитию во всех направлениях психофизической деятельности, ускоряется процесс коррекционного воздействия. Эта система помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения дошкольников:
- повышение качества речевого развития;
- расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса;
- повышение уровня коммуникативных способностей;
- повышение активности и самостоятельности детей.
Что в итоге содействует становлению и гармонизации его личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...
Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой.
Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой....
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...
Интересно работать творчески - Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
Материал «Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи» предлагается для учителей ...
Использование инновационного метода Монофон в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
В индивидуальной и подгрупповой логопедической работе считаю перспективным средством коррекции речи у детей дошкольного возраста, использование инновационных методов и приемов. В своей практике, шесто...
Использование инновационного метода Монофон в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
В индивидуальной и подгрупповой логопедической работе считаю перспективным средством коррекции речи у детей дошкольного возраста, использование инновационных методов и приемов. В своей практике, шесто...