Совместная деятельность с воспитателями по развитию речи дошкольников
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
2024-2025 учебный год:
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРУШКИ» (возрастная группа 3-4 года)
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГОВОРУШКИ»
(возрастная группа 3-4 года)
Составитель: Василенкова Наталья Васильевна, воспитатель,
Ковалёва Людмила Сергеевна, учитель-логопед
Срок реализации: 1 год
Г. Смоленск, 2024-2025 учебный год
#1062;елевой раздел | 3 |
| 3 |
| 3 |
Целевые ориентиры освоения программы. | 5 |
ІІ. Содержательный раздел | 5 |
Описание образовательной деятельности Программы | 5 |
Описание форм, способов и методов реализации Программы | 6 |
Программно-методическое обеспечение Программы | 7 |
ІII. Организационный раздел | 8 |
Описание материально-технического обеспечения программы. | 8 |
Календарно-тематическое планирование | 9 |
Сроки реализации и продолжительность образовательного процесса | 26 |
ЛИТЕРАТУРА | 26 |
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Для детей 3-4 лет овладение родным языком является основой полноценного формирования личности ребёнка дошкольного возраста. В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца. Поэтому данная программа направлена на удовлетворении потребностей детей в речевом развитии.
Основная направленность данной дополнительной общеразвивающий программы социально-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программа разработана для улучшение речевого развития, формирования устной речи детей младшего дошкольного возраста, обогащения их пассивного и активного словарного запаса.
Цель, задачи и основные принципы программы
Цель программ - совершенствование и развитие у дошкольников младшего возраста артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, развитие слухового внимания, развития пассивного и активного словаря, формирование грамматических категорий, развитие связной речи.
Задачи программы.
- Формирование словаря.
Обогащение словаря. Закреплять у детей умение различать и называть части предметов, качества предметов, сходные по назначению предметы, понимать обобщающие слова. Активизация словаря. Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения.
- Звуковая культура речи.
Продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.
- Грамматический строй речи.
Продолжать формировать у детей умения согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; в форме множественного числа существительных в родительном падеже; составлять предложения с однородными членами. Закреплять у детей умения образовывать повелительную форму глаголов, использовать приставочный способ для образования глаголов, знакомить детей с образованием звукоподражательных глаголов. Совершенствовать у детей умение пользоваться в речи разными способами словообразования.
- Связная речь.
Продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, пользоваться простыми формулами речевого этикета. Воспитывать умение повторять за педагогом рассказ из 3-4 предложений об игрушке или по содержанию картины, побуждать участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок. Подводить детей к пересказыванию литературных произведений, формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним.
- Подготовка детей к обучению грамоте.
Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
- Интерес к художественной литературе.
Обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения). Формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без него). Способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (поступки персонажей, последовательность событий в сказках, рассказах). Формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения, воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за педагогом знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр. Поддерживать общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного рассматривания книжек-картинок, иллюстраций. Поддерживать положительные эмоциональные проявления (улыбки, смех, жесты) детей в процессе совместного слушания художественных произведений.
Принципы дополнительной образовательной программы:
- принцип учёта ведущей деятельности:
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- принцип амплификации детского развития как направленного процесса обогащения и развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей с взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного возраста;
- принцип единства обучения и воспитания: как интеграция двух сторон процесса образования, направленная на развитие личности ребенка и обусловленная общим подходом к отбору содержания и организации воспитания и обучения через обогащение содержания и форм детской деятельности;
- принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного детства;
- принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному благополучию.
Целевые ориентиры программы.
Ребенок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогом рассказы из 3-4-х предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения; ребенок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них; ребенок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице; ребенок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником; ребенок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи; ребенок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов; ребенок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
индивидуальные беседы, консультации в течение года;
II. Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности Программы
В три-четыре года память ребенка носит непроизвольный, непосредственный характер. Наряду с непроизвольной памятью, начинает формироваться и произвольная память. Ребенок запоминает эмоционально значимую информацию. На основе накопления представлений о предметах окружающего мира у ребенка интенсивно развивается образное мышление, воображение. Продолжается формирование речи, накопление словаря, развитие связной речи. В три-четыре года внимание ребѐнка носит непроизвольный, непосредственный характер. Отмечается двусторонняя связь восприятия и внимания – внимание регулируется восприятием (увидел яркое – обратил внимание). В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и во всех знакомых ему помещениях образовательной организации.
Интеграция содержания работы дополнительной образовательной программы в образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие. Игры, способствующие развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками
Познавательное развитие. Формирование первичных представлений о собственном артикуляционном аппарате и его возможностях, о ритмичности речи, модуляции голоса (на примере звукоподражаний, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, ритме, темпе).
Речевое развитие. Обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; игры на развитие слухового внимания, чувства ритма.
Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства - устного народного творчества, фольклора, стихотворных текстов.
Физическое развитие. Упражнения на укрепления периферического речевого аппарата (артикуляционные гимнастики, игры и упражнения на координацию движений, на укрепление и развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
Описание форм, способов и методов реализации Программы.
- Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу.
Формы занятий, планируемых по определенной запланированной теме. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Основной формой организации деятельности является кружка групповая.
2. Приемы и методы организации.
Занятия проводятся в группе. Эффективность организации образовательного процесса зависит во многом от выбранных педагогических методов и приёмов обучения.
В содержание игровых занятий включены следующие виды работ:
• Упражнения на развитие слухового восприятия:
Общая цель этих игр – открыть для ребенка особый мир звуков, сделать их привлекательным, значимым, говорящими о важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Последовательность игр в разделе определяется нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия.
Игры способствуют тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки. Вначале дети отгадывают источник звука – голос своего ровесника или озвученную игрушку «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка», «Встречайте госте», «Что выбрал Петрушка?», «Звуковые загадки».
• Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики:
- игры с пальчиками;
- пальчиковые игры с палочками;
- пальчиковые игры со стихами;
- физкультминутки;
- комплексы пальчиковой гимнастики и массаж;
- упражнение с мелкими предметами;
- игры с персонажами пальчикового театра.
- Потешки и стихи, сопровождаемые движениями рук, развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- Динамические упражнения для развития темпа и координации речи и движений.
- Веселые стихи, рисунки, сказочные персонажи делают процесс развития речи ориентированным на ребенка-дошкольника.
Методы используемые при реализации дополнительной образовательной программы:
Наглядные (рассматривание натуральных предметов, рассматривание игрушек, картин, фотографий, игры с предметами)
Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал)
Практические (различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры)
Программно-методическое обеспечение Программы.
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, Б. Д. Элькониным.
В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л. С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О. В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т. Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н. А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются, и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.
III. Организационный раздел
Описание материально-технического обеспечения программы.
Дидактические пособия:
- по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа);
- по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
- по фонематическому восприятию (различные музыкальные инструменты, звучащие игрушки.
Дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
- лото по лексическим темам;
- пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики;
- кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.);
- разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего;
- набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов;
- лото «живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики);
- наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями;
- наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина);
- набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
Картотеки: пальчиковых, речедвигательных и дыхательных игр и гимнастик. Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»: обувь, одежда; посуда, игрушки; домашние птицы, зимующие и перелетные птицы домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера; овощи, фрукты, ягоды; растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые; рыбы; продукты питания; профессии, инструменты; транспорт; времена года; части тела человека; дом и его части; действия (глагольный словарь).
Звуковая культура:
- папки с речевым и картинным материалом для автоматизации и дифференциации звуков;
- картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики».
Дидактический материал для развития мелкой моторики: пирамидки, матрешки, шнуровки, Су-Джоки, пазлы, мозаики, «Песочный бассейн» и т.д. Тренажеры и мобили на развитие дыхания.
Театры: кукольные, пальчиковые, магнитные, конусные, плоскостные и т.д. ТСО. Аудио и видео материалы.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь - диагностика
Октябрь
1 неделя
Тема: «Знакомство с Веселым Голоском». Задачи:
Оборудование: большой и маленькие мешки, натуральные овощи, муляжи овощей, дедушка - кукла бибабо, корзинка. Литература: Л.В.Игнатьева. Учимся говорить правильно. Занятие №1. | Тема: «Звук А». Задачи:
Литература: Л.В.Игнатьева. Учимся говорить правильно. Занятие №2. |
Октябрь
2 неделя
Тема: «В огороде». Задачи:
Упражнение на развитие слухового восприятия «Поливаем огород». Оборудование: большой и маленькие мешки, натуральные овощи, муляжи овощей, дедушка - кукла бибабо, корзинка. | Тема: «В огороде». Задачи: - закрепить в речи обобщающее понятие «овощи»; - использовать в речи слова, введенным на первом занятии. Упражнение на развитие слухового восприятия «Где звенит колокольчик?» Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим» Потешка «Солнышко-ведрышко» Игра «Таня сеяла горох» Отрабатывание предлога «В» Оборудование: сенсорная коробка «Овощи» из фетраю |
Октябрь
3 неделя
Тема: «Фрукты». Задачи:
Оборудование: корзинка, муляжи фруктов (яблоко, груша, лимон, банан), бабушка — кукла бибабо, мешочек. | Тема: «Фрукты. Цвет: красный, желтый, зеленый». Задачи:
Оборудование: картинки и муляжи фруктов, бубен, круги красного, желтого, зеленого цветов. |
Октябрь
4 неделя
Тема: «Чтение и пересказ сказки «Репка»». Цель: сформировать умение отвечать на вопросы, правильно строить пересказ текста. Оборудование: набор картинок, пальчиковый театр. | Тема: «Инсценировка по сказке «Репка». Задачи:
Оборудование: шапочки животных. |
Октябрь
5 неделя
Тема: «Игрушки». Задачи:
Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, чей голосок?» Пальчиковая игра «Кукле кашу я сварю» Потешка «Раз, два, три, четыре, пять - мы сейчас пойдем гулять» Игра «Мы ногами - топ,топ,топ» | Тема: «Игрушки. Словоизменение» Задачи:
Упражнение на развитие слухового восприятия «Солнышко и дождик». Упражнение на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия «Собери матрешку». Оборудование: игрушки — мяч, кубик, пирамидка, машина, матрешка. |
Ноябрь
1 неделя
Тема: «В осеннем лесу. Дикие животные (знакомство)». Задачи:
Упражнения на развитие слухового восприятия «Зайка прыгает, а мишка топает». Оборудование: сенсорная коробка «Лес», игрушки и предметные картинки с изображением диких животных, сюжетная картинка «Лес», наборное полотно или магнитная доска. Пальчиковая гимнастика «Скачет белка на тележке». Дидактические игры «Скажи ласково», «Кто как голос подает?». Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки». Пальчиковая игра «Зайчик и ушки». Потешка «Вышли мышки как-то раз». Игра «Дождик, кап!». Игра «Лепим нелепицы. Блоки Дьенеша (белка, лиса, мишка). | Тема: «В осеннем лесу. Дикие животные. Фраза». Задачи:
Оборудование: плоскостные изображения деревьев и кустов, игрушки — дикие животные, предметные картинки, сюжетная картинка «Лес», наборное полотно или магнитная доска. Упражнение на развитие слухового восприятия «Отгадай, кто говорит? (по сказке «Три медведя»)» Пальчиковая игра «Это зайчонок». Потешка «Сорока-белобока». Игра «Колобок». Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки». Пальчиковая игра «Дождик». Потешка «Зайка серенький сидит». Игра «Жил-был зайчик». |
Ноябрь
2 неделя
Тема: Чтение и пересказ «Русская народная сказка „Курочка Ряба"». Задачи:
Оборудование: текст сказки, фланелеграф, изображения к сказке для фланелеграфа, предметные картинки, картинка для игры «Золотое яичко». Настольный театр. | Тема: «Звук У». Задачи:
Литература: Л.В.Игнатьева. Учимся говорить правильно. Занятие №6. |
Ноябрь
3 неделя
Тема: «Птенцы домашних птиц (знакомство)» Задача:
Оборудование: игрушки - птенцы домашних птиц, тарелки, зерна, крошки, сюжетная картинка «Птичий двор», предметные картинки, наборное полотно или магнитная доска. | Тема: «Птенцы домашних птиц (продолжение)». Задача:
Оборудование: предметные картинки, обручи, наборное полотно или магнитная доска. |
Ноябрь
4 неделя
Тема: «В гостях у бабушки с дедушкой». Цель: развитие связной речи (учить пересказывать текст с опорой на картинный материал). Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит?». Пальчиковая игра «Кролик». Потешка «Курочка-рябушечка». Игра «Наши уточки с утра». Игра «Лепим нелепицы. Блоки Дьенеша. (Корова, свинья, петушок, собака, кошка, коза, кошка, лошадка). | Тема: «В гостях у бабушки с дедушкой» Цель: Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит?» Пальчиковая игра «Наш красивый петушок». Потешка «Бабушкины оладьи» Игра «Выполни задание». |
Декабрь
1 неделя
Тема: Чтение и пересказ «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой Цель: формировать умение пересказывать текс. Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки» Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?» Игра «На дворе мороз и ветер». | Тема: «Совместное рассказывание сказки «Три медведя» с опорой на картинку. Обучению отвечать на вопросы по сказке. Задачи:
Оборудование: картинки, настольный театр. |
Декабрь
2 неделя
Тема: «Зима». Задачи:
Упражнение на развитие слухового восприятия «Отвернись и угадай» Пальчиковая игра «Зима» Стихотворение «Снег, снег кружится». Игра «Падает снежок». | Тема: «Зима. Снеговик». Задачи:
Оборудование: картинки. |
Декабрь
3 неделя
Тема: «Новый год к нам идет». Задача: развитие слухового восприятия, дыхательные упражнения. Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки». Пальчиковая игра «Новый год». Стихотворение «Как на горке снег, снег». Игра «Встанем в хоровод». Игра «Лепим нелепицы. Блоки Дьенеша (снеговик). | Тема: «Елочные игрушки». Задачи:
Оборудование: елка, елочные игрушки, предметные картинки, сундучок, письмо от Деда Мороза, наборное полотно или магнитная доска. |
Декабрь
4 неделя
Тема: «Зимние забавы». Задачи:
Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки» Игра «На дворе мороз и ветер». Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки» Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?» Стихотворение «У сестренки, у Маринки». | Тема: «Звук «О». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Занятие №11. |
Январь
2 неделя
Тема: «Наше тело (знакомство)». Задачи:
Оборудование: куклы, музыкальное сопровождение. | Тема: «Наше тело (продолжение)». Задачи:
Оборудование: куклы. |
Январь
3 неделя
Тема: «Лицо (знакомство)». Задачи:
Дидактическая игра: Эмоции с игровым полем. | Тема: «Лицо. Настроение». Задачи:
|
Январь
4 неделя
Тема: «Домашние животные. Словообразование». Задачи:
Оборудование: сюжетная картинка «Скотный двор», плоскостные изображения бабушки и дедушки, игрушки — домашние животные, предметные картинки с изображением домашних животных, игрушки — продукты питания для животных, картинки с изображением корма для них, наборное полотно или магнитная доска. | Тема: «Домашние животные. Величина: маленький, побольше, большой». Задачи:
Оборудование: игрушки домашние животные, кирпичики, кубики, призмы (крыши) разной величины — маленькие, побольше, большие. |
Февраль
1 неделя
Тема: «Детеныши домашних животных (знакомство)». Задачи:
Оборудование: фланелеграф, изображения, домашних животных и их детенышей для фланелеграфа, предметные картинки. | Тема: «Детеныши домашних животных (продолжение)». Задачи:
Оборудование: предметные картинки, наборное полотно или магнитная доска |
Февраль
2 неделя
Тема: Чтение и пересказ «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева. Цель: формировать умение пересказывать текс. Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки». Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?» Стихотворение «У сестренки, у Маринки» Игра «На дворе мороз и ветер». | Тема: Звуки «У и О». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №13. |
Февраль
3 неделя
Тема: «Животные Африки». Задачи:
Оборудование: сенсорная коробка «Животные жарких стран», картинки. | Тема: «Животные Африки. Словообразование» Задачи:
Упражнение для развития слухового восприятия «Тихо-громко». Оборудование: наборное полотно «Животные разных континентов». |
Февраль
4 неделя
Тема: «Одежда (знакомство)». Задачи:
Оборудование: куклы на магнитах, одежда, дедушка - кукла бибабо, сундучок, разрезные картинки из 3 частей. Дидактические пособия: одежда из различных материалов. | Тема: «Одежда (продолжение)». Задачи:
Оборудование: кукла, кукольная одежда, предметные картинки. |
Март
1 неделя
Тема: «Русская народная сказка „Колобок". Задачи:
Оборудование: текст сказки «Колобок», настольный театр или иллюстрации к сказке. | Тема: Звук «Ы». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №14. |
Март
2 неделя
Тема: «Обувь (знакомство)». Задачи:
Оборудование: предметные картинки с изображением обуви (туфли, ботинки, валенки, сапоги, тапки), кукла и обувь для нее, разрезные картинки обуви из 3 частей, наборное полотно или магнитная доска. Дидактические пособия: «Кукольная обувь». | Тема: «Обувь. Глаголы». Задачи:
Оборудование: предметные картинки с изображением обуви (туфли, ботинки, валенки, сапоги, тапки), плоскостные куклы, сундучок, наборное полотно или магнитная доска. |
Март
3 неделя
Тема: Чтение и пересказ сказки «Теремок» Цели: Познакомить с русской народной сказкой «Теремок». Формировать фразовую речь. Развивать слуховое и зрительное внимание, умение слушать сказку. Воспитывать навыки организованного поведения. Оборудование: текст сказки «Теремок», настольный театр или иллюстрации к сказке. | Тема: Звуки «О и Ы». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №17. |
Март
4 неделя
Тема: «Весна (знакомство)». Задачи:
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Весна», обручи, предметно-схематические изображения признаков весны (см. задание на дом 100), наборное полотно или магнитная доска. | Тема: «Весна (продолжение)». Задачи:
Оборудование: набор картинок, дидактическая игра «Весна», набор разрезных картинок, дидактическая игра «Что лишнее?». |
Апрель
1 неделя
Тема: «Птицы (знакомство)» Задачи:
Оборудование: предметные картинки - воробей, голубь, ворона, сюжетная картинка «Птицы в городском дворе», фланелеграф, вырезанные по контуру изображения вороны, воробья и голубя. | Тема: «Птицы. Предлоги НА, С» Задачи:
Оборудование: сюжетная картинка «Во дворе», фланелеграф, предметные картинки и вырезанные по контуру изображения воробья, голубя, вороны, дерева, пенька, забора. |
Апрель
2 неделя
Тема: «Море и морские обитатели». Задачи:
Оборудование: набор картинок, дидактическая игра «Часть и целое». | Тема: «Звук И». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №18. |
Апрель
3 неделя
Тема: «Дом (знакомство)». Задачи:
Оборудование: набор конструкторов, набор палочек для игры «Построй свой дом». | Тема: «Дом (продолжение)». Задачи:
Оборудование: предметные картинки - дом, молоток, пила; игрушки — зайчонок, лисенок, медвежонок, наборное полотно или магнитная доска. |
Апрель
4 неделя
Тема: «Транспорт (знакомство)». Задачи:
Оборудование: автобус, поезд, грузовик, машина — игрушки и предметные картинки, кукла, кубики, светофор, наборное полотно или магнитная доска. | Тема: «Транспорт (продолжение)». Задачи:
Оборудование: автобус, поезд, грузовик, машина— игрушки и предметные картинки, светофор, длинные и короткие полоски плотной бумаги на каждого ребенка, наборное полотно или магнитная доска. |
Май
1 неделя
Тема: «Насекомые (знакомство)». Задачи:
Оборудование: предметные картинки (или игрушки) — жук, бабочка, муха, сюжетная картинка «Садик около дома», зонтик, игруш-ки-поддувалочки жук и бабочка, наборное полотно или магнитная доска. Игра «Лепим нелепицы. Блоки Дьенеша. (стрекоза). | Тема: «Насекомые. Предлоги НА, С, В, ИЗ». Задачи:
Оборудование: кукла, сюжетная картинка «На лугу», банка, коробка, фланелеграф, игрушки - насекомые, вырезанные по контуру изображения бабочки, жука, мухи, три большие ромашки. |
Май
2 неделя
Тема: «Звуки Ы и И». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №21. | Тема: «Первые цветы». Яркие краски. Задачи:
Оборудование: предметные картинки (или игрушки) — жук, бабочка, муха, сюжетная картинка «Садик около дома», зонтик, игруш-ки-поддувалочки жук и бабочка, наборное полотно или магнитная доска. |
Май
3 неделя
Тема: «Разноцветная неделя». Задачи:
Оборудование: предметные картинки (или игрушки) — жук, бабочка, муха, сюжетная картинка «Садик около дома», зонтик, игрушки-поддувалочки жук и бабочка, наборное полотно или магнитная доска. | Тема: «Звук Э». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №22. |
Май
4 неделя
Тема: «Гласные звуки». Задачи:
Оборудование: символы всех звуков. | Тема: «Лето (знакомство)». Задачи:
Оборудование: сюжетная картинка «Лето», игрушечная лягушка, косынка. |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: одноступенчатый образовательный процесс (октябрь - май).
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога с детьми.
Режим организации занятий:
- общее кол-во занятий в год - 64 часа
- кол-во часов и занятий в неделю - 2 раза в неделю
- периодичность занятий - с октября по май.
Длительность проведения работы в кружке в соответствии с действующими санитарными нормами 15 минут.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 192 с.
2. Гербова В. В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
3. Ельцова, О. М. Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. М. Ельцова. – С. Пб.: Детство - Пресс, 2009. – 208 с.
4. Жукова Н. С. Я говорю правильно: от первых уроков устной речи к «Букварю» / Н. С. Жукова. - М.: Эксмо, 2010. -726 с.
5. Игнатьева Л.В. Учимся говорить правильно. – М.: Издательство Бином, 2022 – с. 48.
5. Кныш В. А., Комар И. И. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. - Минск:Аверсэв, 188 с.
6. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е. М. Косинова. - М.:Эксмо : ОЛИСС, 192 с.
7. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чётко говорить: пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана-Графф, 304 с.
8. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О. А. Новиковская. – М.: АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2011. - 878 c.
9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
10. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи / Л. Г. Парамонова. – М.: АСТ - Москва, 2012. - 208 c.
11. Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды. - Корифей - Москва, 2010. - 112 c.
12. Успенская, Л. П. Учитесь правильно говорить / Л. П. Успенская, М. В. Успенский. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»
Авторы-составители:
воспитатель Василенкова Н.В.,
учитель-логопед Ковалева Л.С.
Смоленск, 2024-2025 г.
Содержание
Взаимодействие с родителями 19
Взаимодействие со специалистами 20
Введение
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру.
Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь активный и пассивный.
Активный словарь – это слова, которое говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.
Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия.
На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который.
Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми- взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.
В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, мы выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
Анализ внешней среды
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
|
|
Анализ внутренней среды
С ильные стороны | Слабые стороны |
9. В группе обустроен уголок театрализованной деятельности таким образом, что дети имеют доступ к любой игрушке и возможность выбирать материал для развития своих замыслов. |
|
Постановка проблемы проекта
Отсутствует стройная система развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества.
Цель
Разработать систему мероприятий по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества.
Задачи
- Проанализировать педагогическую литературу по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет и приобрести новую литературу и методические рекомендации.
- Разработать систему и создать условия по использованию устного народного творчества в развитии лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет речи.
- Разработать план совместной работы с родителями по развитию всех компонентов устной речи.
- Пополнение предметно-развивающей среды: книгами, иллюстрированным материалом, видами театров (настольным, пальчиковым, на фланелеграфе, игрушки и картинок, куклами би-ба-бо) по произведениям устного народного творчества, подбором детской фонотеки: музыка, сказки, песни русского народа.
Ожидаемые результаты
- Будет разработана система развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества.
- У детей расширится и активизируется словарный запас на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
- Разовьется умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
- Будет развиваться умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
- Совершенствуется умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
- Дети будут употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей (утка – утенок – утята);форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
- будут развиваться словотворчество детей на этапе активного овладения грамматикой.
- Начнут получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами.
Концептуализация проекта
Оригинальность моего проекта обеспечивается внедрением в практику образовательного процесса следующих идей:
- Интеграция разных образовательных областей.
- Составление картотеки произведений устного народного творчества.
- Привлечение родителей в образовательный процесс при ознакомлении детей с устным народным творчеством.
- Использование фольклора:
в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
в самостоятельной деятельности детей.
#1073;лочно-тематическое планирование.
Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап
- Аналитический обзор литературы по проблеме развития лексико-грамматической стороны речи средствами устного народного творчества.
- Анализ предметно-развивающей среды группы.
- Анкетирование родителей.
- Разработать план совместной работы с родителями по развитию всех компонентов устной речи.
- Диагностика детей.
- Основной этап
- Разработать систему мероприятий по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества.
- Подбор произведений устного народного творчества.
- Пополнение уголка книги новыми красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам.
- Активное взаимодействие со специалистами и родителями.
- Заключительный этап
- Проведение мониторинга результативности работы по проекту.
- Повторное диагностирование детей.
- Презентация проекта перед педагогическим составом ДОО.
- Распространение опыта работы по теме «Влияние произведений устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет.
- предоставление информации на сайт ДОО.
- проведение мастер-класса по теме: «Использование фонотеки в работе с детьми» и др.
Взаимодействие с детьми
Мышление ребенка дошкольного возраста – наглядно-образное, поэтому необходимо наполнить окружающую малыша действительность предметами, книгами, игрушками, наглядными пособиями, позволяющими ему более точно представить то, о чем говорят, про что читают.
Важным условием восприятия детьми младшего дошкольного возраста народной культуры, становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным.
УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЫ:
1)Создание библиотеки русского народного творчества;
2)Создание развивающей среды;
3)Подбор наглядных пособий, плакатов, иллюстраций;
4)Подбор методической педагогической литературы;
5)Подбор детской фонотеки : музыка, сказки, песни русского народа ;
ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Чтобы работа была живой, увлекательной, эффективной и главное, вызывала интерес и любовь к родному языку, и художественному слову применялись разнообразные формы работы с детьми. От поставленных речевых задач и творческого подхода зависела форма работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).
2. Тематические беседы по устному народному творчеству.
3. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.
#1058;еатрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.
#1055;ение народных песенок, потешек.
#1057;лушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.
КОМУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Ребенок 3-4 лет становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!», но внимание детей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Поэтому, в процессе чтения детям книг по русскому фольклору, необходимо чередовать само чтение с музыкой, беседой и драматизацией сказок.
- Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
- Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов.
- Использование литературных и художественных вставок.
Приемы:
- сюрпризные моменты, игровые приемы, образец интонационного чтения, от лица сказочного героя или игрушки, вопросы детям, объяснения, указания, упражнения, подсказ слова или фразы, проговаривание реплик
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | ЦЕЛИ |
1 | Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству. | Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре. |
2 | Чтение русских сказок «Репка»,«Теремок»,«Волк и козлята»,«Лиса и заяц», «Колобок», «Кот и лиса». | Поддерживать интерес к русским народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок. |
4 | Знакомство детей с потешками«Котик»,«Водичка», «Расти, коса, до пояса» | Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки |
5 | Знакомство детей с загадками русского народа. | Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки. |
7 | Музыкальная деятельность | Разучивание детских песенок по устному народному творчеству, игра на русских народных инструментах. |
9 | Игра–драматизация «Репка» | Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать их словарный запас. |
11 | Рассказывание сказок «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо и театром игрушки. | Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить точно отвечать на вопросы. Подвести к моделированию. Обогащать и активизировать словарный запас. |
12 | Логоритмика «Неваляшки», «Потешки»,«Герои сказок», «Играем на народных инстр.» | Учить детей сочетать слова текста с ритмичными движениями по потешкам, по песенкам, по загадкам. |
13 | Пальчиковый театр «Теремок», «Рукавичка». Моделирование сказки. | Помочь детям эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать самим в действии. Активизировать словарь диалогами. |
14 | Знакомство детей со считалками и поговорками. | Рассказать о считалках, учить с детьми веселые считалки. Помочь запомнить поговорки русского народа. |
15 | Театр картинок сказки «Гуси-лебеди»на фланелеграфе. | Запоминать действующих лиц, передавать сюжет сказки. Замечать образные слова. |
16 | Аппликация с элементами рисования и лепка по сказке «Колобок» | Учить передавать образ колобка силуэтным и пластическим способом. Развивать сюжетно-игровой замысел. Дополнять работу деталями. |
18 | Слушание аудиосказок «Маша и медведь»,«Заюшкина избушка» | Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать. Игра в сказку. Моделирование сказок. |
19 | Литературный досуг «Угадай сказку» | Выявить у детей знания русских сказок: узнавать героев сказок, выполнять творческие задания. Выражать образ мимикой, жестами, речевой интонацией. |
20 | Выставки детского творчества по тематике «Наши сказки» | Развитие воображения, творческой активности. |
21 | Итоговые мероприятие «Путешествие с матрешкой» | Способствовать выявлению у детей знаний произведений русского фольклора. Помогать развить мысленную активность и индивидуальные способности |
22 | Игра-драматизация «Репка», «Колобок», «Лиса и заяц», «Козлятки и волк». | Учить детей эмоционально представлять образы персонажей, выражать впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой. |
23 | Знакомство детей с пословицами, колыбельными. | Учить понимать значение пословиц. Объяснить назначение и особенности колыбельных песен. Помочь заучить текст. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
У детей свободный доступ к игрушкам, книгам, играм, предметам.
Книжная выставка устного народного творчества постоянно варьируется. Раскраски и детские журналы по тематике русского фольклора.
Иллюстрированный красочный материал по сказкам дается детям для рассматривания.
В театральном уголке - герои русских народных сказок пальчикового, настольного театров, кукольный домик кукол би-ба-бо. Дети могут брать для игр.
Применяются аудиокассеты и диски для детей с детскими песенками, потешками, с хороводными песнями. Совместно с детьми водим хороводы, поем песни, импровизируем и в группе и на прогулках.
В свободном творчестве дети разукрашивают в раскрасках сюжеты сказок, лекала животных, рисовали на чистых и тонированных альбомных листах. У детей имеются различные изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски.
Взаимодействие с родителями
Совместная работа воспитателя и родителей является ключевой при рассмотрении вопроса о речевом развитии младших дошкольников.
Полноценная речевая среда и языковые нормы взрослых являются неотъемлемой составляющей речевого развития.
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании» Оформление папки-передвижки «Потешки для плачущего ребенка». |
Октябрь | Пополнение развивающей среды в группе настольный театр «Колобок». |
Декабрь | Консультация «Пальчиковые игры в развитии речи детей». Оформление папки-передвижки «Потешки во время еды». |
Январь | Консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…» (Как укладывать ребенка спать?). Оформление папки-передвижки «Потешки при укладывании спать». |
Февраль | Пополнение уголка ряженья Оформление папки-передвижки «Потешки при одевании и раздевании». |
Март | Создание в группе теневого театра |
Май | Совместное развлечение родителей с детьми «Веснянка». Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании». |
Взаимодействие со специалистами
Данный вид направления в работе носит преимущественно консультативный характер по решению следующих вопросов:
- Проведение логопедического обследования детей по запросам и в присутствии родителей.
- Посещение открытых занятий воспитателей по развитию речи.
- Проведение просветительской работы (семинаров, консультаций, рекомендаций) среди педагогов о важности профилактики и коррекции речевых нарушений.
Мониторинг проекта
Автор-составитель Ю.А. Афонькина. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: Диагностический журнал. Вторая младшая группа».
Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности.
Направление психолого-педагогической работы «Познавательно-речевое развитие».
Блок «Педагогическая диагностика».
Образовательная область «Коммуникация».
Раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи».
Диагностическая карта (лист развития)
«Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»
Воспитатель _________________________________
Группа ____________________________
Дата _____________________________
Показатели развития | Фамилия, имя, возраст ребенка | Примечание | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||||
Формирование словаря | ||||||||||||||||
различать существенные детали и части предметов | ||||||||||||||||
называть существенные детали и части предметов | ||||||||||||||||
различать качества (цвет и его оттенки, форма, размер) | ||||||||||||||||
называть качества (цвет и его оттенки, форма, размер) | ||||||||||||||||
различать особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая) | ||||||||||||||||
называть особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая) | ||||||||||||||||
различать некоторые материалы и их свойства | ||||||||||||||||
называть некоторые материалы и их свойства | ||||||||||||||||
различать местоположение предметов | ||||||||||||||||
называть местоположение предметов | ||||||||||||||||
обращать внимание на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, шуба – пальто – дубленка) | ||||||||||||||||
понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, игрушки, животные) | ||||||||||||||||
называть части суток (утро, день, вечер, ночь) | ||||||||||||||||
называть домашних животных | ||||||||||||||||
называть детенышей домашних животных | ||||||||||||||||
называть овощи | ||||||||||||||||
называть фрукты | ||||||||||||||||
Грамматический строй речи | ||||||||||||||||
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже | ||||||||||||||||
употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около) | ||||||||||||||||
употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей | ||||||||||||||||
форму множественного числа существительных в родительном падеже | ||||||||||||||||
проявлять словотворчество | ||||||||||||||||
получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств | ||||||||||||||||
составлять предложения с однородными членами |
Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. А также педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы» для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
Критерии оценки показателей: выполняет самостоятельно (вс), выполняет с помощью взрослого (вп), выполняет в общей со взрослым деятельности (вод), не выполняет (нв).
Критерии вносят в диагностические карты.
Заключение
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речью.
Приложение 1
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка ___
2. Дата рождения ___ ___
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ___
Приложение 2
Анкета для родителей
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?
4. Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?
6. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?
Приложение 3
Консультация для родителей «Баю - баюшки - баю…»
(Как укладывать ребенка спать.)
Пробуждение и засыпание - очень важные моменты в жизни детей.
Проснуться - это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!
Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И день начался.
Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки.
Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.
Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут - будем укладываться». Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу умываться - и в постель.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику.
Если выполнять это в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.
Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания - ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку:
Спи, младенец маленький,
Голубочек аленький,
Мой младенец будет спать,
А я буду напевать.
фольклор речь дошкольник пробуждение засыпание
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Колыбельная, как форма малого фольклора, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Колыбельные песнии и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте для души!
Литература
- ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012). – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2012.
- Обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Васильева Л.Г.
- Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
- Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв.М., 1985.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал. Вторая младшая группа. Автор-составитель Ю.А. Афонькина.-Волгоград: Учитель, 2012, - 84 с.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127 с.
- Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
- Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 128 с.
- Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная совместная деятельность детей как средство развития речи младших дошкольников.
Отчет по теме самообразования...
Влияние речи воспитателя на развитие речи дошкольников
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.2. На заняти...
«Совместная работа с семьёй по развитию речи дошкольников».
Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей....
конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность.Тема Путешествие по сказкам.в средней группе детского сада
развитие речи детей имеет огромное значение,в последнее время родители стали меньше читать детям.Театрализованная деятельность помогает детя развиваться творчески,раскрепощаться застенчивым ималоактив...
Методическая разработка «Совместная работа с семьёй по развитию речи дошкольников»
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и ду...
Совместная работа с семьей по развитию речи дошкольников
Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, зн...
«Совместная работа с родителями по развитию речи дошкольников посредством художественной литературы»
Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду – это речевое развитие. Полноценное речевое развитие ребенка-дошкольника, безусловно, невозможно без художес...