Отчет по теме самообразования за 2023-2024 уч. год
материал по логопедии
Отчет по теме самообразования за 2023-2024 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_so_2023-2024.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Звездочка»
Отчет
по самообразованию учителя-логопеда Азановой А.А.
за 2023–2024 учебный год
Тема самообразования:
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования
Шадринск – 2024
Отчет по самообразованию учителя-логопеда Азановой А.А.
за 2023-2024 учебный год
Тема самообразования: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования.
Речь играет важную роль в жизни человека. Речь у ребенка выступает как средство общения и обозначения предметов и явлений, а с возрастом речь становится средством мышления и выражения собственных мыслей. Чем богаче и правильнее речь человека, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в получении и оперировании информацией, и тем полноценнее и эффективнее его взаимоотношения с окружающим миром.
Актуальность исследования заключается в том, что проблема формирования лексико-грамматических категорий занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о методике их формирования и коррекции становится одним из самых актуальных. Кроме того, согласно данным международной статистики, в настоящее время число дошкольников с ОНР постоянно растет.
Процессу освоения лексико-грамматического строя языка придается большое значение, так как только морфологически и синтаксически правильно оформленная речь может быть полноценно воспринята собеседником и может служить для ребенка эффективным средством общения. Также справедливо отметить, что владение грамматически правильной речью влияет на развитие мышления ребенка. Он начинает мыслить логичнее, последовательнее, учится обобщать и выделять главное, правильно излагать свои мысли.
На сегодняшний день в теории логопедии достаточно подробно и глубоко рассмотрены вопросы овладения грамматическим строем речи детей с ОНР (исследования Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.). Однако, по-прежнему сохраняется необходимость более полного освещения вопросов, связанных с развитием лексико-грамматических представлений ребенка.
Одним из перспективных направлений в работе с детьми с ОНР является использование наглядного моделирования. Множество ученых подчеркивают важность его использования в коррекционно-развивающей работе, так как не менее 50 % воспринимаемой информации приходится на зрительный анализатор (Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков и др.).
Ожидаемый результат:
- Повышение качества коррекционно-образовательного процесса;
- Увеличение числа старших дошкольников, выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи;
- Увеличение числа родителей старших дошкольников, удовлетворенных качеством образовательных услуг.
- Создание копилки методических, практических и электронных материалов по теме (программы, картотеки игр, презентации, картинки, консультации и т.д.).
- Повышение педагогической компетентности педагогов в области развития речи.
Цель: систематизировать и обобщить опыт работы по теме.
Задачи:
- Провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
- Изучить и выявить особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
- Повышение собственного теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме.
- Пополнить РППС кабинета логопеда (создать картотеки игр, упражнений по формированию лексико-грамматических категорий).
Отчет
Изучение темы «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования» ведется второй год. Был составлен план работы по теме самообразования на 2023-2024 учебный год.
В ходе работы над темой по самообразованию пополнилась копилка презентаций и игр на электронных носителях по формированию лексико-грамматических категорий: «Найди в комнате», «Украшаем комнату», «Что больше, что меньше», «Что дальше, что ближе», «Что в машинке».
Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда кабинета логопеда по теме самообразования:
- Картотека игр по теме самообразования пополнилась играми «Барьер», «Найди животное», «Вкусные пироженые», лото «Мой, моя, мое».
- Пополнилась картотека игр для закрепления предлогов и предложно-падежных конструкций.
- Приобретены игры «Собери город», «Что к чему», «Животные и их детеныши», обучающий набор с прищепками «Мой, моя, мое», «любимый огород».
- Распечатаны алгоритмы для составления рассказов «Времена года», игра «Найди пару» (на согласование существительного прилагательного).
- Пополнена картотека по лексическим темам.
По результатам работы по теме самообразования опубликовала научную статью о использовании метода наглядного моделирования в работе логопеда в материалах национальной (Всероссийской) научно-практической конференции «Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации» (Нижний Тагил).
Также выступала с докладом на педчтениях в Шадринском педагогическом университете.
Неодократно выступала на городском методическом объединении учителей-дефектологов по теме самообразования.
Сотрудничество с педагогами
В рамках конкурса «Современные образовательные технологии» среди педагогов ДОУ представлен метод наглядного моделирования как эффективное средство в работе учителя-логопеда (ноябрь, 2024).
В рамках конкурса «Педагогический дебют-2024» было проведено открытое занятие в средней группе на тему «Транспорт» по развитию лексико-грамматического строя речи посредством метода наглядного моделирования (апрель, 2024).
В апреле 2024 для педагогов ДОУ была проведена консультация по теме «Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня».
В течение года реализовывался проект «Влево, вправо, вверх и вниз» по формированию представления о значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании и предложении у детей с нарушением зрения и речи.
Сотрудничество с родителями
В сентябре 2023 г. проведено родительское собрание в старшей группе по результатам диагностики из-за низких результатов развития грамматического строя речи. Дети допускают ошибки при употреблении предлогов: замены, искажения предлогов и окончаний существительных в устной речи, пропуски предлогов и падежных форм, неправильный выбор падежных окончаний, слитное написание предлога с последующим словом на письме; ошибки в понимании пространственных предлогов-антонимов: «из-за – из-под», «над – под», «от – к», «за – перед»; отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.
Разработаны консультаций по теме самообразования «Советы специалистов» «Практические рекомендации на летний период».
Работа с детьми
Обследован уровень сформированности лексико-грамматического строя речи у детей подготовительных, старших, средней группы.
Разработаны конспекты занятий по развитию лексико-грамматического строя речи у детей посредством метода наглядного моделирования.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи включались во все виды занятий (индивидуальные, подгрупповые) как этап занятия для детей с различной речевой патологией.
Проводился мониторинг уровня речевого развития детей (в сентябре, январе, мае).
В результате проделанной работы:
- Изучила методическую литературу по теме и повысила свой профессиональный уровень.
- Обогатила развивающую предметно-пространственную среду кабинета логопеда.
- Проведен самоанализ коррекционной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи детей (в рамка мониторинга), который показал положительные результаты (увеличение числа старших дошкольников с ОНР 3 уровня, выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи или со значительным улучшением).
- Составлен отчет для итогового Педсовета по теме самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошколь-ников».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год р.п. Дмитриевка 2023Ф.И.О. Середина Нелли АлександровнаДата рождения 22.11.1988Образование...
План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в
План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....
Работа по теме самообразования на 2023-2024 учебный год «Развитие эмоционального и социального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством игр и заданий»
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год.Мероприятия проведённые по плану: консультации, мастер-классы с родителями и педагогами ДОУ....
Отчет по самообразованию за 2023-2024 уч.год "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Отчет по теме самообразования «Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности» за 2023 -2024 учебный год
Отчет о проделанной работе по самообразованию....
Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2023-2024 учебный год
Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2023-2024 учебный год...
Отчет по самообразованию за 2023-2024 учебный год
laquo;Нравственное воспитание дошкольников средствами сказок»...