Отчет по теме самообразования за 2023-2024 уч. год
материал по логопедии

Азанова Анастасия Алексеевна

Отчет по теме самообразования за 2023-2024 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_so_2023-2024.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Звездочка»

Отчет

по самообразованию учителя-логопеда Азановой А.А.

за 2023–2024 учебный год

Тема самообразования:

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования

Шадринск – 2024

Отчет по самообразованию учителя-логопеда Азановой А.А.

за 2023-2024 учебный год

Тема самообразования: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования.

Речь играет важную роль в жизни человека. Речь у ребенка выступает как средство общения и обозначения предметов и явлений, а с возрастом речь становится средством мышления и выражения собственных мыслей. Чем богаче и правильнее речь человека, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в получении и оперировании информацией, и тем полноценнее и эффективнее его взаимоотношения с окружающим миром.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема формирования лексико-грамматических категорий занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о методике их формирования и коррекции становится одним из самых актуальных. Кроме того, согласно данным международной статистики, в настоящее время число дошкольников с ОНР постоянно растет.

Процессу освоения лексико-грамматического строя языка придается большое значение, так как только морфологически и синтаксически правильно оформленная речь может быть полноценно воспринята собеседником и может служить для ребенка эффективным средством общения. Также справедливо отметить, что владение грамматически правильной речью влияет на развитие мышления ребенка. Он начинает мыслить логичнее, последовательнее, учится обобщать и выделять главное, правильно излагать свои мысли.

На сегодняшний день в теории логопедии достаточно подробно и глубоко рассмотрены вопросы овладения грамматическим строем речи детей с ОНР (исследования Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.). Однако, по-прежнему сохраняется необходимость более полного освещения вопросов, связанных с развитием лексико-грамматических представлений ребенка.

Одним из перспективных направлений в работе с детьми с ОНР является использование наглядного моделирования. Множество ученых подчеркивают важность его использования в коррекционно-развивающей работе, так как не менее 50 % воспринимаемой информации приходится на зрительный анализатор (Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков и др.).

Ожидаемый результат:

  • Повышение качества коррекционно-образовательного процесса;
  • Увеличение числа старших дошкольников, выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи;
  • Увеличение числа родителей старших дошкольников, удовлетворенных качеством образовательных услуг.
  • Создание копилки методических, практических и электронных материалов по теме (программы, картотеки игр, презентации, картинки, консультации и т.д.).
  • Повышение педагогической компетентности педагогов в области развития речи.

Цель: систематизировать и обобщить опыт работы по теме.

Задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучить и выявить особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
  3. Повышение собственного теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме.
  4. Пополнить РППС кабинета логопеда (создать картотеки игр, упражнений по формированию лексико-грамматических категорий).

Отчет

Изучение темы «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования» ведется второй год. Был составлен план работы по теме самообразования на 2023-2024 учебный год.

В ходе работы над темой по самообразованию пополнилась копилка презентаций и игр на электронных носителях по формированию лексико-грамматических категорий: «Найди в комнате», «Украшаем комнату», «Что больше, что меньше», «Что дальше, что ближе», «Что в машинке».

Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда кабинета логопеда по теме самообразования:

  1. Картотека игр по теме самообразования пополнилась играми «Барьер», «Найди животное», «Вкусные пироженые», лото «Мой, моя, мое».
  2. Пополнилась картотека игр для закрепления предлогов и предложно-падежных конструкций.
  3. Приобретены игры «Собери город», «Что к чему», «Животные и их детеныши», обучающий набор с прищепками «Мой, моя, мое», «любимый огород».
  4. Распечатаны алгоритмы для составления рассказов «Времена года», игра «Найди пару» (на согласование существительного прилагательного).
  5. Пополнена картотека по лексическим темам.

По результатам работы по теме самообразования опубликовала научную статью о использовании метода наглядного моделирования в работе логопеда в материалах национальной (Всероссийской) научно-практической конференции «Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации» (Нижний Тагил).

Также выступала с докладом на педчтениях в Шадринском педагогическом университете.

Неодократно выступала на городском методическом объединении учителей-дефектологов по теме самообразования.

Сотрудничество с педагогами

В рамках конкурса «Современные образовательные технологии» среди педагогов ДОУ представлен метод наглядного моделирования как эффективное средство в работе учителя-логопеда (ноябрь, 2024).

В рамках конкурса «Педагогический дебют-2024» было проведено открытое занятие в средней группе на тему «Транспорт» по развитию лексико-грамматического строя речи посредством метода наглядного моделирования (апрель, 2024).

В апреле 2024 для педагогов ДОУ была проведена консультация по теме «Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня».

В течение года реализовывался проект «Влево, вправо, вверх и вниз» по формированию представления о значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании и предложении у детей с нарушением зрения и речи.

Сотрудничество с родителями

В сентябре 2023 г. проведено родительское собрание в старшей группе по результатам диагностики из-за низких результатов развития грамматического строя речи. Дети допускают ошибки при употреблении предлогов: замены, искажения предлогов и окончаний существительных в устной речи, пропуски предлогов и падежных форм, неправильный выбор падежных окончаний, слитное написание предлога с последующим словом на письме; ошибки в понимании пространственных предлогов-антонимов: «из-за – из-под», «над – под», «от – к», «за – перед»; отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.

Разработаны консультаций по теме самообразования «Советы специалистов» «Практические рекомендации на летний период».

Работа с детьми

Обследован уровень сформированности лексико-грамматического строя речи у детей подготовительных, старших, средней группы.

Разработаны конспекты занятий по развитию лексико-грамматического строя речи у детей посредством метода наглядного моделирования.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи включались во все виды занятий (индивидуальные, подгрупповые) как этап занятия для детей с различной речевой патологией.

Проводился мониторинг уровня речевого развития детей (в сентябре, январе, мае).

В результате проделанной работы:

  • Изучила методическую литературу по теме и повысила свой профессиональный уровень.
  • Обогатила развивающую предметно-пространственную среду кабинета логопеда.
  • Проведен самоанализ коррекционной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи детей (в рамка мониторинга), который показал положительные результаты (увеличение числа старших дошкольников с ОНР 3 уровня, выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи или со значительным улучшением).
  • Составлен отчет для итогового Педсовета по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошколь-ников».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год         р.п. Дмитриевка 2023Ф.И.О. Середина Нелли АлександровнаДата рождения 22.11.1988Образование...

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в

План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....

Работа по теме самообразования на 2023-2024 учебный год «Развитие эмоционального и социального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством игр и заданий»

План работы по самообразованию  на 2023-2024 учебный год.Мероприятия проведённые по плану: консультации, мастер-классы с родителями и педагогами ДОУ....

Отчет по самообразованию за 2023-2024 уч.год "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2023-2024 учебный год

Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2023-2024 учебный год...

Отчет по самообразованию за 2023-2024 учебный год

laquo;Нравственное воспитание дошкольников средствами сказок»...