Использование техники самомассажа в развитии речи детей дошкольного возраста
тренажёр по логопедии

Самомассаж рук

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование техники самомассажа  в развитии речи детей дошкольного возраста

Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной к письменной речи явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация движений ее частей. В данный период у них еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев. Поэтому самомассаж рук у детей с речевыми нарушениями необходимо проводить уже в это время, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая. Данные электрофизиологических исследований (Л.А.Понащенко, М.И.Зваонарева и д.р.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений-торможению ненужных и активизации необходимых. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и поочередно). Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика (при усложнении- два), катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Для детей старшего возраста самомассаж рекомендуется выполнять 2-3 раза в день (не только на занятиях с логопедом, в детском саду, но и дома), причем начинать учебную деятельность полезно именно самомассажа. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

  Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе, выполняя движения, нужно проговаривать действия. Затем взрослый делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая на себе. Потом дети выполняют упражнения по словесной инструкции.

Упражнения по самомассажу рук

  «Ручки греем»-упражнение выполняется по внешней стороне ладони (Движения от кончиков пальцев к запястью).

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки- ой,ой,ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добывает огонь»-энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим-

И огонь себе добудем.

   «Стряпаем»-имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

«Точилка»-сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

«Пила»-ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

«Пружинка»-спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем длинную и крепкую.

Мы сперва ее растянем, а затем обратно стянем.

«Надеваем браслеты»-одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо, выполняем по 2 раза на каждой руке.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем.

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

«Человечки»-указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки-«маршируют», «прыгают», «бегут»).

  Вариант для «маршировки»

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Девой-правой, левой-правой

Человечки бродят браво.

Вариант для «прыжков»

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Все быстрее: прыг-да-скок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Влияние занятий в технике оригами на развитие речи детей дошкольного возраста

         Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: ...