Влияние занятий в технике оригами на развитие речи детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_i_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние занятий в технике оригами
на развитие речи детей дошкольного возраста
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А
Поделки в технике оригами – это не только развлечение для ребенка, но и полезное для его развития занятие. Доказано, что одним из показателей физического и психического развития ребенка является развитие его мелкой моторики. Подготовить руку ребенка к важному моменту жизни - поступлению в школу, поможет оригами. Искусство оригами известно своими занимательными и развивающими возможностями. Важен не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития речи, интеллектуальных способностей и логического мышления детей.
С раннего возраста у детей ярко выражен интерес к исследовательской деятельности: хочется всё потрогать, помять, разорвать. Давайте поможем малышу посмотреть на окружающий мир и на обыкновенные вещи глазами художника и творца. Пусть он сделает - смастерит, нужное и полезное своими руками. Это стремление порвать или смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время. Педагогов заинтересовал вопрос, как использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал доступный, недорогой и универсальный, обогащающий сенсорный опыт детей новыми способами обследования.
При выполнении работ развивается мелкая моторика пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие связной речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
Умение работать с бумагой, способствует развитию у ребенка таких необходимых в школе умений и качеств, как подготовка руки к письму.
Уделяя особое внимание художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста, в детском саду реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная бумага» по ознакомлению детей с техникой оригами. Актуальность использования программы «Волшебная бумага» обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Программа предназначена для работы с детьми 4-7 лет.
При организации деятельности учитывается тема для занятия, индивидуальные особенности каждого ребенка в разных образовательных областях, выбор материала. У детей с различными нарушениями речевого развития, координации движений наблюдается быстрая утомляемость, рассеянное внимание, они не могут описать, что изобразили. Надо набраться терпения, чётко формулировать задание. Оно должно быть понятно и доступно всем детям без исключения. Обратите внимание, дети должны получать не только знания и навыки, а так же радость, удовольствие, быть счастливыми от полученных, хоть и маленьких, но успехов при выполнении интересных заданий. Тематика занятий связана с лексическими темами: дикие и домашние животные, транспорт, цветы и деревья, сказочные герои, обитатели морей. Участвуя в изготовлении разнообразных фигур, дошкольники приобретают опыт работы с бумагой. Своими впечатлениями дети охотно делятся со сверстниками. Воспитанники составляют интересные рассказы и сказки, в которых участвуют выполненные ими персонажи.
Скоро Новый год, самый яркий и долгожданный праздник! А какой праздник без лесной красавицы елки? Мы можем сделать ее своими руками.
Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать ёлку.
- Берем самый большой квадрат - это будет нижний ярус ёлки.
Кладем квадрат на столе углом к себе (сопровождайте показом на образце).
- Перегибаем его от себя ровно пополам по диагонали так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей квадрата.
- Проглаживаем сгиб от середины к краям с одной и с другой стороны, придерживая заготовку рукой.
- Разворачиваем квадрат и поворачиваем его другим углом и повторяем то же самое еще раз.
- Разворачиваем лист и кладем его стороной к себе, складываем его пополам, совмещая два угла и стороны.
- Переворачиваем заготовку сгибом вверх и по линиям сгиба заправляем угол вовнутрь. Тоже проделываем и с другим углом.
- Немного расправляем полученный треугольник и ставим его на стол. У нас получился нижний ярус нашей елки.
- То же самое мы проделываем со средним и самым маленьким квадратом. От того, сколько ярусов будет у елки, зависит ее высота.
У нас получились елочки разной высоты. Их много, как в еловом лесу. Можно украсить их мелкими игрушками: шариками, флажками, мишурой. Пригласите в гости зверей и устройте празднование Нового года!
Советы родителям и педагогам
- Знакомство с техникой оригами нужно начать с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой.
- Двигайтесь постепенно, не забегайте вперед. С удовольствием играйте с малышом, не требуйте от него слишком многого.
- Не скупитесь на похвалу, найдите слова поощрения. В случае неудачи - настройте ребенка на то, что в следующий раз у него все получится.
- Складывание игрушки в технике оригами производите на столе, чтобы можно было пальцами сильно нажимать на линию сгиба.
- Если при изготовлении игрушки все же запутаетесь, лучше начните сначала – это самый короткий путь.
- В случае затруднения, учите ребенка обращаться за помощью к взрослым и сверстникам.
- Поощряйте желание ребенка оказывать помощь другим детям, умение работать в парах и группе.
- Используйте любые поводы для разговора с детьми в процессе изготовления игрушек, поделок. Побуждайте их к высказываниям своих мыслей, своего мнения, что принесет большую пользу для развития связной речи, воображения и мышления.
- При появлении усталости используйте пальчиковую и дыхательную гимнастику, сказочных героев, совершайте путешествия и т. д.
Поделки можно коллекционировать, забирать домой, дарить малышам, родным и близким, друзьям.
Коллективные работы воспитанников найдут свое место в оформлении интерьера группы, холла детского сада.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...
влияние подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста
Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослых, от того, как будут воспитываться дети, какие по...
Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
Конспект занятия укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста с помощью арт-терапевтических техник "Экскурсия в картинной галерее"
Использование арт-терапевских техник – прекрасный способ безболезненно выразить свои эмоции и чувства. Основной целью является не научить ребенка рисовать, а помочь средствами искусства справить...
«Игровые приемы, нетрадиционные техники рисования и их влияние на развитие интереса у детей дошкольного возраста к занятиям по изодеятельности»
Консультация для педагогов ДОУ...
Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...