Развитие артикуляционной моторики у дошкольников
картотека по логопедии
Моя консультация поможет найти упражнения речевой гимнастики, которая подготовит артикулярный аппарат малыша к овладению звуками речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt_no_1.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие артикуляционной моторики у дошкольников
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если дети занимаются постановкой звуков со специалистами-логопедами. Но иногда, в легких случаях, достаточно бывает проконсультироваться с логопедом и позаниматься с ребенком самостоятельно.
В подобных занятиях вам обязательно пригодится наша консультация. В ней вы сможете найти упражнения речевой гимнастики, которая подготовит артикулярный аппарат малыша к овладению звуками речи.
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений — трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут малышу уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи. В комплекс занятий по развитию речи должны входить домашние задания, перечисленные ниже.
- Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно по 5—7 мин, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
- Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребенка.
- Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.
- Каждое упражнение повторяйте 3—4 раза.
- Упражнения выполняйте поэтапно: улыбаемся, показываем зубы, приоткрываем рот, поднимаем кончик языка за верхние зубы, произносим звук.
Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:
- для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
- родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной взаимосвязи — только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
- необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;
- ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь»,
не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком.
Ему нужна помощь!
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
2. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
3. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
7. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
8. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Составил: учитель-логопед Корнилова Е.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников"
Консультация по теме "Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников" рассчитана на воспитателей и родителей. Дополнением к ней презентация, которая поможет пр...
«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»
Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....
Игровые приёмы для развития артикуляционной моторики у дошкольников
Примерные задания по развитию артикуляционной моторики дошкольников...
Консультация для воспитателей: «Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников».
«Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников»....
Презентация. Игровые приёмы в развитии артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией
Цель: Коррекция речи дошкольников с помощью игровых приемов.Задачи:- воспитывать интерес у дошкольников к логопедическим занятиям через игровые приемы, способствующие их мотивации;- обеспечить благопр...
ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных комплексному изучению двигательных функций у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэт...
Дидактический практикум для педагогов ДОУ по теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Дидактический практикум для педагогов ДОУпо теме «Развитие артикуляционной моторики у дошкольников как эффективное средство коррекции звукопроизношения»...