« Начальные этапы коррекционной работы по преодолению заикания в условиях логопедической группы с ФФНР»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
В логопедической практике нередко встречается такая ситуация, когда ребенок, имеющий легкую или среднюю степень тяжести заикания, остается без помощи специализированной группы для заикающихся детей. Это происходит по нескольким причинам. Вот некоторые из них: недостаточное количество специализированных групп для заикающихся дошкольников(в нашем городе всего -1 группа), неосведомленность родителей об эффективности преодоления заикания в специализированных группах, удаленность речевого центра от места жительства и т.д. Заикающийся ребенок не может и не должен ждать стечения благоприятных обстоятельств, так как начальная стадия развития заикания – наиболее ответственный и благоприятный период для коррекции. Поэтому коррекционно-воспитательная работа проводится в условиях логопедической группы для детей с ФФНР или ОНР в виде индивидуальных или подгрупповых занятий (при наличии 2 заикающихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnye_etapy_raboty.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
В логопедической практике нередко встречается такая ситуация, когда ребенок, имеющий легкую или среднюю степень тяжести заикания, остается без помощи специализированной группы для заикающихся детей. Это происходит по нескольким причинам. Вот некоторые из них: недостаточное количество специализированных групп для заикающихся дошкольников(в нашем городе всего -1 группа), неосведомленность родителей об эффективности преодоления заикания в специализированных группах, удаленность речевого центра от места жительства и т.д. Заикающийся ребенок не может и не должен ждать стечения благоприятных обстоятельств, так как начальная стадия развития заикания – наиболее ответственный и благоприятный период для коррекции. Поэтому коррекционно-воспитательная работа проводится в условиях логопедической группы для детей с ФФНР или ОНР в виде индивидуальных или подгрупповых занятий (при наличии 2 заикающихся).
Планируя коррекционную работу с заикающимися детьми, я опираюсь на программу логопедической работы с заикающимися детьми (автор С.А.Миронова), методику И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», книгу Пеллингр Е.Л., Успенской Л. П. «Как помочь заикающимся школьникам»).
Успешное преодоление заикания возможно лишь при условии тесной связи и преемственности в работе всех педагогов ДОУ, родителей и врача-
невропатолога, а также при единстве требований, предъявляемых ребёнку.
Когда в вашей группе оказывается заикающийся, то в первую очередь он должен получить консультацию и лечение у невропатолога.
На начальных этапах работы ограничивается речь заикающегося (т. е вводится щадящий «режим молчания»).
Щадящий речевой режим создается:
1.Ограничением речевого общения детей;
2.Примером спокойной, чёткой речи взрослых;
3.Проявлением тонкого педагогического такта;
4.Организацией игр – молчанок.
Для этого воспитатели и логопед в свободной деятельности используют индивидуальные настольные игры (игры с прищепками, коврики с палочками, «Математические яйца», «Пирамидки – башни», «Математический планшет» - где нужно работать по образцу; игры « Цвета», «Фигуры», «Заплатки для коврика», раскраски, книжки с наклейками и др.), которые способствуют выработке умения играть по одному, молча. Перед началом игры объясняются цели, содержание и ставится главное условие - молчание. Выполнение этого условия поощряется (фишка, звёздочка, кружочек).
В непосредственно – организованной деятельности воспитатель учит пользоваться усвоенными образцами речи при назывании одним словом материала, с которым работают на занятии (бумага, карандаш, ножницы, пластилин), изображаемые предметы, их части, цвет, действия, выполняемые при конструировании, лепке, рисовании: « Что ты рисуешь?» - Яблоко.
«Чем рисуешь?» и т. п.
В начале обучения ребёнку не рекомендуется задавать вопросы ни воспитателю, ни логопеду. Большое значение придается и речи взрослых. Речь должна быть спокойной, вопросы чётко сформулированы, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребёнка (но говорить в нормальном темпе, не замедляя своей речи и не требовать замедленной речи от ребёнка).
С родителями заикающегося ребёнка проводится консультация, как организовать речевой и общий охранительный режим, который поможет успокоить ребёнка и создать условия для затухания неправильной речевой привычки.
Общий щадящий режим это:
- Взаимоотношения между взрослыми членами и их отношение к детям.
- Отношение взрослых к речевому дефекту ребёнка.
- Общий режим дня (чёткий распорядок дня).
- Ограничение общения с детьми и взрослыми.
- Сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий (начиная с ограничения просмотра телевизора).
6.Организация досуга заикающегося ребёнка (настольные игры, лепка, конструирование, рисование).
На индивидуальных логопедических занятиях начального этапа начинается работа в виде специальных игр по:
- постановке нижне – диафрагмального дыхания,
- обучению релаксации мышц по контрасту с напряжением,
- общению однословными фразами,
- умения делать опору на ударные гласные,
- выработке спокойного темпа и выразительности речи.
Особенности работы при постановке правильного речевого дыхания.
Цель тренировки правильного речевого дыхания: выработка длительного плавного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.
Диафрагмально – реберное дыхание, наиболее правильное – когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и рёбер, а верхние отделы грудной клетки и плечи остаются неподвижными.
При постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка). Эта улыбка позволяет снять мышечное напряжение. Контролировать правильное речевое дыхание помогает собственная ладонь, положенная между грудной клеткой и диафрагмой. При вдохе стенка живота приподнимается, при выдохе – мышцы сокращаются. Вдох должен быть короткий, выдох длительный, плавный. Очень важно приучить ребёнка не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом в междометиях, в словах, на короткой фразе и при чтении стихов. Логопед должен следить, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.
Игровые приёмы при постановке дыхания:
«Задуй упрямую свечу» или «Подуй на горячий чай», «Птицы и облака», «Сломанный телевизор», « Комарик», « Жук», « Топор», « Насос», « Шину прокололи», «Трубач», « Ворона».
Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
Релаксация – снятие напряжение, т. е. расслабление.
Чтобы дети могли свободно говорить, необходимо научить их преодолевать избыточное мышечное напряжение. Сначала вызывается расслабление мышц рук, т. к. дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Еще больше поможет сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата. Расслабление вызывается путём специально подобранных игровых приёмов: «Кулачки», « Олени», « Пружинки», «Загораем», « Штанга», « Любопытная Варвара», «Шарик», « Хоботок», « Орешек», « Лягушка».
На начальных этапах работы релаксация всегда начинается с формулы общего покоя, чтобы сосредоточить внимание ребёнка на предлагаемых упражнениях.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движение,
Исчезает напряжение…
И становится понятно: Расслабление – приятно!
На занятиях вместе с детьми расслабляются и взрослые, чтобы, вызывая у себя соответствующие ощущения, помочь детям лучше осознать и почувствовать состояние релаксации. Не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Признаками расслабления будут: спокойное выражение лица, ровное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, если приподнять с колен, у некоторых появление зевоты.
Общение однословными фразами.
На протяжении начального периода создаётся игровая ситуация « В стране кратких ответов»:
Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем.
Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.
На логопедических занятиях в основном говорит логопед. Самостоятельная речь разрешается в форме коротких ответов и вопросов с опорой на зрительное восприятие. Дети приучаются слушать обращённую речь, обдумывать ответ, кратко отвечать, подражая правильной, чёткой речи логопеда. Чрезмерно ускоренную речь детей важно перевести на естественный темп, поэтому необходимо научить их правильно и чётко артикулировать звуки, делать опору на ударные гласные в словах, продолжать работу над дыханием.
В этот период начинаем работу с гласных (произнесение гласных звуков по одному по два на одном длительном выдохе (например: игры « Мишка учит буквы»,«Сломанный телевизор»). Затем переходим на слова, начинающиеся на ударный гласный, т.е. называем слова с опорой на ударный гласный звук в слове, одновременно работая над интонацией
(предлагаются задания – скажи вопросительно, с радостью, утвердительно). Для этой работы я подобрала картинки в альбом « Дидактический материал
для работы с заикающимися детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Дети учатся проговаривать слова с опорой на наглядный материал с разной интонацией. Постепенно активизируем речь, побуждая отвечать словосочетаниями. При необходимости исправляем ребёнка в образной форме (помни, мы в стране кратких ответов) или формулами релаксации
(«Говорим неторопливо, очень чётко и красиво. Паузы мы соблюдаем. Звук ударный выделяем»).
Чтобы помочь заикающемуся ребёнку в сложной речевой деятельности, необходимо его познакомить с правилами естественной речи. И в этом помогут символы.
Правила речи:
- Прежде подумай, потом говори.
- Говори в спокойном темпе.
- Говори всегда на выдохе.
- Выделяй ударные гласные звуки в словах.
- При разговоре смотри на собеседника.
- В конце предложения делай паузу.
Также с этими правилами знакомим родителей. Желательно, чтобы этим правилам следовали родители, тем самым демонстрировали бы детям образцы правильной речи.
Очень важно, чтобы в охранительный период закладывалась основа правильной техники речи.
Примерный план индивидуального занятия.
Цель: Формировать навыки свободного общения однословными фразами.
Оборудование: альбом с предметными картинками, названия которых начинаются на ударный гласный, ручная кукла лягушка (мишка), обруч.
Ход занятия.
- Расслабление мышц рук (упр. «Кулачки», « Олени»).
- Постановка правильного речевого дыхания: произнесение гласных звуков по одному и по два на одном длительном выдохе (игра: «Лягушка учит звуки»).
- Выработка умения делать опору на ударный гласный звук в слове. Называние картинок и работа над интонацией (сказать вопросительно, утвердительно, с радостью и т. д.).
- Общение однословными фразами в игре (сценка « Обруч»).
- Проверка домашнего задания по тетради. Ответы на вопросы логопеда по картинкам ( Кто рисовал? Что наклеил? Кто помогал?) и о проведении игры – молчанки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...
Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие....
Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...
Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе детей с расстройством аутистического спектра.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы. Ключевые слова: ребёнок...
Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопедического пункта
Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопедического пункта...