Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
компьютерная программа по логопедии
Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:
— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обеспечение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений. Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.
Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:
• недостаточное развитие артикуляционной моторики;
• недоразвитие фонематического восприятия;
• нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
• грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
• отклонения в нервно-психической сфере;
• снижение уровня познавательной активности;
• отклонения в поведении детей.
Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.
Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям. Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе. Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы:
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие речевого дыхания;
Здоровьесберегающие технологии;
Формирование звукопроизношения;
Развития фонематического восприятия;
Формирование лексико-грамматического строя речи;
Обучение грамоте;
Развитие связной речи.
Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения. На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.
Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику. Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения. Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Используемая литература
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с
Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ в практике учителя-логопеда | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:
— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обеспечение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений. Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.
Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь. С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В. Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:
• недостаточное развитие артикуляционной моторики;
• недоразвитие фонематического восприятия;
• нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
• грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
• отклонения в нервно-психической сфере;
• снижение уровня познавательной активности;
• отклонения в поведении детей.
Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.
Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям. Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе. Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы:
⎫ Развитие артикуляционной моторики;
⎫ Развитие речевого дыхания;
⎫ Здоровьесберегающие технологии;
⎫ Формирование звукопроизношения;
⎫ Развития фонематического восприятия;
⎫ Формирование лексико-грамматического строя речи;
⎫ Обучение грамоте;
⎫ Развитие связной речи.
Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения. На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.
Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику. Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения. Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Используемая литература
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с
Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)
Формирование общих речевых навыков...
планирование сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Наша задач...
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)
Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...
Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей. "Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей."Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. ...
Взаимодействие педагога -психолога и учителя -логопеда в старшей группе дошкольного возраста с детьми ОВЗ
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в группе старшего дошкольного возраста с детьми ТНР. У детей с ТНР при нормальном интеллекте зачастую наблюдается сни...