Особенности развития речи у детей 6-7лет
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Бадагова Кристина Александровна

 

1. Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakternye_osobennosti_razvitiya_rechi_detey_6.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Характерные особенности развития речи детей 6 – 7 лет.

1. Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).

2. Дошкольники начинают активно использовать образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивают грамматически верные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (склоняют все члены предложения по роду, числу и падежу). Несколько простых предложений могут объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.

3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.

4. Ребёнок старается не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждает о возможном значении незнакомых выражений.

5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации, рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями, регулирует громкость, интонацию, темп речи.

6. При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

7. В этом возрасте у детей уже сформировано фонематическое восприятие. Они умеют отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г-к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л...).

Методы развития.

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет эффективно разрешить возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Для того чтобы ребенок правильно говорил, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1. Ваша речь – эталон для ребёнка - говорите правильно, четко и внятно, используйте грамотную и культурную речь, объясняйте незнакомые слова.

2. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д.

3. Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку.

4. Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика).

5. Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.

6. Облекайте занятия в игровую форму.

7. Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.

8. Развивайте фонематический слух ребёнка.

9. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.

10. Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

Речевые игры.

«Отгадай-ка»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.

Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная, зеленая, с сережками), ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.

«Я знаю 5…»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: родитель говорит «Я знаю 5 диких животных (фруктов, профессий, частей тела или частей предмета и т.д.)» и перечисляет 5 названий. Затем ребёнок должен выбрать категорию и назвать 5 соответствующих названий.

«Правда или ложь»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения, эрудиции.

Ход игры: родитель говорит любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь»), ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.

«Скажи по-другому»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: родитель называет слово-предмет, а ребенок подбирает как можно больше слов-действий этого предмета: зайка – бежит, скачет, прыгает и т.д.

Или родитель называет слово-действие, а ребенок подбирает слова-предметы: бежит – мальчик, время, зайка и т.д.

«Подбери словечко»

Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря.

Ход игры: родитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше слов начинающихся с заданного звука или слога (ма – мама, машина, малина, магазин и т.д.).

«Кто длиннее?»

Цель: расширение словаря, подбор однокоренных слов.

Ход игры: родитель предлагает «удлинить» короткое слово: рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька - рыбалка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по Развитию речи для детей 6-7лет по теме «Стихотворение С. Есенина «Берёза». Творческое рассказывание».

Сохранять здоровье детей, используя ф/м; учить анализировать текст стихотворения, учить читать наизусть, интонационно передавать нежность, любование зимней природой, познакомить с авторским прочтением...

Картотека "Игры на развитие речи у детей 5 - 7лет".

Картотека "Игры на развитие речи у детей 5 - 7лет"....

Рекомендации родителям к занятию по развитию речи для детей 6-7лет (май,2020) Тема: пересказ рассказа М. Пришвина « Золотой луг».

Рекомендации родителям к занятиям с детьми(6-7лет) дома по развитию речи.  (май,2020) Презентация к рассказу М. Пришвина « Золотой луг», рекомендации к знакомству и пересказ...

Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» Развитие речи для детей 6-7лет Тема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство»

Конспект открытого занятияпо образовательной области «Речевое развитие»Развитие речи для детей 6-7летТема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство». Образо...

Конспект ООД по «Речевому развитию» в соответствии с ФГОС ДО развитие речи для детей 6-7лет Тема: «Лексические упражнения»

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи....

Методическая разработка дидактической игры/пособия по развитию речи для детей 5-7лет «Речевой планшет»

Игровое практическое пособие «Речевой планшет» представляет систему игр и упражнений на развитие речевых компонентов, имеет многофункциональный, универсальный характер и может быть использ...

Открытое занятие по развитию речи для детей (6-7лет) «Путешествие по сказкам»

1. Организационный момент:Дети заходят, становятся в круг.Игра психологического здоровья. Воспитатель:  Дети. Какой сегодня замечательный день.Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и н...