Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
консультация по логопедии

Лаптева Елена Михайловна

Использование кинезиологических упражнений является необходимым условием для развития межполушарного взаимодействия, которое напрямую связана с развитием устной и письменной речи ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО


       Функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие в процессе осуществления психической деятельности – одна из важнейших характеристик человека, эволюционное новообразование, не уступающее по своей важности прямохождению, речи, сознанию.
     Функциональная специализация и взаимодействие полушарий обеспечивают человеческой психике устойчивость, упорядоченность и дифференцированность.
С середины ХХ века проблема межполушарного взаимодействия стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук.
      К межполушарному взаимодействию обращаются также клиницисты, лингвисты, педагоги, и в частности, коррекционные педагоги, не говоря уже о средствах массовой информации.
Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески.
Чем лучше развиты межполушарные связи, тем лучше развиты у ребёнка интеллект, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Использование игр для развитие межполушарного взаимодействия является необходимым условием «включения» мозговой активности ребенка, способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
      Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ.
      Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие.
Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

      Межполушарное взаимодействие – это механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую, целостно работающую систему. Оно формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Чем лучше развиты межполушарные связи, тем лучше развиты у ребёнка интеллект, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
        Два полушария тесно связанны между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушения мозолистого тела искажают познавательную деятельность. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.
      Многочисленные исследования показали, что у детей с нарушениями речевого развития ведущим полушарием является правое, значит левое блокируется. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами, возникают сложности с речью.

     Нейропсихологи утверждают, что именно нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития устной речи, чтения и письма.
Для детей с нарушениями развития устной речи, чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия. У таких детей происходит неправильная обработка информации, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в восприятии учебной информации в целом.
    Есть специальный тест на определение наличия нарушения межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислексии и дисграфии.
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев этой руки (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
     
Почему межполушарное взаимодействие оказывается не сформированным?

Причины несформированности межполушарного взаимодействия:
• болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
• родовые травмы;
• болезни ребёнка в первый год;
• длительный стресс;
• общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
• нарушения развития устной речи;
• нарушения письменной речи, в частности, зеркальное написание букв и цифр;
• псевдолеворукость;
• моторная неловкость;
• агрессия;
• плохая память;
• отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.

      Как же можно помочь такому ребенку? Первым делом обратиться к специалисту нейропсихологу, делать специальные кинезиологические упражнения, направленные на улучшение и развитие межполушарных связей. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллект.
      В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления, создаются условия для коррекции нарушений речевого развития.
Кинезиологические упражнения следует выполнять, постепенно усложняя и увеличивая время выполнения и сложность упражнений.
      Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия «включает» мозговую активность ребенка и способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
      В комплексе с лечебными мероприятиями работа над межполушарным взаимодействием дает хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с педагогической запущенностью. Дети с особыми образовательными потребностями часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств.
      Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур, период наибольшей когда возможна полная коррекция нарушений развития. Помочь в этом может кинезиология, одна из здоровьесберегающих технологий.

Кинезиологические упражнения

Телесные упражнения

Упражнение "Ухо - нос"
Левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой – за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.


Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.
1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.
2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение "Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

(автор статьи Н.В. Нищева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических методов в работе учителя-логопеда

Для ребенка  дошкольника средой жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70 % времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной сумм...

"Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда"

Часто дети с нарушениями речи позже начинают ходить, не ползают или ползают очень мало, не любят рисовать, вырезать ножницами, т. е. у них страдает как мелкая, так и крупная моторика. Можно наблюдать,...

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отде...

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Кинезиология ( от греческих слов “кинезис” (kinesis) “движение” и  “логос” (logos)- “наука”)  -наука о развитии умственных способностей и физи...

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда...

«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда....

Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда

В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинез...