Нетрадиционные кинезиологические игры в работе учителя-логопеда ДОУ
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)
Нетрадиционные кинезиологические игры в раоте учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_kineziologicheskie_igry.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционный подход в использовании
кинезиологических упражнений на
занятиях по коррекции речи».
Нетрадиционные кинезиологические игры
Я хочу вас познакомить с нетрадиционными кинезиологическими играми, которые я сама сделала. Но для начала, вспомним, что такое кинезиология:
- Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е путём физической активности.
- Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Следует отметить, за последние годы увеличилось число детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.
Доказано, что определяющую роль в появлении речевых патологий играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Методологическая основа:
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.
Методы и приемы в кинезиологии:
1.Растяжки
2. Дыхательные упражнения
3.Глазодвигательные упражнения
4.Телесные упражнения
5.Тренировка тонких движений пальцев
6. Рисование двумя руками
7.Кинезиологические сказки
8.Упражнения на релаксацию
9. Массаж
Универсальность кинезиологических упражнении в том, что их можно включать практически в любое занятие в качестве динамических пауз или проводить перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий. Кроме того любое упражнение в той или иной мере решает задачи коррекционного воздействия логопеда.
Рекомендации по применению:
- Занятия можно проводить в любое время;
- Ежедневно, без пропусков;
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой;
- Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день;
- Каждое упражнение выполняются по 1 – 2 минуте;
- Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании;
- При разучивании кинезиологических упражнений, имеющих речевое сопровождение, вначале разучиваем технику движений.
- Основным требованием к квалифицированному использованию кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.
Изучив материал по данной теме, я решила изготовить нетрадиционные игры по кинезиологии для детей.
Итак, представляю вам игры из опыта моей работы:
ОПИСАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИГР ПО КИНЕЗИОЛОГИИ
Игра «Черепашьи семейки»
Цель: Автоматизация звука С в словах.
Оборудование: два одинаковых набора черепах разного размера, картинки на звук С.
Ход игры: На столе в противоположном направлении к друг другу расставляются два ряда черепашек – от больших к маленьким. Ребенку предлагают собрать две черепашьи семьи, беря двумя руками одновременно одинаковых черепах и называя картинки на звук С, находящиеся под ними. После того, как всё собрано, нужно расставить черепах на место, тоже одновременно двумя руками. Когда все картинки окажутся под черепашками, можно их вспомнить и назвать еще раз.
Игра «Бабочки разлетаются и слетаются»
Цель: Дифференциация звуков Л и Р в словах.
Оборудование: бабочки с изображением картинок, в названиях которых есть звуки Л и Р, поляна с парами одинаковых цветочков, которые находятся в противоположных направлениях.
Ход игры: Сначала ребенок отбирает бабочку с картинкой на звук Л и бабочку с картинкой на звук Р, затем двумя руками одновременно разводит их в противоположные направления к одинаковым цветочкам – «бабочки разлетаются». Ребенок называет картинки со звуками Л и Р и двумя руками одновременно возвращает бабочек на полянку – «бабочки слетаются»
Игра «Тигриная семейка»
Цель: автоматизация изолированного произношения звука Р.
Оборудование: посередине листа изображены тигр, тигрята, тигрица, от них в противоположные стороны отходят симметричные сплошные и прерывистые линии.
Ход игры: Ребенок одновременно двумя указательными пальцами проводит по линиям от центра в стороны и обратно, произнося при этом звук Р длительно или прерывисто. После этого можно предложить ребенку выполнить упражнение с маркерами в обеих руках.
Я сделала вывод: Использование кинезиологических упражнений в сочетании с автоматизацией и дифференциацией звуков привело к положительным результатам в работе по коррекции звукопроизношения. Дети проявили большую заинтересованность, были на занятиях более внимательны и сосредоточены, а значит лучше усваивали предлагаемый им речевой материал, что говорит об эффективности данного нетрадиционного приема
Знаете ли Вы!?
После двух лет у ребёнка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.
И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Успехов вам, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кинезиологических методов в работе учителя-логопеда
Для ребенка дошкольника средой жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70 % времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной сумм...
"Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда"
Часто дети с нарушениями речи позже начинают ходить, не ползают или ползают очень мало, не любят рисовать, вырезать ножницами, т. е. у них страдает как мелкая, так и крупная моторика. Можно наблюдать,...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отде...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Кинезиология ( от греческих слов “кинезис” (kinesis) “движение” и “логос” (logos)- “наука”) -наука о развитии умственных способностей и физи...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда...
Кинезиологический подход в работе учителя-логопеда
методическая разработка...
Кинезиологические и нейропсихологические игры в работе учителя-логопеда, как средство формирования понимания представлений собственного тела
Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усво...