"Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда"
консультация по логопедии
Часто дети с нарушениями речи позже начинают ходить, не ползают или ползают очень мало, не любят рисовать, вырезать ножницами, т. е. у них страдает как мелкая, так и крупная моторика. Можно наблюдать, как некоторые дети приставным шагом идут по лестнице, не умеют прыгать поскоками. Среди них чаще встречаются левши и дети с нарушением координации, у которых не сформирована ведущая рука или дефицитарно развита одна половина тела. Таким детям особенно полезны кинесиологические упражнения - специально организованные движения для оптимизации деятельности мозга и тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziol.v_rabote_llgopeda.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда.
Психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. У каждой высшей психической функции свои закономерности и схемы развития, знание которых позволяет своевременно заниматься психическим развитием детей.
При рождении мозг ребенка весит около 350 граммов, что составляет 25 процентов от веса мозга взрослого человека. Мозг растет со скоростью 1 миллиграмм в минуту, достигает 50 процентов веса мозга взрослого человека к 6 месяцам, 75 процентов - к 2,5 годам и 90 процентов - к 5 годам, что определяет и объясняет значимость психического развития ребенка до пятилетнего возраста. К концу первого года жизни отделы мозга, необходимые для обеспечения жизнедеятельности детей, практически заканчивают свое развитие и становятся базисом для развития высших психических функций.
Интеграция работы мозга происходит за счет 200 миллионов нервных волокон мозолистого тела (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга, соединяющих полушария между собой и передающих 4 миллиарда сигналов в секунду из полушария в полушарие.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Так же известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Часто дети с нарушениями речи позже начинают ходить, не ползают или ползают очень мало, не любят рисовать, вырезать ножницами, т. е. у них страдает как мелкая, так и крупная моторика. Можно наблюдать, как некоторые дети приставным шагом идут по лестнице, не умеют прыгать поскоками. Среди них чаще встречаются левши и дети с нарушением координации, у которых не сформирована ведущая рука или дефицитарно развита одна половина тела. Таким детям особенно полезны кинесиологические упражнения - специально организованные движения для оптимизации деятельности мозга и тела.
Гимнастика мозга — базовый курс кинесиологии — была разработана Полом и Гейлом Деннисонами для детей с трудностями чтения и распространилась на снятие их стрессовых реакций при работе со взрослыми в любом виде деятельности. Гимнастика мозга включает в себя нейрофизиологию, нейро-лингвистику, элементы йоги, танцевальную терапию, напоминающие естественные движения человека, иногда хорошо забытые, поскольку в ее основе лежат движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов. Перекрестные движения позволяют активизировать мозолистое тело, отвечающее за межполушарное взаи-модействие. Они особенно полезны детям с разными видами левшества, а также тем, у кого еще не сформировалась ведущая рука и нарушены моторика и координация движений.
Комплексы упражнений для гимнастики мозга включают в себя и развитие соматогностических функций (восприятие тела, и формирование пространственных представлений, и развитие артикуляционных движений и мелкой моторики рук, и развитие зрительного восприятия, а так же дыхательные упражнения, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Остановимся подробнее на комплексе упражнений на развитие межполушарного взаимодействия. Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое ко-личество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно раз-вивается до семилетнего возраста. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие упражнения.
«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая - на плоскости стела (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется - вначале каждой рукой отдельно, затем вместе – в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном.
«Лезгинка». Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой пря-мой ладонью в горизонтальном положение прикоснуться к мизинцу левой. На высокой скорости одновременно изменить положение правой и левой рук.
«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь. Дети выполняют движения - сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками - вместе с воспитателем, затем по памяти (8-10 повторений). В затруднительных случаях воспитатель советует ребенку произносить команду вслух или про себя: «Кулак-ребро-ладонь».
«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Перекрестное марширование». На первом этапе, медленно шагая, попеременно касаться то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения – на этапе освоения упражнения педагог отсчитывает двенадцать движений в медленном темпе). На втором этапе, так же шагая, касаться одноименного колена двенадцать раз (односторонние движения). На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом односторонние. Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кинезиологических методов в работе учителя-логопеда
Для ребенка дошкольника средой жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70 % времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной сумм...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отде...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Кинезиология ( от греческих слов “кинезис” (kinesis) “движение” и “логос” (logos)- “наука”) -наука о развитии умственных способностей и физи...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда...
«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда....
Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда
В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинез...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Использование кинезиологических упражнений является необходимым условием для развития межполушарного взаимодействия, которое напрямую связана с развитием устной и письменной речи ребёнка....