Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Кинезиология ( от греческих слов “кинезис” (kinesis) “движение” и “логос” (logos)- “наука”) -наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (пучки нервных волокон) , через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:
1. Артикуляционные упражнения
2. Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики
3. Упражнения на развитие общей двигательной активности
4. Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз.
5. Дыхательные упражнения.
6.Упражнения, направленные на отработку пространственных представлений
7.Упражнения, развивающие произвольную регуляцию психической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кинезиология ( от греческих слов “ кинезис ” ( kinesis ) “движение” и “логос” ( logos )- “наука”) -наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (пучки нервных волокон) , через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Р.Е. Левина в своих работах выделяет, что речевая активность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка , с различными ее процессами, которые протекают в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы, которые участвуют в образовании речевого нарушения. Многие психические процессы будут формироваться благодаря развитию пальчиковой моторики. В исследовательских работах И.М. Сеченова, П.Н. Анохина, А.Р. Лурия , В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, было доказано влияние манипуляций рук, мелкой моторики на функции высшей нервной деятельности и развитие речи . Следовательно, направление развивающей работы должно быть от движения к мышлению , а не наоборот. А.Л. Сиротюк указывает, что под влиянием кинезиологических упражнений (двигательные, дыхательные упражнения, растяжки, пальчиковая гимнастика и т.д.) в организме проходят положительные структурные изменения . При этом, изменения будут более значительными, если будут интенсивные нагрузки (но оптимальна для данных условий).
Кинезиологические тренировки : с пособствуют развитию мозолистого тела повышают стрессоустойчивость синхронизируют работу полушарий улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику развивают память и внимание, пространственные представления повышают способность к произвольному контролю формируют процесс чтения и письма снижают утомляемость
Кинезиологические приёмы в логопедической практике это : 1 . Артикуляционные упражнения 2 . Упражнения , направленные на развитие пальчиковой моторики 3 . Упражнения на развитие общей двигательной активности 4 . Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз. 5 . Дыхательные упражнения. 6.Упражнения , направленные на отработку пространственных представлений Упражнения , развивающие произвольную регуляцию психической деятельности.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия : Занятия проводятся ежедневно, без пропусков. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. Упражнения проводятся перед началом работы или тогда , когда ученикам предстоит умственная нагрузка. Проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз ( 3-5 минут, в общей до 25-30 минут в день) . В ыполнять упражнения от простого к сложному. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя или сидя за столами . Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет месяц, неделя – перерыв .
В комплексы упражнений включены: растяжки , дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики , упражнения на релаксацию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Горизонтальная восьмерка ” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком. “Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам кабинета различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.
Двигательные упражнения Позволяют развивать мелкую моторику. Чем больше в занятиях задействуют мелкие мышцы тела, тем лучше включаются в работу нервные пути между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения ( синкенезии ). “Колечко ” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Или Шла купаться черепаха и кусала всех от страха:« Кусь , кусь , кусь , кусь – никого я не боюсь!».
“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе . “Лезгинка ” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз .
“Ухо – нос ” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Ныряльщик ” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. “Дышим носом ” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Перекрёстные движения Способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга . “Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Закончить касаниями по противоположной ноге. “ Мельница ” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
“Паровозик” Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. “ Робот” Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги . « Велосипед » Исходное положение: встать парами напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.
Релаксация телесная. Растяжки. Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость ) скелетной мускулатуры . “Снеговик” Представьте себя снеговиком. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. “Дерево ” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
“Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. “ Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, яблоню с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
К инезиологические приёмы можно с успехом применять как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматической и фонематической сторон речи : – упражнение “Колечки” (произнесение изолированного звука, слова, словосочетания; разучивание правила- запоминалки про гласные звуки) ; – движение “Фонарики” (дифференциация парных твёрдых и мягких согласных), – “Флажки” (…сколько в слове гласных звуков , столько и слогов); – имитация постукивания и поглаживания (при дифференциации твёрдых и мягких согласных); – звонкий хлопок в ладоши и глухой хлопок: руки перекрестно к плечам (дифференциация звонких и глухих согласных); – перекидывание среднего массажного мяча (…мяч лови и мяч бросай, и мне слово называй); – перемещение крупных бусин по цветным “дорожкам” (“ бусоград ”); – выкладывание цветных фишек вокруг заданного контура; – игра с карандашами “Подъёмный кран” (набираем карандаши кистью одной руки, этой же рукой выкладываем карандаши на стол; смена рук ).
Использование в работе учителя-логопеда метода кинезиологической коррекции позволяет: улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кинезиологических методов в работе учителя-логопеда
Для ребенка дошкольника средой жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70 % времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной сумм...
"Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда"
Часто дети с нарушениями речи позже начинают ходить, не ползают или ползают очень мало, не любят рисовать, вырезать ножницами, т. е. у них страдает как мелкая, так и крупная моторика. Можно наблюдать,...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отде...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда...
«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда....
Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда
В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинез...
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Использование кинезиологических упражнений является необходимым условием для развития межполушарного взаимодействия, которое напрямую связана с развитием устной и письменной речи ребёнка....