Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Крупнова Ольга Игоревна

Кинезиология ( от греческих слов “кинезис” (kinesis) “движение” и  “логос” (logos)- “наука”)  -наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (пучки нервных волокон) , через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:

1. Артикуляционные упражнения

2. Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики

3. Упражнения на развитие общей двигательной активности

4. Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз.

5. Дыхательные упражнения.

6.Упражнения, направленные на отработку пространственных представлений

7.Упражнения, развивающие произвольную регуляцию психической деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда Учитель-логопед МАДОУ Д/с №3 «Сказка » Крупнова О.И.

Слайд 2

Кинезиология ( от греческих слов “ кинезис ” ( kinesis ) “движение” и “логос” ( logos )- “наука”) -наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (пучки нервных волокон) , через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Слайд 3

Р.Е. Левина в своих работах выделяет, что речевая активность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка , с различными ее процессами, которые протекают в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы, которые участвуют в образовании речевого нарушения. Многие психические процессы будут формироваться благодаря развитию пальчиковой моторики. В исследовательских работах И.М. Сеченова, П.Н. Анохина, А.Р. Лурия , В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, было доказано влияние манипуляций рук, мелкой моторики на функции высшей нервной деятельности и развитие речи . Следовательно, направление развивающей работы должно быть от движения к мышлению , а не наоборот. А.Л. Сиротюк указывает, что под влиянием кинезиологических упражнений (двигательные, дыхательные упражнения, растяжки, пальчиковая гимнастика и т.д.) в организме проходят положительные структурные изменения . При этом, изменения будут более значительными, если будут интенсивные нагрузки (но оптимальна для данных условий).

Слайд 4

Кинезиологические тренировки : с пособствуют развитию мозолистого тела повышают стрессоустойчивость синхронизируют работу полушарий улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику развивают память и внимание, пространственные представления повышают способность к произвольному контролю формируют процесс чтения и письма снижают утомляемость

Слайд 5

Кинезиологические приёмы в логопедической практике это : 1 . Артикуляционные упражнения 2 . Упражнения , направленные на развитие пальчиковой моторики 3 . Упражнения на развитие общей двигательной активности 4 . Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз. 5 . Дыхательные упражнения. 6.Упражнения , направленные на отработку пространственных представлений Упражнения , развивающие произвольную регуляцию психической деятельности.

Слайд 6

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия : Занятия проводятся ежедневно, без пропусков. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. Упражнения проводятся перед началом работы или тогда , когда ученикам предстоит умственная нагрузка. Проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз ( 3-5 минут, в общей до 25-30 минут в день) . В ыполнять упражнения от простого к сложному. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя или сидя за столами . Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет месяц, неделя – перерыв .

Слайд 7

В комплексы упражнений включены: растяжки , дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики , упражнения на релаксацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях Глазодвигательные упражнения Расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, которые контролируют мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекции.

Слайд 2

“Горизонтальная восьмерка ” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком. “Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам кабинета различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.

Слайд 3

Двигательные упражнения Позволяют развивать мелкую моторику. Чем больше в занятиях задействуют мелкие мышцы тела, тем лучше включаются в работу нервные пути между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения ( синкенезии ). “Колечко ” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Или Шла купаться черепаха и кусала всех от страха:« Кусь , кусь , кусь , кусь – никого я не боюсь!».

Слайд 4

“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе . “Лезгинка ” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз .

Слайд 5

“Ухо – нос ” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения на дыхание Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. “Свеча ” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Слайд 2

“Ныряльщик ” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. “Дышим носом ” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Слайд 3

Перекрёстные движения Способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга . “Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Закончить касаниями по противоположной ноге. “ Мельница ” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Слайд 4

“Паровозик” Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. “ Робот” Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги . « Велосипед » Исходное положение: встать парами напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.

Слайд 5

Релаксация телесная. Растяжки. Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость ) скелетной мускулатуры . “Снеговик” Представьте себя снеговиком. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. “Дерево ” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Слайд 6

“Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. “ Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, яблоню с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Слайд 7

К инезиологические приёмы можно с успехом применять как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматической и фонематической сторон речи : – упражнение “Колечки” (произнесение изолированного звука, слова, словосочетания; разучивание правила- запоминалки про гласные звуки) ; – движение “Фонарики” (дифференциация парных твёрдых и мягких согласных), – “Флажки” (…сколько в слове гласных звуков , столько и слогов); – имитация постукивания и поглаживания (при дифференциации твёрдых и мягких согласных); – звонкий хлопок в ладоши и глухой хлопок: руки перекрестно к плечам (дифференциация звонких и глухих согласных); – перекидывание среднего массажного мяча (…мяч лови и мяч бросай, и мне слово называй); – перемещение крупных бусин по цветным “дорожкам” (“ бусоград ”); – выкладывание цветных фишек вокруг заданного контура; – игра с карандашами “Подъёмный кран” (набираем карандаши кистью одной руки, этой же рукой выкладываем карандаши на стол; смена рук ).

Слайд 8

Использование в работе учителя-логопеда метода кинезиологической коррекции позволяет: улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических методов в работе учителя-логопеда

Для ребенка  дошкольника средой жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70 % времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной сумм...

"Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда"

Часто дети с нарушениями речи позже начинают ходить, не ползают или ползают очень мало, не любят рисовать, вырезать ножницами, т. е. у них страдает как мелкая, так и крупная моторика. Можно наблюдать,...

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отде...

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда...

«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда....

Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда

В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинез...

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Использование кинезиологических упражнений является необходимым условием для развития межполушарного взаимодействия, которое напрямую связана с развитием устной и письменной речи ребёнка....