Проект "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями"
проект по логопедии (старшая группа)
Совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем социализироваться и адаптироваться в обществе. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_roditelyami.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы
"Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится». /Л.С.Белинсон/
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.
Поэтому совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем социализироваться и адаптироваться в обществе.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи».
Работая на логопункте второй год, могу сделать вывод, что качество и скорость исправления речевых нарушений напрямую зависит от степени участия родителя в коррекционном процессе. Заинтересованность в успехе своего ребенка, выполнение всех рекомендаций и заданий значительно сокращает время занятий ребенка на логопункте. Соответственно, выпустив одного ребенка, можно зачислить нового. Таким образом, охват детей логопедической помощью возрастает. Поэтому темой проекта выбрала именно взаимодействие, включение родителей в коррекционный процесс, так как им нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями, повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Цель проекта:
разработка эффективных форм сотрудничества учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи проекта:
- Информировать родителей о речевых нарушениях ребенка
- Совершенствовать педагогическую компетенцию родителей в вопросах развития своего ребенка.
- Подобрать оптимальные формы и методы взаимодействия с родителями с учетом особенностей каждой семьи.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 – май 2015
Вид проекта: долгосрочный.
Основные формы реализации проекта:
- Коллективная работа:
- родительское собрание;
- консультации, семинары;
- библиотека для родителей;
- фронтальные открытые занятия;
- выставка игр, пособий;
- речевые праздники;
- Индивидуальная работа:
- индивидуальные беседы;
- индивидуальные практикумы;
- домашняя библиотечка;
- тетради для домашних заданий;
- анкеты;
- рекомендации.
- Наглядная работа:
- речевой уголок;
- домашнее задание;
- доска объявлений;
- сайт детского сада
Планируемый результат:
Создано единое речевое пространство развития ребенка при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
90% родителей овладеют необходимыми педагогическими знаниями о возрастных особенностях развития детей.
90% родителей перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
90% родителей будут успешно применять полученные практические знания по преодолению речевых нарушений в домашних условиях.
Реализация данных задач будет осуществляться в 3 этапа:
- Подготовительный
- Практический
- Итогово-аналитический
Содержание деятельности проекта
Подготовительный этап
№ | Содержание деятельности | Цель | Сроки |
1 | Оформление соглашений с родителями воспитанников ОУ о его обследовании и сопровождении | Ознакомление родителей с обязанностями логопункта и родителей | сентябрь |
2 | Анкетирование | Изучение педагогической грамотности родителей по отношению к своему ребенку, выявление позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту. | Сентябрь |
3 | Ознакомительная работа с родителями | Изучение семейных проблем, индивидуальных особенностей каждого родителя | Сентябрь-октябрь |
4 | Диагностика речевого развития детей в возрасте 4-7 лет | Выявление детей с речевыми нарушениями | 1-15 сентября |
5 | Сбор анамнестических данных о ребенке | Поиск причин речевых нарушений | 1-15 сентября |
6 | Составление перспективного плана работы с детьми и родителями | Равномерное распределение всех мероприятий и строгое соблюдение запланированных сроков. | Сентябрь |
Практический этап
№ | Содержание деятельности | Цель | Сроки |
1 | Родительская встреча «Давайте познакомимся» | Знакомство с родителями, ознакомление их с организацией работы на логопедическом пункте. | Конец сентября |
2 | Индивидуальные консультации (по запросам родителей) | Уточнение наличия речевых проблем у ребенка | В течение года |
3 | Проведение занятий в присутствии родителей | Знакомство родителей с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, наблюдение за своим ребенком «со стороны», за его успехами не на словах, а на деле, оценить имеющиеся трудности ребенка. | В течение года |
4 | Семинар-практикум для родителей: - «Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»; - «Ура! Звук родился». Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях; - «Я готов к школе?» | Повышение уровня знаний родителей о способах развития речи в домашних условиях, обогащение домашних игр | Ноябрь Январь Февраль |
5 | Тематические консультации родителей: «Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей» «Рекомендации по развитию мелкой моторики» «Зачем выполнять артикуляционную гимнастику» «Развиваем фонематический слух» | Повышение уровня знаний родителей о речевом развитии ребенка по заданной теме | В течение года (согласно плана работы, приложение №4) |
6 | Уголок логопеда в группе: разработка памяток по различным тематикам (возможно по запросу родителей): артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематических процессов, развитие познавательных процессов и т.д. | Обеспечение доступа к нужной информации в любое удобное для родителя время | В течение года |
7 | Размещение полезной информации на сайте детского сада: «Почему ребенок не говорит»; «Причины возникновения речевых нарушений»; «Возрастные нормы развития речи»; «Играем с пальчиками» (подборка игр для развития мелкой моторики с 3 до 7 лет); «Зачем делать артикуляционную гимнастику»; Комплексы упражнений по группам звуков; «Играем со звуками» – подготовка к чтению (подборка игр и упражнений в домашних условиях); «Что такое фонематический слух?» | Получение интересующей родителей информации в любое удобное для них время, повышение уровня пед. грамотности. | В течение года |
8 | «Накопительный портфель ребенка» | Работа с индивидуальными папками с целью закрепление материала, изученного в детском саду | В течение года |
9 | Работа с тетрадями для домашних заданий | Закрепление навыков правильного произношения исправленных звуков | В течение года |
10 | «Библиотечка для родителей» | Предоставить родителям методические рекомендации | В течение года |
11 | Памятки по выполнению домашних заданий (в уголке логопеда) | Напоминание о необходимости и качестве выполнения домашнего задания | В течение года |
12 | Родительское собрание «Готовность ребенка к школе» | Ознакомить с критериями готовности ребенка к школе | Январь |
Итогово-аналитический этап
№ | Содержание деятельности | Цель | Сроки |
1 | Конкурс «Самая красивая и содержательная папка» | Оценивание творческого подхода к оформлению папки, к выполнению домашних заданий, качества выполнения домашних заданий, степень участия детей. | май |
2 | Анкетирование «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ?» | Выявить процент удовлетворенности родителей результатами работы | май |
3 | Родительское собрание «Рекомендации по работе с детьми в летний период» | Закрепление пройденного материала в летний период | май |
4 | Награждение родителей благодарностями за участие в развитии ребенка | Выражение благодарности за плодотворное сотрудничество | май |
5 | Итоговая диагностика речевого развития детей в возрасте 4-7 лет | Выявление динамики речевого развития детей | 15-31 мая |
Риски:
- Отсутствие системы в работе по рекомендациям логопеда со стороны родителей.
- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях МБ ДОУ.
- Инертность мышления некоторых родителей по преодолению речевой патологии у детей.
Предупреждение рисков:
- Создание положительных условий для личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов Детского сада «Малыш» на интегративной основе (интегрированный характер дошкольного коррекционного воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, создание благоприятных условий для развития и саморазвития ребенка)
- Четкая организация взаимодействия учителя-логопеда и педагогов с родителями воспитанников.
- Привлечение родителей воспитанников к участию в образовательном пространстве группы.
- Соблюдение интересов родителей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
Список использованной литературы:
1. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» /автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М.,2004 г.
2. Давыдова О.И. , Богословец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» - М.,2005 г.
3. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.
4. «Социальная защита семьи: Современна ситуация, проблемы, пути решения» ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бючарова, М.П. Гурьянова. Ставрополь 1997 г.
5. Тверская О.Н. «Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи» «Логопед». – 2010 г. №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.
Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...
Рекомендации учителя-логопеда на лето родителям дошкольников 6 лет с Общим недоразвитием речи.
Рекомендации родителям дошколят на летние каникулы....
Консультация учителя-логопеда ДОУ для родителей "Как подготовить ребенка к школе"
Наглядная консультация....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...