Проект "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями"
проект по логопедии (старшая группа)

Непейвода Екатерина Васильевна

Совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем социализироваться и адаптироваться в обществе. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_roditelyami.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы

"Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится». /Л.С.Белинсон/

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов  и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Поэтому совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем  социализироваться и адаптироваться в обществе.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи».

Работая на логопункте второй год, могу сделать вывод, что качество и скорость исправления речевых нарушений напрямую зависит от степени участия родителя в коррекционном процессе. Заинтересованность в успехе своего ребенка, выполнение всех рекомендаций и заданий значительно сокращает время занятий ребенка на логопункте. Соответственно, выпустив одного ребенка, можно зачислить нового. Таким образом, охват детей логопедической помощью возрастает. Поэтому темой проекта выбрала именно взаимодействие, включение родителей в коррекционный процесс, так как им нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями, повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Цель проекта:

разработка эффективных форм сотрудничества учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи проекта:

  1. Информировать родителей о речевых нарушениях ребенка
  2. Совершенствовать педагогическую компетенцию родителей в вопросах развития своего ребенка.
  3. Подобрать оптимальные формы и методы взаимодействия с родителями с учетом особенностей каждой семьи.

 

Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 – май 2015

Вид проекта: долгосрочный.

Основные формы реализации проекта:

  1. Коллективная работа:
  • родительское собрание;
  • консультации, семинары;
  • библиотека для родителей;
  • фронтальные открытые занятия;
  • выставка игр, пособий;
  • речевые праздники;

  1. Индивидуальная работа:
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальные практикумы;
  • домашняя библиотечка;
  • тетради для домашних заданий;
  • анкеты;
  • рекомендации.

  1. Наглядная работа:
  • речевой уголок;
  • домашнее задание;
  • доска объявлений;
  • сайт детского сада

Планируемый результат:

     Создано единое речевое пространство развития ребенка при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

90% родителей овладеют необходимыми педагогическими знаниями о возрастных особенностях развития детей.

90% родителей перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

90% родителей будут успешно применять полученные практические знания по преодолению речевых нарушений в домашних условиях.

Реализация данных задач будет осуществляться в 3 этапа:

  1. Подготовительный
  2. Практический
  3. Итогово-аналитический

Содержание деятельности проекта 

Подготовительный этап

Содержание деятельности

Цель

Сроки

1

Оформление соглашений с родителями воспитанников ОУ о его обследовании и сопровождении

Ознакомление родителей с обязанностями логопункта и родителей

сентябрь

2

Анкетирование

Изучение педагогической грамотности родителей по отношению к своему ребенку, выявление позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

Сентябрь

3

Ознакомительная работа с родителями

Изучение семейных проблем, индивидуальных особенностей каждого родителя

Сентябрь-октябрь

4

Диагностика речевого развития детей в возрасте 4-7 лет

Выявление детей с речевыми нарушениями

1-15 сентября

5

Сбор анамнестических данных о ребенке

Поиск причин речевых нарушений

1-15 сентября

6

Составление перспективного плана работы с детьми и родителями

Равномерное распределение всех мероприятий и строгое соблюдение запланированных сроков.

Сентябрь

Практический этап

Содержание деятельности

Цель

Сроки

1

Родительская встреча «Давайте познакомимся»

Знакомство с родителями, ознакомление их с организацией работы на логопедическом пункте.

Конец сентября

2

Индивидуальные консультации (по запросам родителей)

Уточнение наличия речевых проблем у ребенка

В течение года

3

Проведение занятий в присутствии родителей

Знакомство родителей с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, наблюдение за своим ребенком «со стороны», за его успехами не на словах, а на деле, оценить имеющиеся трудности ребенка.

В течение года

4

Семинар-практикум для родителей:

- «Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»;

- «Ура! Звук родился». Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях;

- «Я готов к школе?»

Повышение уровня знаний родителей о способах развития речи в домашних условиях, обогащение домашних игр

Ноябрь

Январь

Февраль

5

Тематические консультации родителей:

«Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей»

«Рекомендации по развитию мелкой моторики»

«Зачем выполнять артикуляционную гимнастику»

«Развиваем фонематический слух»

Повышение уровня знаний родителей о речевом развитии ребенка по заданной теме

В течение года (согласно плана работы, приложение №4)

6

Уголок логопеда в группе: разработка памяток по различным тематикам (возможно по запросу родителей): артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематических процессов, развитие познавательных процессов и т.д.

Обеспечение доступа к нужной информации в любое удобное для родителя время

В течение года

7

Размещение полезной информации на сайте детского сада:

«Почему ребенок не говорит»;

«Причины возникновения речевых нарушений»;

«Возрастные нормы развития речи»;

«Играем с пальчиками» (подборка игр для развития мелкой моторики с 3 до 7 лет);

«Зачем делать артикуляционную гимнастику»;

Комплексы упражнений по группам звуков;

«Играем со звуками» – подготовка к чтению (подборка игр и упражнений в домашних условиях);

«Что такое фонематический слух?»

Получение интересующей родителей информации в любое удобное для них время, повышение уровня пед. грамотности.

В течение года

8

«Накопительный портфель ребенка»

Работа с индивидуальными папками с целью закрепление материала, изученного в детском саду

В течение года

9

Работа с тетрадями для домашних заданий

Закрепление навыков правильного произношения исправленных звуков

В течение года

10

«Библиотечка для родителей»

Предоставить родителям методические рекомендации

В течение года

11

Памятки по выполнению домашних заданий (в уголке логопеда)

Напоминание о необходимости и качестве выполнения домашнего задания

В течение года

12

Родительское собрание «Готовность ребенка к школе»

Ознакомить с критериями готовности ребенка к школе

Январь

Итогово-аналитический этап

Содержание деятельности

Цель

Сроки

1

Конкурс «Самая красивая и содержательная папка»

Оценивание творческого подхода к оформлению папки, к выполнению домашних заданий, качества выполнения домашних заданий, степень участия детей.

май

2

Анкетирование «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ?»

Выявить процент удовлетворенности родителей результатами работы

май

3

Родительское собрание «Рекомендации по работе с детьми в летний период»

Закрепление пройденного материала в летний период

май

4

Награждение родителей благодарностями за участие в развитии ребенка

Выражение благодарности за плодотворное сотрудничество

май

5

Итоговая диагностика речевого развития  детей в возрасте 4-7 лет

Выявление динамики речевого развития детей

15-31 мая

Риски:

  • Отсутствие системы в работе по рекомендациям логопеда  со стороны родителей.
  • Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях МБ ДОУ.
  • Инертность  мышления некоторых родителей по преодолению речевой патологии у детей.

Предупреждение  рисков:

  • Создание положительных условий для личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов Детского сада «Малыш»  на интегративной основе (интегрированный характер дошкольного коррекционного воздействия реализуется  объединением  усилий специалистов разного профиля,  создание  благоприятных  условий для развития  и  саморазвития  ребенка)
  • Четкая организация взаимодействия учителя-логопеда и педагогов с родителями  воспитанников.
  • Привлечение родителей воспитанников к  участию в образовательном пространстве группы. 
  • Соблюдение интересов родителей и возможностей детей с речевыми  нарушениями.

Список использованной литературы:

1. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» /автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М.,2004 г.

2. Давыдова О.И. , Богословец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» - М.,2005 г.

3. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.

4. «Социальная защита семьи:  Современна ситуация, проблемы, пути решения» ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бючарова, М.П. Гурьянова. Ставрополь 1997 г.

5. Тверская О.Н. «Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи» «Логопед». – 2010 г. №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...