Опыт работы учителя - логопеда с одаренными дошкольниками в дошкольном учреждении
статья по логопедии (подготовительная группа)
В современных условиях одной из главных задач образования является выявление и поддержка одаренных детей, начиная с дошкольного возраста.
Эта задача сформулирована как стратегическая в законодательных и нормативных правовых документах, принятых за последние годы Правительством Российской Федерации.
В национальном проекте «Образование», в Приоритетах реализации современной модели образования особое место занимает создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
В учреждении разработана нормативно- правовая база по работе с одаренными детьми, функционирует система выявления детской одаренности и система работы с данной категорией воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 35»
Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 206.
Тел/факс 8(86553) 5-57-02, эл. почта – svetlanagudim19754@mail.ru,
официальный сайт https://ds35.stv.prosadiki.ru/
ОКПО 43369282 ОГРН 1202600001670 ИНН/КПП 2623030977/262301001
Консультация для педагогов
«Опыт работы с одаренными дошкольниками в доу»
Подготовил:
учитель- логопед
высшей кв. категории
Еременко Н.И.
МБДОУ «Детский сад № 35»
Дата: 15.09..2024 г
В современных условиях одной из главных задач образования является выявление и поддержка одаренных детей, начиная с дошкольного возраста.
Эта задача сформулирована как стратегическая в законодательных и нормативных правовых документах, принятых за последние годы Правительством Российской Федерации.
В национальном проекте «Образование», в Приоритетах реализации современной модели образования особое место занимает создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
В учреждении разработана нормативно- правовая база по работе с одаренными детьми, функционирует система выявления детской одаренности и система работы с данной категорией воспитанников.
Всемирно известные исследователи детской одаренности, такие как Александр Михайлович Матюшин, Натан Семенович Лейтис выделяли следующие виды одаренности:
- Интеллектуальная;
- Творческая;
- Академическая (научная);
- Художественно-изобразительная;
- Музыкальная;
- Литературная;
- Артистическая;
- Техническая;
- Лидерская;
- Спортивная.
Моя задача, как учителя - логопеда, выявить и создать оптимальные условия для развития одаренных детей в литературной сфере, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на скачек в развитии.
Для выявления потенциально одаренных детей проводится комплексное диагностическое обследование, которое включает наблюдение за развитием ребенка, его способностями, интересами, эмоциональным и социальным развитием. Предварительное индивидуальное тестирование проводится воспитателем с помощью методов наблюдения, беседы, результаты заносятся в карты развития.
Более углубленную диагностику провожу по авторским методикам «Карта одаренности» Александра Ильча Савенкова, «Методика экспертных оценок Лосева А.А, Елены Кравцовой «Где, чьё место?», «Сочинение сказок» Ольги Михайловны Дьяченко адаптированных под условия учреждения.
Для родителей разработаны анкеты по выявлению общей одаренности детей для разных возрастных групп
По результатам исследования предпосылок одаренности воспитанников детского сада, определяется банк детей с особыми задатками и способностями по видам одаренности.
Данные этого банка использую для разработки индивидуального маршрута ребенка для дальнейшего развития его одаренности ( фото ИОМ)
Для работы с одаренными детьми. А именно развития у них креативности, творческого воображения, фантазии, я активно использую и внедряю современные инновационные технологии: сторителлинг, ТРИЗ,STEAM.
Из всех используемых инновационных технологий мне и детям больше всего понравились «Кубики историй» технология сторителлинга для творческого рассказывания.
Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Подробно хочу остановиться на «кубиках истории». На каждой грани кубиков изображены рисунки эмоций, животных, людей, предметов, абстрактных значков, сказочных персонажей. Картинки погружают в мир иллюзий, фантазии и приключения. Каждый рисунок –это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Ребенок самостоятельно начинает игру с выбора кубика и грани на нем. Затем начинает придумывать свой рассказ.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : -классический (это когда реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом, дети только слушают.
- активный (детям даётся возможность самостоятельно создавать и рассказывать истории.
- цифровой (рассказывание историй дополняется визуальными компонентами с применением ИКТ).
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
1. Вступление (оно должно быть коротким и начинается словами «жили-были», «однажды», «давным-давно» и т. д.);
2. Развитие события. Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной.
3. Кульминация. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
4. Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением (как в басне – мораль).
Истории можно придумывать, используя самые разнообразные предметы, которые есть под рукой. Это может быть карандаш, камень, машинки ,игрушки.
С визуализацией историй помогает в работе театрализованная деятельность, которая может разнообразить эту технологию, дополнить ее с помощью кукол, декораций. Истории, сочиненные детьми, интересно не только рассказывать слушателям или перечитывать, но и разыгрывать с помощью кукол. Ведь истории можно оживить, создать самостоятельно инсценировку.
Во время сочинения историй фиксировала их на видео, потом просматривали и обсуждали их с детьми, также записывали истории в книжки – самоделки с иллюстрациями, сделанными самими детьми.
Таким образом, «Кубики истории» развивают у одаренных детей логику, мышление, воображение, фантазию, креативность мышления, а также красивую грамотную речь, способствуют раскрытию самовыражения, помогают запомнить материал. Каждый ребенок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев истории, своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Этот метод позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, а молчаливые дошколята становятся более разговорчивыми.
Родители, как активные участники образовательного процесса, получают мою консультативную помощь. Разместила информацию по изготовлению кубиков истории в родительских чатах, теперь дети с большим удовольствием составляют истории дома вместе с родителями.
В учреждении создан и работает клуб для родителей «Любители театра» где для развития творческой и познавательной активности детей - родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах.
Таланты детей не остались не замеченными. Они являются постоянными участниками и победителями детских конкурсов различного уровня, их приглашают на выступления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении
Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении
Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения
Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения....
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с педагогами и родителями дошкольного учреждения с детьми ОВЗ.
примерный образец планирования совместной работы педагогов и родителей....