Нейропсихологические упражнения при коррекции речи
картотека по логопедии

Непейвода Екатерина Васильевна

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребенка (Л. С. Выготский). Поэтому нарушение таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление может непосредственно вызвать ту или иную речевую патологию или усугубить ее. Именно поэтому внедрение в логопедическую работу нейропсихологических приемов создает условия для развития речи за счет формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskie_uprazhneniya_pri_korrektsii_rechi.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов»

Теоретическая основа метода нейропсихологического воздействия была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.). Именно исследования этих ученых легли в основу существующего сейчас нейропсихологического подхода. Как известно, к задачам нейропсихологической коррекции относится задача развития высших психических функций, функциональная активация подкорковых образований мозга, обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические, в том числе и речевые функции, стабилизация межполушарного взаимодействия (Симерницкая Э.Г.,Ахутина Т.В., Цветкова Л.С., Манелис Н.Г., Корсакова Н.К., Семенович А.В., Цыганок А.А., Пылаева Н.М.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что образовательная деятельность должна строиться «на основе индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования, индивидуальных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья».

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребенка (Л. С. Выготский). Поэтому нарушение таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление может непосредственно вызвать ту или иную речевую патологию или усугубить ее.  

Целью использования в логопедической работе нейропсихологических приемов является создание условий для развития речи за счет формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- определить причины трудностей обучения и развития ребенка;

- стимулировать речевую активность детей;

- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление);

- развивать межполушарное взаимодействие.

При анализе речевой патологии следует изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка. Это важно для правильного построения коррекционного обучения. Логопедическая работа в данном случае должна быть направлена не только на корригирование языковых и речевых средств, но и на те психические процессы, которые непосредственно участвуют в образовании речевого дефекта.

В основу обследования положены традиционные методы, применяемые в логопедии, и методы нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Т. В. Ахутиной, Е. Д. Хомской и др.).

Такое детальное обследование поможет показать общую картину нарушения, выявить психологические механизмы недоразвития речи, научно обосновать задачи и содержание коррекционного обучения.

Схема обследования состоит из нескольких частей (Приложение №1):

  1. Анкетные данные о ребенке, сведения о родителях, общий анамнез.
  2. Предпосылки развития речи (речевой  анамнез) и данные медицинского обследования.
  3. Психологическую базу речи: внимание, восприятие, память, мышление.
  4. Обследование движения и действия.
  5. Артикуляционный праксис.
  6. Состояние устной речи.

По результатам нейропсихологического изучения ребенка делается заключение, которое отражает структуру дефекта развития, первичные дефекты развития, вторичные дефекты развития как следствие первичного дефекта, уровень интеллектуальной деятельности.

        Коррекционно–развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет три направления:

  1. Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
  2. Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в нее компонентов;
  3. На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста — это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений 1-го блока (энергетического) включает в себя: дыхательные упражнения,  самомассаж, релаксация, глазодвигательные упражнения, растяжки, тренировка мышц речевого аппарата, упражнения для шеи, плеч, рук, ног. Такие упражнения формируют сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, тонический и эмоциональный статус.

При истощаемости, снижении интереса к деятельности, апатии, расторможенности, трудностях запоминания,  неусидчивости использую дыхательные упражнения. Они не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга,  успокаивают, снимают стресс. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Содружественные однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.

Упражнения на балансировочной подушке: на первоначальных этапах ребенок учится просто удерживать ровно свое тело, переносить свой вес с одной ноги на другую, с носка на пятку. Постепенно вводятся усложнения в виде выполнения дополнительных действий: в руках у ребенка может быть массажный мячик, простой резиновый мячик, который он ловит и бросает обратно взрослому, проговаривая речевой материал с коррегируемым звуком, отрабатывая грамматическую категорию либо лексическую тему.

Движения перекрестного характера: одновременно активизируют деятельность обоих полушарий головного мозга, улучшают взаимодействие глаз и зрительного центра, повышают работоспособность и улучшают усвоение учебного материала, облегчают выполнение любой умственной работы. Ребенок локтем левой руки касается колена правой ноги и наоборот, правая рука на левом плече, левая рука на правом плече, затем хлопок и перекрест  на коленях, снова хлопок и руки на плечах, и пр.

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений, ориентированных на развитие и коррекцию познавательных функций, включает в себя игры и упражнения для развития восприятия (зрительного, слухового, пространственного, кинестетического), памяти, внимания и мышления.

Для развития кинестетических процессов использую игру «Ловкие кулачки»: ребенку предлагается три положения для правой и для левой руки. Ребенок как можно быстро по образцу меняет положения рук (сначала по одной, затем одновременно), при этом проговаривая речевой материал.  

Детям очень нравится игра «Попробуй повтори», использовать можно в виде зарядки в начале занятия либо как дин. паузу в середине занятия для восстановления концентрации внимания и повышения работоспособности. Задача участников как можно быстрее воспроизвести то положение рук или позу, которая нарисована на выбранной карточке. Нарисованные позы и движения не совсем обычные, поэтому воспроизводить их не просто.

Игры для развития познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление:

- «Доббль» (найди одинаковый предмет на двух карточках);

- «Найди пару», «Сундучки» (по типу игры «Мемори» - переворачиваем по 2 карточки, забрать можно себе, если изображения одинаковые, если изображения разные, то запоминаем и переворачиваем обратно);

- «Тройняшки» - по типу крестиков-ноликов (выкладывать линии из трех картинок по одному из трех признаков);

- «Перемешка» - выкладывать цепочку из карточек, чтобы на последующей было хоть одно совпадение с предыдущей;

- «Цветные крышки» - запомнить, какая картинка под каждой крышкой, по цветному кубику вспоминать, какая картинка под крышкой нужного цвета;

- «Чего не стало?» - ребенку предлагается ряд предметных картинок, он их называет и запоминает, затем взрослый переворачивает одну, ребенку надо вспомнить, чего не стало;

- «Треугольный пазл» - карточки треугольной формы с картинкой в каждом углу, задача ребенка положить свою карточку-треугольник к уже выложенным, чтобы совпали изображения в углах;

- «Цветной пазл» - соединить между собой фрагменты пазла с учетом цвета в углах;

- «Лабиринт» - найти проход в лабиринте сначала глазами, затем провести пальчиком;

- «Найди 10 отличий»;

- «Графические дорожки» - пройти по полю из предметных картинок по заданному педагогом маршруту (1 картинка вправо, 2 картинки вниз и т.д.)»

- «Наложенные изображения» - контур предметов с коррегируемым звуком либо по лексической теме;

- «Зашумованные изображения»;

- «Робот» - сделать столько движений, сколько слогов в слове/звуков в слове/слов в предложении;

- «Какой звук?» - дифференциация звуков, на каждый звук выполняется определенное действие (например: если слово начинается на А, поднять левую руку, если на У – правую, хлопнуть разное количество раз и .д.);

- «4-лишний» - выбрать неподходящий предмет, объяснить свой выбор;

- «Продолжи ряд» - выявить закономерность в последовательности предметов и продолжение ряда.

Данные игры сопровождаются проговариванием речевого материала в зависимости от коррекционной работы с каждым ребенком, наглядный материал подобран на все группы звуков. Таким образом, решая задачи по коррекции речевых нарушений, параллельно работаем над развитием познавательных процессов.

Последняя группа игр направлена на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Нарушение, недоразвитие  мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Нейроскакалка. Для прыжков на нейроскакалке нужна разнонаправленная работа обеих ног. Одна нога совершает прыжки, а другая нога совершает движение вправо-влево, либо вперед-назад. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярного аппарата, гармонизуется работа мозга.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях в структуру занятия включаю кинезиологические упражнения. Они направлены на синхронизацию правого и левого полушария головного мозга. Выполняя их, мы одновременно тренируем логику, аналитические и математические способности, воображение, креативность и творческие навыки. Хочется отметить, что эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, развивают внимание и память, повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия:

-  «Кинезиологические дорожки»: выполнение одновременно правой и левой рукой разных движений (либо указательный и средний пальчик вместе, либо разведены в стороны). Шагая по дорожке, ребенок чередует положения, при этом на левой и правой руке не может быть одной позы. Проходя по дорожке, ребенок проговаривает речевой материал;

- «Зеркальное рисование двумя руками» Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации;

- Кинезиологические упражнения: «Жарим оладушки», «Заяц и Лиса», «Яблоко и червяк», «Пальчики здороваются», «Лезгинка», «Путаница» и пр.

Суть упражнений в выполнении правой и левой рукой разных движений. Сначала с детьми отрабатывается выполнение на ведущей руке, затем на второй, затем одновременное выполнение. Когда движения отработаны, чередуем позы на правой и левой руке, затем смена поз осуществляется через хлопок.

В результате использования нейропсихологических методов в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений, у детей отмечается повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, совершенствование графомоторных навыков,  повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения. Это, в свою очередь, способствует положительной динамике в коррекции речевых нарушений, сокращаются сроки работы над звуком, дети быстрее усваивают грамматические категории и правильно их употребляют в самостоятельной речи, овладевают звуковым анализом и синтезом, что будет способствует успешному овладению грамотой и письмом.

Использование разнообразных нейропсихологических игровых упражнений, направленных на всесторонне развитие ребенка, создает условия, в которых развития речи происходит за счет формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Необычные и интересные игры побуждают ребенка к речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. Игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы.

Таким образом, внедрение нейропсихологических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в коррекции речи детей среднего дошкольного возраста

Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей среднего дошкольного возраста, проводится по следующим направлениям: звукопроизношение и развитие фонематического слуха,...

Дата публикации 09.02.2021г. Реализация нейропсихологического подхода в коррекции речи у детей с ТНР

В разделе обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов)....

Нейропсихологические упражнения как средство коррекции недостатков развития детей с ОВЗ в образовательном процессе МБДОУ

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной  педагогики, дефектологии и психологии....

«Логоритмические игры и упражнения в коррекции речи дошкольников»

Предлагаю разнообразные логоритмические упражнения, игры для развития и коррекции речи дошкольников. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произн...

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, с сильно отстающим грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числа...

«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Цель проведения мастер-класса: повышение уровня знаний воспитат...