Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР
статья по логопедии (старшая группа)
Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР
Ганиулина Е.Г., учитель-логопед
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74
«Ум ребёнка находится на его кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.
Врачи нередко говорят, что «речь ребёнка – на кончиках его пальцев». Эту фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Таким образом, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение.
Есть масса игр и упражнений для развития мелкой моторики, посредством их можно решить сразу несколько задач. Это и развитие мелкой моторики, и пространственной ориентировки, внимания и мышления.
При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической;
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;
5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе);
6. Упражнения выполняются непродолжительно.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д.
Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», «Волшебный мешочек». Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой.
Таким образом, многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей. Использование различных упражнений, пальчиковых игр позволяет:
- регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей
- совершенствовать внимание, память
-облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма
- установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей
-подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп.
Литература:
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2006.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_s_tnr.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР
Ганиулина Е.Г., учитель-логопед
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74
«Ум ребёнка находится на его кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.
Врачи нередко говорят, что «речь ребёнка – на кончиках его пальцев». Эту фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Таким образом, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение.
Есть масса игр и упражнений для развития мелкой моторики, посредством их можно решить сразу несколько задач. Это и развитие мелкой моторики, и пространственной ориентировки, внимания и мышления.
При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической;
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;
5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе);
6. Упражнения выполняются непродолжительно.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д.
Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», «Волшебный мешочек». Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой.
Таким образом, многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей. Использование различных упражнений, пальчиковых игр позволяет:
- регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей
- совершенствовать внимание, память
-облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма
- установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей
-подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп.
Литература:
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2006.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"
Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР, как средство развитие речи»
консультация для родителей...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр как одно из условий формирования предпосылок учебной деятельности»
Методическая разработка мини-проекта...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей как средство развития речи»
Цель консультации: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи ...
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...