«Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр (палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм, Геоконт)»
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,
«Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр (палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм, Геоконт)»
Составитель:
учитель-логопед Тюрина О.В.
Кулунда, 2023
1. Актуальность.
2. Развивающие игры : палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм, Геоконт)» -описание, значение, виды заданий.
3. Таблица «Формы работы с детьми, родителями, самостоятельное изучение методической литературы по теме.
4. Список используемой литературы.
1. Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления, интеллекта дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.
Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Танграм, Геоконт. Использование этих игр позволяет развивать в детях интеллект, творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д. А интеллектуальное развитие – это и есть развитие сознания и мышления, развитие способности думать, рассуждать, размышлять, анализировать.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.
Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, танграм и другие развивающие игры являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, танграм, геоконт.
1. Блоки и палочки, Танграм, Геоконт - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Многие математические представления ребёнок получает играя.
3. Блоки, палочки, Танграм, Геоконт учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
4. Благодаря блокам, палочкам, танграму, развивается логическое мышление.
5. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
6. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
7. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
8. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
9. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.
10. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.
Цель:
Формировать математическое мышление; развивать интеллект, творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи:
1. Познакомить детей с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, Танграмом, Геоконтом.
2. Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, Танграмом, Геоконтом, желание действовать с ними.
3. Развивать интеллект детей, способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.
4. Создавать условия для интеллектуального и сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
6. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
2. Развивающие игры : палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм, Геоконт)» -описание, значение, виды заданий.
Блоки Дьенеша.
Прежде чем приступать к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине “ блок” не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом “ фигура”.
Начинать игры с детьми 3-4 лет уместно с простых игр и упражнений, цель которых: освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Например:
1. Найти все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, по форме)
2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме).
3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку. Варианты:
А) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
Б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и по форме, по толщине и т. д.)
В) чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;
Г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т. д.
4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т. д.
5. «Домино»
6. «Раздели фигуры»
С детьми 4-5 лет содержание игр усложняется. В игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами блоки и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику блокам, используя в своем словаре слова: «красный, большой, круглый, толстый блок» После усвоения этих умений детям предлагаются игры:
1. «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место» - игры по выявлению свойств с опорой на наглядность.
2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т. д., заселим домики жильцами – блоками : только квадратными, только толстыми и т. д.)
Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т. д.)
Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход».
После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.
С детьми 5-7 лет организуются игры более сложного содержания: разбиение по двум, трем свойствам.
Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года). Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 5-7 лет альбомы «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков».
Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”., имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.
Счетные палочки Кюизенера
"Счетные палочки Кюизенера" - это игра-исследование известного бельгийского математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Игровой материал:
Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т. д. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение, того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.
Цель: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.
В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами.
Игра способствует интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного конструирования); воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение; способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в определенной последовательности.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше) такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.
Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов....
Конспект ООД по математическому развитию для второй младшей группы "На помощь снеговику".
Занятие по математике «На помощь снеговику»Цель:- учить дошкольников считать предметы в пределах 3;- сравнивать предметы по высоте и размеру;- устанавливать равенство;- закрепить знан...
Спортивное развлечение для детей второй младшей группы «На помощь к Мишке»
Задачи: Дать детям возможность проявлять большую активность,самостоятельность и инициативу в действиях. Развитие физических качеств, формирование умений взаимодействовать друг с другом и в...
«В стране игрушек» интеллектуальное развитие во второй младшей группе
Цели и задачи занятия:- создание веселого, бодрого настроения у детей;- закрепление представления о цвете и форме предметов, их величине (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, маленькая и средн...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Помощь белочке»
Конспект занятия во второй младшей группе по (ФЭМП + ФЦКМ) позновательноу развитию и художественно-эстетическому развитию (рисование). Занятие построено в игровой форме....
Открытое занятие по математике для второй младшей группы (3 - 4 года) с использованием логических блоков Дьенеша.
Цель: закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, собирание картинок путём наложения; повторение названий геометрических фигур, величины и цвета предметов, закрепление понятий «вверх...
Конспект НОД по развитию речи для детей второй младшей группы с помощью приема мнемотехники (на примере стихотворения В. Бирюкова «Под листочком жук проснулся…»)
Ватлина Е.А., Маркелова В.М.Материал имеет практическую значимость для воспитателей младших групп, а также для родителей. Метод заучивания стихотворений с помощью опорных картинок (мнемотехника) позво...