«Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр (палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм, Геоконт)»
материал по логопедии

Тюрина Оксана Владимировна

Материал для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voskobovich.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

«Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр (палочки Кюизинераблоки ДьенешаТанграм, Геоконт)»

        Составитель:

учитель-логопед Тюрина О.В.

Кулунда, 2023

1. Актуальность.

2. Развивающие игры палочки Кюизинераблоки ДьенешаТанграм, Геоконт)» -описание, значение, виды заданий.

3. Таблица «Формы работы с детьми, родителями, самостоятельное изучение методической литературы по теме.

4. Список используемой литературы.

1. Актуальность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления, интеллекта дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенешапалочки КюизенераТанграм, Геоконт. Использование этих игр позволяет развивать в детях интеллект, творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д. А интеллектуальное развитие – это и есть развитие сознания и мышленияразвитие способности думать, рассуждать, размышлять, анализировать.

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.

Логические блоки Дьенешапалочки Кюизенератанграм и другие развивающие игры являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенератанграм, геоконт.

1. Блоки и палочкиТанграм, Геоконт - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

2. Многие математические представления ребёнок получает играя.

3. БлокипалочкиТанграм, Геоконт учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.

4. Благодаря блокампалочкамтанграмуразвивается логическое мышление.

5. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.

6. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.

7. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.

8. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

9. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.

10. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.

Цель:

Формировать математическое мышление; развивать интеллект, творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Задачи:

1. Познакомить детей с палочками Кюизенераблоками ДьенешаТанграмом, Геоконтом.

2. Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и блоками ДьенешаТанграмом, Геоконтом, желание действовать с ними.

3. Развивать интеллект детей, способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

4. Создавать условия для интеллектуального и сенсорного развитияразвития логического мышления, внимания, памяти.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

6. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

2. Развивающие игры палочки Кюизинераблоки ДьенешаТанграм, Геоконт)» -описание, значение, виды заданий.

Блоки Дьенеша.

Прежде чем приступать к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине “ блок” не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом “ фигура”.

Начинать игры с детьми 3-4 лет уместно с простых игр и упражнений, цель которых: освоение свойств, слов «такой же»«не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Например:

1. Найти все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, по форме)

2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме).

3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку. Варианты:

А) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

Б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и по форме, по толщине и т. д.)

В) чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;

Г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т. д.

4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т. д.

5. «Домино»

6. «Раздели фигуры»

С детьми 4-5 лет содержание игр усложняется. В игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами блоки и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику блокамиспользуя в своем словаре слова«красный, большой, круглый, толстый блок» После усвоения этих умений детям предлагаются игры:

1. «Кто быстрее соберет блоки«Поручения»«На свое место» - игры по выявлению свойств с опорой на наглядность.

2. Игры «Мышки-норушки»«Заселим домики»«Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т. д., заселим домики жильцами – блоками : только квадратными, только толстыми и т. д.)

Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры«Переводчики»«Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т. д.)

Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр«На свою веточку»«Кто хозяин?»«Найди выход».

После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.

С детьми 5-7 лет организуются игры более сложного содержания: разбиение по двум, трем свойствам.

Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года). Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 5-7 лет альбомы «Спасатели приходят на помощь»«Поиск затонувшего клада»«Праздник в стране блоков».

Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”., имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.

Счетные палочки Кюизенера

"Счетные палочки Кюизенера" - это игра-исследование известного бельгийского математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Игровой материал:

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью»«Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т. д. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение, того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Цель: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.

В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами.

Игра способствует интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного конструирования); воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение; способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в определенной последовательности.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше) такие понятия как «левое»«длинное»«между»«каждый»«одна из…»«какой-нибудь»«быть одного и того же цвета»«быть не голубого цвета»«иметь одинаковую длину» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.

Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов....

Конспект ООД по математическому развитию для второй младшей группы "На помощь снеговику".

Занятие по математике «На помощь снеговику»Цель:- учить дошкольников считать предметы в пределах 3;- сравнивать предметы по высоте и размеру;- устанавливать равенство;- закрепить знан...

Спортивное развлечение для детей второй младшей группы «На помощь к Мишке»

Задачи:  Дать детям возможность проявлять большую активность,самостоятельность и инициативу в действиях.  Развитие физических качеств, формирование умений взаимодействовать друг с другом и в...

«В стране игрушек» интеллектуальное развитие во второй младшей группе

Цели и задачи занятия:- создание веселого, бодрого настроения у детей;- закрепление представления о цвете и форме предметов, их величине (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, маленькая и средн...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Помощь белочке»

Конспект занятия во второй младшей группе по (ФЭМП + ФЦКМ) позновательноу развитию  и художественно-эстетическому развитию (рисование). Занятие построено в игровой форме....

Открытое занятие по математике для второй младшей группы (3 - 4 года) с использованием логических блоков Дьенеша.

Цель: закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, собирание картинок путём наложения; повторение названий геометрических фигур, величины и цвета предметов, закрепление понятий «вверх...

Конспект НОД по развитию речи для детей второй младшей группы с помощью приема мнемотехники (на примере стихотворения В. Бирюкова «Под листочком жук проснулся…»)

Ватлина Е.А., Маркелова В.М.Материал имеет практическую значимость для воспитателей младших групп, а также для родителей. Метод заучивания стихотворений с помощью опорных картинок (мнемотехника) позво...