Технология сотрудничества педагогов ДОУ с родителями
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Представляю описание технологии сотрудничества педагогов ДОУ с родителями воспитанников, имеющими ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейная Академия - технология сотрудничества с родителями при работе с детьми с ОВЗ

Работа логопеда может приносить хорошие результаты только если родители (или все члены семьи) заинтересованы в развитии и коррекции речи ребенка и максимально вовлечены в коррекционный процесс.

Поговорим о том, как специалисту грамотно выстроить отношения с семьями детей, с которыми он работает. Одна из задач логопеда – донести до родителей важность профилактики речевых нарушений, развития и коррекции речи ребенка.  С чего начать? В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями, а также продуктивные взаимоотношения между родителями и их детьми. Среди множества различных форм взаимодействия логопеда с родителями. Хотелось бы поподробнее остановиться на такой форме работы, как творческие встречи с родителями. Проходят они при содействии и совместном участии логопеда, специалистов (педагога-психолога, педагога по физическому воспитанию, музыкального руководителя) и воспитателей.  

Взаимодействуя, родители наблюдают и перенимают опыт других родителей, участников мероприятия. Представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из нее многократно расширяются. Совместная деятельность родителей с детьми, под чутким руководством логопеда снимает эмоциональное напряжение излишне тревожных родителей и настраивает их на продуктивную деятельность.

Какие же методы и приемы предлагаются родителям, для взаимодействия со своими детьми на данных встречах? Конечно же, самые простые и доступные их пониманию, которые легко освоить и ребенку, и родителям. Это могут быть артикуляционная гимнастика, в том числе, совмещенная с использованием разнообразных предметов, артикуляционная гимнастика с элементами логоритмики.

Игра «снежки»

Цель: Развитие координации, темпо-ритмических характеристик речи, автоматизация отрабатываемых звуков.

Родители стоят напротив своих детей. У обоих в руках снежки (ватные комочки). Проговаривая слова текста, три раза катают комки в руках, а далее передают друг другу комок правой рукой, и одновременно забирают комок левой рукой. Далее движения повторяются. Текст для проговаривания:

Мы в снежки играем смело,

Ах, какое это дело,

Любим мы морозный день,

Нам играть в снежки не лень.

Припев:

Хлоп, хлоп, не зевай,

Ты от нас не убегай.

Хлоп, хлоп, не зевай,

А теперь в меня бросай. [1]

Очень важным компонентом коррекционного процесса является развитие грамматического строя речи.

Игра «Муха-цокотуха»

Цель: Развитие грамматического строя речи. Закрепление правильного произношения заданных звуков.

Родитель вытаскивает из волшебного мешочка карточку с цифрой, а ребенок из другого мешочка картинку с каким-либо насекомым. Глядя на картинки и мысленно объединяя их, составляет фразу. Пример: Муха пригласила на пир двух гусениц. Далее из мешочков достаются следующие картинки. Картинки подбираются на отрабатываемые звуки.

Для автоматизации звуков посредством развития грамматического строя речи родителям можно посоветовать следующий прием. Собираясь с ребенком в магазин спланировать покупки, вырезав картинки предварительно из газеты, причем с обязательным условием: в их названии должен быть заданный или автоматизируемый звук.

Логопедическое пособие: «С мамой за покупками»

Цель: Развитие грамматического строя речи. Закрепление правильного произношения заданных звуков.

На листе А4 ребенок рисует свою маму и рядом наклеивает картинки: белое облако, сумку и кассу. Далее ребенок, совместно с родителем вырезает из журналов и наклеивает на небольшой круг из картона картинки продуктов с заданным отрабатываемым звуком. Это могут быть три-четыре картинки. Затем кружок с картинками с помощью контактных липучек приклеивается и соответственно перемещается то на облачко, то на кассу, то на сумку. Если картинки прикреплены к облачку, ребенок произносит: Мама думает о рулете, рыбе, о растительном масле (отрабатываемый звук «Р»). Если картинки прикреплены к кассе, ребенок произносит: Мама покупает рыбу, рулет, растительное масло. Если картинки прикреплены к сумке, ребенок произносит: Мама несет сумку с рулетом, рыбой, растительным маслом.

А какое же детство без загадок, особенно, если они придуманы совместно с мамой, да еще и способствуют развитию связной речи и обогащению словаря. Вот вам и загадка про солнце получилась!

Совместная игра «Составь загадку о солнце» (участники игры: родители и дети).

Цель: Развивать связную речь, фонематические процессы, умение выделять первый звук в слове, активизировать словарь.

На магнитной доске картинка солнце. Доска делится маркером прямой вертикальной линией на две части, а затем прямыми горизонтальными линиями на необходимое количество ячеек (необходимо привести пять горизонтальных линий, если дети придумали шесть слов-действий; провести семь линий, если придумали восемь слов-действий и т д.  Команда детей придумывает слова-действия, которые относятся к солнцу (греет, всходит, выходит, заходит, садится, светит, греет, печет, жарит, румянит, ласкает, ослепляет, сверкает, движется, скрывается, радует, лечит) и определяет первую букву в этих словах. А команда родителей записывает эти буквы в левые ячейки по порядку. Одновременно в правые ячейки родители заносят графическое изображение слов-предметов, относящихся к данным словам-действиям (к слову «греет» подходит слово «печка», так как она тоже греет. Аналогично подбираются и рисуются рисунки ко всем другим словам. Слова подбирают дети, а графические рисунки рисуют родители. В конце задания дети по очереди загадывают составленную загадку, с опорой на наглядную схему на доске. Получиться может так: Отгадайте, что греет, но не печка, ласкает, но не мама, сверкает, но не бриллиант?

И, конечно же, дети хотят унести с собой какой-то продукт собственной деятельности. Окончательным итогом наших творческих встреч всегда является совместное изготовление речевых игр, с которыми дети могут поиграть дома.

Изготовление развивающего логопедического пособия «Ротик»

Цель: Формирование качественно верных движений артикуляционного аппарата.

Совместно родители и дети вырезают из картона красный круг, который складывают пополам. По краю, с обеих сторон круга прикрепляют две полоски из белого пластилина, раскатанного колбаской. Затем слегка надрезают пластилин, в виде зубов. Из красного пластилина лепят язычок в форме, необходимой для произнесения заданного звука (можно предварительно слепить в виде чашечки). Язычок из пластилина прикрепляется к ротику. Форму язычка дети могут менять, вылепливая ее самостоятельно.

Подводя итоги, необходимо сказать, что просветительская работа логопеда, осуществляемая в рамках творческих встреч с родителями, многократно ускоряет темпы коррекционного процесса, делая его комфортным и конструктивным. Тесное общение между логопедом и родителями, их помощь друг другу – залог успешного развития и коррекции речи ребенка. 

Литература:1. Песня «Игра в снежки», слова и музыка Н. Вересокиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности сотрудничества педагогов ДОУ с родителями"

Данный материал направлен на урегулирование отношений между педагогами и родителями воспитанников....

Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов МДОУ с родителями ребёнка

Развитие модели образовательного учреждения-прогимназии в соответствии родителей, обеспечение высокого уровня педпроцесса: медицинского, культурно-досугово, правового, обслуживания детей и их семей...

Знакомство с музыкальными инструментами детей старшего дошкольного возраста через художественное творчество, сотрудничество педагогов, детей и родителей.

АктуальностьМузыкальные инструменты для детей всегда –чудесные, необыкновенно притягательные предметы.Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, а тот, кто играет на нем - почти волшебник...

Взаимодействие и сотрудничество педагогов,детей и родителей, через театрализацию экологической сказки "Белая козочка"

Взаимодействие и сотрудничество педагогов, детей и родителей, через театрализацию экологической сказки  «Белая козочка»  Актуальность проекта      *...

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ посредством организации активного сотрудничества педагогов, детей и родителей

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными о...

Семинар на тему: «Сотрудничество педагогов ДОУ с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС».

В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педаго...

Проектная деятельнлсть как инновационная технология сотрудничества учителя-логопеда с родителями учащихся

Представляю Вам свой опыт работы в по данной теме. Проектная деятельность в группе для детей с нарушениями речи реализуется на основе календарно-тематического планирования....