Мастер-класс на тему «Речь-музыка-движение»
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шитик Ольга Николаевна

Самое положительное и эффективное влияние на развитие речи оказывает музыка, а именно – ритм. Что же такое ритм? в чём он присутствует, что стимулирует? какое влияние оказывает на развитие речи. Вы можете узнать и применить в своей работе с детьми, а так же научить родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rech-muzyka-dvizhenie.docx24.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Библиотека педагога и родителя для развития ребёнка

Мастер-класс на тему «Речь-музыка-движение»

Составила: учитель-логопед Шитик О.Н.

Самое положительное и эффективное влияние на развитие речи оказывает музыка, а именно – ритм. Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. 
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего.

Ритм присутствует во всех движениях человека: в речи, в дыхании, передвижении.    

Ритм стимулирует работу мышц всего организма и правильной передаче сенсорной информации к мозгу человека.   

Ритм – это тоже музыка, создаваемая самим человеком, своя музыка организма.              

Развитие чувства ритма у детей способствует правильному развитию речи: как профилактике речевых нарушений, так и компенсации речевых недостатков.  Ритмические повторения помогает более легкому запоминанию, воспроизведению речью любого материала. Развиваются голосовые модуляции по силе и высоте, что способствует развитию интонаций в речи, выразительности, паузации. Во время пауз, развиваются мышцы диафрагмы, что способствует наибольшему поступлению кислорода в мозг, развиваются интеллектуальные способности ребенка, а так же лечит и предотвращает различные запинки в речи.

Развитием ритма должны заниматься не только музыкальные руководители, но и учителя-логопеды, воспитатели, инструкторы по физической культуре. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Педагог по физическому развитию должен следить за выполнением упражнений с четким ритмом при прыжках, беге, ходьбе, так как при этом хорошо работает дыхательная система. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Такого рода незамысловатые упражнения можно проводить в любое время суток как специально организованной деятельности, так и между занятиями, как физминутка, в режимных моментах.

Речевая игра с элементами массажа «С добрым утром!»
            О.Бурнашевской, В. Любодаровой

С добрым утром, глазки,         поглаживают веки

Вы проснулись?                       смотрят в бинокль

С добрым утром, ушки,            гладят уши

Вы проснулись?                       слушают

С добрым утром, ручки,           гладят руки

Вы проснулись?                        хлопают

С добрым утром, ножки,          гладят ноги

Вы проснулись?                       топают

С добрым утром, солнце,         поочерёдно поднимают руки вверх

Мы проснулись!                       руками наверху машут

  Пальчиковая + зрительная гимнастики «Зайчик»


Скачет зайка косой, -
указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить, глазами моргаем с силой сжимая и разжимая веки.


Под высокой сосной - 
ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлен, глазами водим вверх-вниз. 


Под другою сосной    -
ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены, глазами водим по сторонам.


Скачет зайчик другой - 
указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить, моргаем с силой сжимая и разжимая веки.

Педагог: Что же случилось с зайцем в лесу?   Я сейчас расскажу вам сказку про трусливого зайца.

  Сказка- шумелка  " Заяц в лесу".

Стоя за столами, у каждого ребёнка кусочек целлофана, палочки или деревянные ложки, кусочек ткани, стаканчик с водой, коктейльные трубочки.


Жил-был в лесу заяц – трусишка
( кисти рук на голове показываем ушки). Вышел однажды заяц из дома (шаги на месте тихие), а ёжик в кустах вдруг как зашуршит (берут целлофан и мнут в руках).

Испугался заяц и бежать (бег на месте).

Бежал-бежал и присел на пенек отдохнуть (присесть), а дятел на сосне как застучит (ложки или палочки стучат по столу).

Бросился заяц бежать (бег на месте).
Бежал-бежал, забежал в самую чащу, а там сова.
Как захлопает 
(хлопают натянутой тканью).

Побежал заяц из леса к речке (бег на месте).

На берегу речки лягушки сидели (кулачки прижать с двух сторон к голове).

Увидели они зайца и прыг в воду (через трубочки подуть в стаканчики с водой).

(кисти рук на голове показываем уши зайца) Заяц обрадовался и говорит: "А есть ещё в лесу звери, которые и меня, зайца боятся" -сказал так и смело поскакал обратно в лес (прыжки на месте с ушками).

Музыкальная игра «Здравствуйте, ладошки» (под любую музыку, главное, чтобы ребёнок слушал ее и его движения соответствовали ритму мелодии). Целесообразно для таких простых упражнений менять музыку.

- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!

Упражнение с палочками «Рыбка»    (выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)

Рыбка, рыбка,  - 2 раза стучим перед собой палочками
Вот                  -
передаем соседу справа 
Червяк        -  
берем другую палочку, переданную соседом слева
Откуси, хоть    -
2 раза стучим перед собой палочками 
Чуточку      - 
передаем соседу справа;

затем берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси     - 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак 
- передаем соседу справа берем другую палочку, переданную соседом слева

Попадусь    - 2 раза стучим перед собой палочками
На удочку -
передаем соседу справа берем другую палочку, переданную соседом слева
Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть.

Педагог: Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше.

Игра с палочками «НОЖКИ»

Палочками могут выступать и трёхгранные карандаши. В сочетании с развитием ритма развивается и умение держать правильно карандаш (захват тремя пальцами «клювик»)


Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - 
ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - 
ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! 
- удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - 
удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - 
удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - 
движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - 
ритмичные удары по полу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РЕЧЬ, МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ»

Консультация для педагогов...

Речь+музыка+движение=Логоритмика!

Статья ориентирована на учителей-логопедов и музыкальных руководителей, которые понимают важность грамотного взаимодейсвтия специалистов для успешной коррекции речевых нарушений у дошкльников. в стать...

Логоритмика: речь, музыка, движение

Тест на знание основ логоритмики разработан для студентов дефектологических факультетов, музыкальных руководителей и учителей-логопедов, работающих в группах для детей с ОНР и заиканием. Позволит опре...

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....

Мастер- класс для педагогов. Тема мастер-класса «Театрализованные игры в детском саду».

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду....