Речь+музыка+движение=Логоритмика!
календарно-тематическое планирование по логопедии по теме
Статья ориентирована на учителей-логопедов и музыкальных руководителей, которые понимают важность грамотного взаимодейсвтия специалистов для успешной коррекции речевых нарушений у дошкльников. в статье рассказывается о логоритмике. её целях и задачах, структуре занятий, приводится примерное календарное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_pedagogov_logoritmika.doc | 66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Успешное преодоление речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе от взаимодействия всех участников коррекционного процесса: родителей, воспитателей, специалистов детского сада.
Взаимодействие специалистов с логопедом сада может принимать самые разные формы: совместные занятия, досуги, праздники и развлечения, выездные мероприятия, разработка комплексной коррекционной программы, обмен данными по результатам диагностики и т.д.
В этой статье мы рассмотрим формы и структуру взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем и наиболее подробно поговорим о логоритмике.
Для эффективной коррекционно-развивающей работы можно порекомендовать следующие формы сотрудничества указанных специалистов:
- Обсуждение результатов диагностики в рамках педагогического консилиума;
- Перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта;
- Индивидуальная и подгрупповая работа музыкального руководителя с детьми коррекционной группы по запросу логопеда (просодическая сторона и темпо-ритмическая стороны речи);
- Индивидуальная и подгрупповая работа учителя-логопеда с детьми коррекционной группы по запросу музыкального руководителя (набор словаря, произносительная сторона речи, просодические компоненты);
- Использование сходного музыкального и лексико-грамматического материала на занятиях специалистов;
- Совместное написание сценариев к праздникам, досугам и развлечениям и адаптация речевого материала к речевым возможностям детей;
- Проведение логоритмических занятий.
Отметим, что проведение занятий по логоритмике – наиболее эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, не имеющая себе равных по результативности и положительной эмоциональной окраске.
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. Благодаря логоритмическим занятиям активизируется собственная речь ребёнка, улучшается фонематическое восприятие и музыкальный слух, развиваются просодическая и темпо-ритмическая стороны речи, автоматизируются поставленные звуки, расширяется и закрепляется словарь, улучшаются показатели психомоторного развития.
Основная цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся речевых нарушений у ребёнка.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование правильного дыхания;
- развитие способности ориентироваться в пространстве, коллективе, схеме собственного тела;
- выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие фонематического и музыкального слуха;
- развитие просодических компонентов речи;
- формирование навыка релаксации;
- развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
Занятия логоритмикой проводятся 1-2 раза в неделю в течение 20-25 минут во второй половине дня. Содержание занятий определяется изучаемыми лексической и фонетической темами, соответствующим грамматическим материалом, коррекционными потребностями детей. Все упражнения выполняются по подражанию и предварительно никакая часть занятия не выучивается.
Структура занятия может изменяться в зависимости от текущего педагогического момента, способностей и пожеланий детей, предпочтений педагогов, возможностей музыкального сопровождения и т.д.
Однако, чтобы логоритмика выполняла свою коррекционную функцию, в структуре занятия обязательно должны присутствовать следующие элементы:
- музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные упражнения;
- игры на развитие фонематического и музыкального слуха;
- пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимической и артикуляционной мускулатуры;
- оркестр, пение, музыкальные игры, танцы;
- релаксационная пауза.
Предлагаем примерное планирование работы в течение года, начиная с октября – к этому времени у детей заканчивается адаптационные период, а учитель-логопед завершает речевую диагностику и планирование коррекционной работы, что позволяет планировать последовательность введения речевого материала.
Календарно-тематический план работы с детьми 3-7 лет
№ недели | Месяц | Тема занятия, Лексическая тема. | Фонетическая тема |
1 | Октябрь | Путешествие в лес «Деревья» | (а) |
2 | Октябрь | Подарки огорода «Овощи» | (о) |
3 | Октябрь | В гости к Фруктоежке «Фрукты» | (э) |
4 | Октябрь | Здравствуй, белочка-соседка. «Грибы, ягоды» | (и) |
5 | Ноябрь | Золотая осень. «Осень » | (ы) |
6 | Ноябрь | Где же наши ручки? «Я и моё тело» | (м, м’) |
7 | Ноябрь | Магазин игрушек «Игрушки» | (н, н’) |
8 | Ноябрь | Семья и детский сад. «Моя семья» | (п, п’) |
9 | Декабрь | Зимний лес «Дикие животные» | (т, т’) |
10 | Декабрь | Ах, как весело зимой! «Зима, зимние забавы» | (к, к’) |
11 | Декабрь | Что такое доброта «Зимующие птицы» | (х, х’) |
12 | Декабрь | Новогодний оркестр «Новогодний праздник» | (ф, ф’) |
13 | Январь | Зайчик в гостях у ребят «Мебель» | (j) |
14 | Январь | Одеваемся зимой «Зимняя одежда и обувь» | Дифтонг (ё) |
15 | Январь | Идём с мамой в магазин «Продукты» | (л, л’) |
16 | Январь | Куда прячется время? «Дни недели» | (ч’) |
17 | Февраль | Птичий двор «Домашние птицы» | (щ’) |
18 | Февраль | Ферма «Домашние животные» | Дифтонг (е) |
19 | Февраль | С друзьями вокруг света «Мой город» | (д, д’) |
20 | Февраль | На страже Родины «День защитника Отечества» | (с, с’) |
21 | Март | Маму поздравляем «Мамин день» | (ц) |
22 | Март | Веселые поварята «Посуда» | Дифтонг (ю) |
23 | Март | Просыпайся, мир! «Весна» | (з, з’) |
24 | Март | На концерте «Музыкальные инструменты» | (ш) |
25 | Апрель | Кем быть? « Профессии» | (ж) |
26 | Апрель | Ловись, рыбка… «Рыбы» | (р, р’) |
27 | Апрель | Зачем нужен сапожник? «Обувь» | (б, б’) |
28 | Апрель | Мастер на все руки «Инструменты» | (г, г’) |
29 | Май | Пусть всегда будет солнце «День Победы» | Дифференциация звонких и глухих |
30 | Май | Мы едем, едем, едем… «Транспорт» | Дифференциация свистящих и шипящих |
31 | Май | Юные цветоводы «Цветы» | Дифференциация твёрдых и мягких |
32 | Май | Здравствуй, лето «Летний отдых» | Звуки и слова |
Заметим, что фонетические темы уместно вводить, начиная с 5-ти лет, а грамматический материал должен соответствовать не только лексической теме и но и особенностям речевых нарушений в группе.