Самоанализ учителя-логопеда
материал по логопедии
Самоанализ учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_professionalnoy_deyatelnosti_uchitelya-_logopeda_novyy.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональной деятельности
учителя- логопеда
Афониной Лилии Антольевны
За 2023/2024 у.г.
МБДОУ ясли-сад «Зернышко»
Комбинированного типа администрации
Г. Мариуполя
Я, имею два высших педагогических образования (одно по специальности
учитель-логопед , а второе учитель начальных классов, общий стаж педагогической деятельности – 16 лет. В данном учреждении работаю в должности учителя-логопеда 1год. Основная цель моей педагогической деятельности - оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 до 7 лет с фонетико-фонематическими нарушениями речи с ТНР и ЗРР а также создание равных стартовых возможностей для успешного обучения детей в школе.
Работа логопеда в логопедической группе компенсирующей направленности строится на основе перспективного и календарно-тематического планирования по развитию речи и коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ТНР.
Работа учителя-логопеда организовывается в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников. Непосредственно образовательная деятельность является основной формой коррекционного обучения и систематического развития всех компонентов речи.
Цели логопедической работы – создание благоприятных условий развития дошкольников; коррекция нарушений речевого развития и организация профилактики нарушений речи. Помощь в освоении детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении.
Я в своей работе опираюсь на основную образовательную программу детского сада, разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, и современные технологии (Филичевой Т.Б . и Г.В.Чиркиной, Нищевой Н.В. и др.). На их основе я реализую рабочую программу «Н.В.Нищева Образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР 3-7 лет»
Нарушение речи - достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным относятся органические нарушения речи (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным - функциональные (дислалия). Причины их возникновения весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. В современной дошкольной коррекционной работе по устранению звукопроизношения в дошкольном учреждении главным является правильная организация работы логопункта. Для решения цели моей профессиональной деятельности были определены следующие задачи:
- осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста;
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
- воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
- взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.
Ежегодное обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста поставило передо мной проблему: процент детей, имеющих речевые нарушения достаточно высок и продолжает расти. Наблюдается большой разрыв между количеством нуждающихся в логопедической помощи и количеством зачисленных на занятия. Логопедические занятия рассчитаны на 12-ти месячный срок обучения. Каждый выпущенный ребенок немедленно заменяется следующим. Учителю-логопеду необходимо так организовать коррекционный процесс, чтобы оказать эффективную логопедическую помощь как можно большему количеству детей. Поэтому ведущей целью своей логопедической работы считаю: создание оптимальных условий для преодоления речевых проблем, позволяющих максимально быстро добиваться положительных результатов.
В логопедической группе детского сада созданы все необходимые условия для организации логопедической работы. Кабинет оснащен современной и удобной мебелью: столами и стульчиками по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе; рабочей стенкой; настенным зеркалом и зеркалами для индивидуальной работы над звукопроизношением; магнитной доской; дидактическим материалом для эффективной коррекции речевых нарушений и самостоятельной речевой деятельности детей. Весь дидактический материал и оборудование сгруппировано и размещено по зонам деятельности, доступно и комфортно и для учителя – логопеда и для детей.
К сожалению, количество детей с речевыми расстройствами увеличивается. В младших группах растет число «неговорящих» детей. Актуальность проблемы обозначена тем что, чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. В нашем дошкольном учреждении воспитывается _86 детей, из них в 2023/2024 уч.г. в логопедическую группу было зачислено 12 детей с нарушениями речевого развития различной этиологии.С целью решения данной проблемы мною была построена система коррекционно-педагогической работы, которая органично вписалась в воспитательно - образовательный процесс.
Особое внимание я уделяю диагностической деятельности, результаты которой влияют на всю систему коррекционно-образовательного и воспитательного процессов. Для того, чтобы понять, проанализировать и в дальнейшем правильно спланировать работу с каждым ребенком, в зависимости от его личностных особенностей, я использую следующие методы диагностики: наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;
изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания; беседы с родителями и их анкетирование; специальные диагностические задания; изучение рекомендаций других специалистов (невропатолог, отоларинголог, психолог).
В процессе коррекционно-развивающей деятельности мною используются современные педагогические технологии:
- технология коррекции звукопроизношения Н.В.Нищевой,Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной –предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;
- игровые и компьютерные – помогают поддерживать устойчивое внимание и работоспособность, повышают речевую и познавательную активность детей-логопатов;
- педагогика сотрудничества – позволяет концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и потенциальные возможности. При использовании данной технологии появляется возможность с успехом внедрять в коррекционно-образовательный процесс проектную деятельность с детьми и родителями.
- индивидуализации обучения– дает возможность отслеживать динамику речевого развития каждого обучающегося и планировать коррекционную работу с учетом его возрастных и личностных особенностей.
- здоровьесберегающие, из которых в работе использую компенсаторно-нейтрализующие (методика пальцевого массажа) и стимулирующие
( сказкотерапия, пескотерапия, биоэнергопластика, приемы кинезиологических упражнений).
Применение данных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей, оптимизируют процесс коррекции и способствуют оздоровлению всего организма.
Взаимодействие с детьми носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые); игры (обучающие, познавательные, развивающие, продуктивные, сюжетные, ролевые, подвижные и т.д.); нетрадиционные занятия (логосказки, путешествия по песочной стране, с использованием ИКТ); интегрированные занятия в содружестве с музыкальным руководителем; логоритмика.
На любом занятии, независимо от формы, проводится работа по:
- развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- формированию пространственно - временных представлений;
- коррекции дефектного звукопроизношения;
- развитию фонематического слуха и фонематического восприятия;
- уточнению и расширению словарного запаса;
- усвоению грамматических категорий;
Все занятия проходят с соблюдением метода обучения произношению, который характеризуется как:
- аналитико-синтетический – позволяющий производить анализ и синтез элементов целого слова (слог, звук);
- концентрический – предусматривающий использование базовых звуков для постановки нарушенных;
- полисенсорный – предполагающий максимальное использование слуха, зрения, тактильно-вибрационных ощущений ребенка.
Воспитатели групп, ориентируясь на мои консультации, осуществляют контроль за соблюдением единого речевого режима как в процессе специально организованной образовательной деятельности, так и в процессе организации самостоятельной детской деятельности, играх. А музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпоритмическую сторону речи и способствует автоматизации звука посредством специально подобранных распевок, песен.
Организуя свою деятельность, я всегда опираюсь на основные принципы работы учителя - логопеда:
1. Учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип)
Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее.
2. Комплексность
При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов, ведь нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства.
3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода).
Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом.
4. Опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.
5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития.
В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы – максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.
6. Учет ведущей деятельности.
Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении.
7. Поэтапность.
Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
• диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции);
• коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков;
• оценка и контроль. Оцениваем динамику в обучении, проверяем отсутствие рецидивов.
8. Учет индивидуальных особенностей. Найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.
9. Тесное сотрудничество с родителями.
Что касается участия родителей в логопедическом процессе, то активность многих из них зачастую снижена. Это объясняется низким уровнем познания особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом длительность коррекционной работы увеличивается, а качество снижается, ведь такие родители равнодушны к проблемам детей и халатно относятся к выполнению рекомендаций логопеда. Чтобы избежать этих трудностей, а также учитывая потребности родителей, я активно работаю в этом направлении:
- выступаю на родительских собраниях;
- «Советы логопеда» размещаю информацию по проблемам речевого развития детей разного возраста; провожу видио-презентации, коллективные и индивидуальные консультации;
- привлекаю родителей к участию в конкурсах и совместных проектах;
- предлагаю раздаточный материал в виде буклетов «Играем и учимся» для домашних занятий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и лексико-грамматического строя речи.
Провожу консультативную работу : где рассказываю родителям о критериях речевой готовности ребенка к обучению грамоте, даю рекомендации по развитию звукового состава слова, обогащению словаря, развитию связной речи. По просьбам родителей провожу индивидуальное обследование ребенка и, по необходимости предоставляю необходимый речевой материал для самостоятельных занятий. Здесь родители узнают об особенностях речевого развития детей, получают информационные буклеты, где размещены упражнения для развития дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, упражнения на координацию речи и движения, а также рекомендации по профилактике речевых нарушений.
Такая работа позволяет педагогам объективно оценить логопедическую помощь в образовательном процессе, а родителям понять всю важность и необходимость устранения речевых проблем как можно раньше, чтобы избежать вторичных нарушений.
Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих.
Согласно построенной системе, вся работа организовывалась по следующим направлениям:
- диагностическая работа (обследование развития речи, состояния мелкой, общей и артикуляционной моторики; выявление уровня сформированности психических процессов);
- коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и подгрупповые занятия, речевые развлечения для детей);
- логопедическое просвещение (родительские собрания, лекции для сотрудников ДОУ, индивидуальные консультации для педагогов и родителей и др.).
Обследование речи детей детского сада провожу 2 раза в год (возраст от 4 до 7 лет) в мае и сентябре. Выявлялись дети, имеющие речевые нарушения, и дети, нуждающиеся в консультации узких специалистов (психолога, ортодонта, сурдолога, дефектолога, невропатолога) .
В процессе обследования речи детей были выявлены следующие нарушения:
Учебный год/ заключение | 2023 – 2024 сентябрь | 2023 – 2024 май |
ОНР | 35 | 30 |
ФФНР | 6 | 5 |
ФНР | 5 | 4 |
ЗРР | 4 | 3 |
На основании логопедического заключения, возрастных особенностей детей комплектую группы и подгруппы. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 12 месяцев. Бывают и такие случаи, когда в течение 12-ти месяцев дефект речи не исправляется из – за частой болезни ребенка, либо его длительное отсутствие в детском саду. В таких случаях ребенок еще раз направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию и логопедические занятия с ним продолжаются в следующем учебном году. Основными формами организации работы с детьми в логопедической группе являются индивидуальные занятия и с подгруппами (4-5 детей), различные виды игр. Продолжительность занятий колеблется от 15 до 20 минут в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей детей (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчинённых общей теме и задачам и включает в себя:
- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
- Постановка звуков разными способами;
- Автоматизация звуков в речи;
- Дифференциация звуков в речи;
- Обогащение словарного запаса.
Вся коррекционная работа проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием. Результаты отражаются в специальной речевой карте обследования. В своей работе использую следующие методы и приёмы: мультимидийные презентации по обогащению словарного запаса дошкольников, автоматизации и дифференциации звуков. Изготавливаю красочный и интересный дидактический материал - это и наглядный материал для обследования детей, предметные и сюжетные картинки, схемы и альбомы для работы над звукопроизношением.
Большую часть времени я уделяла детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет), индивидуальные занятия с ними проводились 3 раза в неделю. Работая с детьми данной возрастной группы, я выделила приоритетную цель – достижение максимально возможного уровня речевой готовности к школьному обучению. С детьми велась работа по коррекции звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя и связной речи. Особое внимание было уделено развитию коммуникативной функции речи. Поэтому в качестве методической темы мною была выбрана тема.
«Использование современных методов коррекции стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста»
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Всю коррекционную работу у детей со стертой формой дизартрии условно разделила на 6 этапов:
1 этап – нормализация моторики артикуляционного аппарата
2 этап - нормализация речевого дыхания
3 этап – нормализация просодики: темп,ритм.
4 этап – развитие фонематического слуха
5 этап – постановка и автоматизация, дифференциация звуков
6 этап – выроботка коммуникативных умений и навыков
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии на каждом из указанных этапов логопедического воздействия проводила следующим образом.
На первом этапе- в процессе специальных игровых упражнений у детей развивала способность узнавать и почувствовать артикуляционную позу с использованием различных анализаторных систем. Проводила пассивную гимнастику для мышц языка для создания положительных кинестезий в мышцах.
С детьми, у которых деятельность анализаторов не столь совершенна, сначала работала над уточнением и организацией слуховых восприятий вообще, готовила основу для специальной работы над развитием речевого слуха.
На протяжении всего второго этапа -учила детей правильному речевому дыханию, плавному целенаправленному выдоху. Использовала следующие игровые упражнения:
« Подуй на снежинку», « Забей мяч в ворота» « Подуй на кораблик» и т.д
На занятиях третьего этапа - дети учились различать слова по своему звуковому составу. Отстукивали или отхлопывали слоги. Проводились упражнения по произношению гласных звуков
а, э, и, о, у на твердой атаке. Пропевали гласные звуки о, э, и, о, у. Предлагалось детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А
На четвертом этапе развитие фонематического слуха, дети учились различать звуки, слова, близкие по звуковому составу. В начале брала слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные. Усложнения подобных игровых упражнений состояло в следующем. Детям предлагалось поднимать красный кружок, если логопед ошибся, и зеленый, если слово, по их мнению, произнесено, верно. Это требует от ребенка большей внимательности. Постепенно в течение этого периода дети овладели умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, взрывные, твердые и мягкие. Понятно, что в игре варьировался подбор слогов для названия и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом.
На пятом этапе- постановка автоматизация звуков и дифференциация звуков.
Проводилась постановка звуков различными способами: по подражанию, когда ребенок смотрит на лицо логопеда и повторяет артикуляционную позу. Смешанный способ, основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.
И механический способ основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.
Дифференциация звуков проводилась с
использованием тактильно – кинестетической стимуляции с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Это различные предметы с игольчатой поверхностью
( мыльницы, коврики, аппликаторы Кузнецовой) Дети при автоматизации или дифференциации звуков, поочередно производили нажимы пальцами рук об игольчатую поверхность, которая усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы.
На шестом этапе -это выроботка коммуникативных умений и навыков.
В качестве эффективных в этом направлении используют разные виды игр. Так как в игре развивается речь ребёнка, он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнёров по игре; в игре у ребёнка формируются нравственные нормы. Этическая сторона взаимоотношений отклик на плохое и хорошее. Игры, направленные на формирование коммуникативных умений и на закрепление, автоматизацию этих умений.Такие игры как «Давайте поздороваемся», «Комплименты», «Клубочек» создают непринужденную обстановку, помогает детям влиться в коллектив, развивает умение выслушивать мнение участников на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям.
Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова: надо, обязательно, заменив их на: давай поиграем. Стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это в комплексе создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям..
В индивидуальных тетрадях для детей , родители получают полную и доступную информацию по выполнению домашних заданий. Дополнительно описываю упражнения для закрепления у ребенка навыков «чистой» речи. В индивидуальных беседах довожу до родителей сведения об успехах их детей либо рассказываю о трудностях, которые встречаю в работе, и даю взрослым необходимые рекомендации.
В работе с воспитателями также все объясняю, консультирую по каждому ребенку.
Совместно с воспитателями логопедической группы мы используем сочетание традиционных и инновационных форм работы, это кинезиологические упражнения ,пескотерапия с интерактивной песочницей, биоэнергопластика, логоритмика и др.
Все это способствует повышению коррекционно-логопедической работы , что значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.
Все методы и формы работы которые я использую в своей работе ,показывают, что логопедическая работа проводилась эффективно, у воспитанников наблюдается значительное улучшение всех компонентов речевой системы. Мониторинг звукопрозношения по всем компонентам речи приложен в таблице, где видно что у всех детей наблюдается положительная динамика.
Совершенствование образовательного процесса невозможно без профессионально-личностного роста педагога. Информационное обеспечение моей деятельности находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала, журналов «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Дошкольная педагогика». Регулярно знакомлюсь с материалами, имеющимися в интернете. Оформлен паспорт кабинета. Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю на специально организованных курсах и семинарах, вебинарах.
За последние год мною подготовлены и проведены открытые мероприятия для педагогов и родителей, мастер – класс для родителей, открытое занятие для воспитателей дошкольного учреждения, где я делюсь опытом.
С учетом современных требований создала предметно-развивающую среду логопедического кабинета; методический и дидактический материал систематизирован по разделам и является коррекционно направленным.
Заключение
Анализируя и оценивая проделанную коррекционно-развивающую работу, можно сделать выводы, что цели и задачи, поставленные на 2023-2024 учебный год достигнуты и выполнены в полном объеме.
В 2024-2025 учебном году планирую продолжать целенаправленную и систематическую воспитательно-образовательную, коррекционную, развивающую работу с дошкольниками; пополнять РППС материалами и пособиями для игровой и познавательной деятельности и речевому развитию; разнообразить формы домашних заданий для повышения результативности логопедической работы; принять участие в инновационной деятельности, проектах, конкурсах, опубликовать опыт работы в сборниках научно-практических конференций, СМИ; организовать продуктивное взаимодействие с родителями, вовлекать их в воспитательно-образовательный процесс .Продолжать тесное взаимодействие с педагогами логопедической группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ работы учителя - логопеда
Задачи работы учителя - логопеда в МАДОУ;Содержание и структура работы учителя - логопеда;Содержание коррекционно - развивающей деятельности;Логопедический кабинет;Творческая лаборатория;Работа с роди...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда ДОУ
Предлагаемый самоанализ представляет не только опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, — попытку сопоставить опыт трех последних лет с траекто...
Самоанализ деятельности учителя-логопеда
МАДОУ № 13 "Ромашка" Мусиной Э.И....
Самоанализ работы учителя-логопеда за 2014-2015 учебный год
В своей презентации я раскрыла свою работу за прошедший учебный год по следующим направлениям:1.Коррекционно-просветительская работа с педагогами.2.Коррекционно-просветительская рабо...
Самоанализ деятельности учителя-логопеда
В статье проводится подробный анализ деятельности учителя-логопеда....
Самоанализ работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Самоанализ работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с ОНР за учебный год и планируемая работа на новый учебный год....
Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу»".
Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень»"...