Самоанализ деятельности учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии по теме
В статье проводится подробный анализ деятельности учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_deyat.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональной деятельности
учителя-логопеда Антоновой Анны Алексеевны
Окончив ТГПУ им. Л.Н. Толстого (специальность «коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)», очное отделение) в 2002 году, начала делать первые шаги на пути профессионального становления в должности учителя-логопеда. В данном дошкольном учреждении работаю с 2004 года. На тот момент в ДОУ были укомплектованы четыре возрастные группы детей, две из которых являлись компенсирующими (разновозрастная компенсирующая группа для детей младшего и среднего дошкольного возраста и разновозрастная компенсирующая группа для детей старшего дошкольного возраста – 5-6 и 6-7 лет). Основной контингент воспитанников компенсирующих групп – дети с задержкой психического развития в сочетании общим недоразвитием речи I - III уровня и различными сопутствующими нарушениями и вторичными отклонениями в развитии. В настоящее время в нашем детском саду реализуется модель инклюзивного образования, дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются в группах комбинированной направленности.
1. Насколько цель профессиональной деятельности учителя-логопеда согласуется с целями деятельности образовательного учреждения? К задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста относятся обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Это нашло свое отражение в определении цели деятельности учреждения, заключающейся в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации инклюзивного подхода в педагогическом процессе.
В ДОУ воспитываются дети с задержкой психического развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.
Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда - обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.
2. Какие важные проблемы удалось решить за период, прошедший после последней аттестации?
В период, прошедший после последней аттестации велась работа по следующим направлениям:
- повышение качества образования выпускников групп комбинированной направленности в части преодоления недостатков речевого развития;
- оптимизация интегративного взаимодействия специалистов образовательного учреждения по коррекции речевых нарушений у детей на основе активного общения, взаимодополнения, сотрудничества и сотворчества;
- расширение деловых и творческих контактов с коллегами, обобщение и распространение результатов работы, выступления на педагогических советах и родительских собраниях и другие формы деятельности.
Количественный рост детей с нарушением речи, усложнение речевых диагнозов, снижение уровня качества знаний по предметам гуманитарного цикла у детей, имеющих речевые отклонения, нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации в микро- и макросоциумах позволили позиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя-логопеда за указанный период - поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.
Анализ применяющихся на период начала работы по решению данных проблем форм, методов и приемов показал резервные возможности взаимодействия специалистов образовательного учреждения, которое должно не только декларироваться, но и реально осуществляться. Изучение теоретической литературы, диагностические методы и приемы, анализ данных, полученных в результате диагностики, позволили выстроить схему интегративного взаимодействия, установить меру личной ответственности всех участников, определить организационные связи между ними, создать атмосферу заинтересованности в результатах труда.
Результатами работы по вышеозначенной проблематике следует считать:
- выступления перед специалистами и воспитателями ДОУ;
- проведение консультаций для родителей, выступление на общих и групповых родительских собраниях.
3. Какова роль учителя-логопеда в реализации программы развития образовательного учреждения?
Программа развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного возраста предполагает решение задач по преемственности детского сада и школы, укреплению и развитию физического и психического здоровья, созданию основ коррекционно-развивающего взаимодействия «Взрослый - ребенок» с целью развития механизма компенсации нарушений у каждого ребенка. Мое участие, как учителя-логопеда, выразилось в принятии участия в разработке и реализации коррекционно-развивающего направления программы: составлении индивидуально-ориентированных образовательных маршрутов детей; принятие участия в организации работы комплексной психолого-педагогической поддержки.
4. Как учитываются образовательные потребности воспитанников в профессиональной деятельности?
Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разделить детей на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.
Учет образовательных потребностей детей реализую в рамках следующих направлений:
работа по развитию понимания речи; создание мотивации для развития речевых коммуникаций; формирование пространственных представлений и сенсомоторных навыков; коррекция нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слов; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза; уточнение и расширение словарного запаса; усвоение грамматических категорий; развитие связной речи; развитие психологической базы речи; воспитание осознанной и активной мотивации к учению; подготовка к обучению в школе.
Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.
5. Что делается для эффективного использования времени детей и собственного времени на занятиях и вне их? Какие технологии и приемы обучения используются в педагогической деятельности?
Эффективность использования времени детей и своего на занятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-возрастными особенностями детей. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются:
- определенный организационно-методический инструментарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде - игра);
- технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку;
- технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения;
- информационные технологии (О. И. Кукушкина, ПЛ. Гончарова и др.)
- развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская);
- адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде и др.).
Регулярно, в течение года, вне занятий организую индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов, выступления на методических объединениях и педагогических совещаниях, оформляю различные методические материалы в «Уголке учителя-логопеда» в соответствии с годовым планом работы.
6. Как организуется взаимодействие с детьми на занятиях и вне их?
Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктив-ные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные и т. д.), интегрированные занятия в содружестве с другими специалистами. Критерии, по которым формируется группа детей, могут быть различными, например, по возрастному принципу, уровню сформированное тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи в связи с автоматизацией одной и той же группы звуков. В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макро- и микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная, коррекционная, воспитательная, что является фактором успешнос-ти обучения и социализации детей.
7. Как оценивается уровень познавательного интереса обучающихся на занятиях? Что предпринимается для развития интереса к занятиям?
Уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий практически всегда стабильно высокий. Однако это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые. Сбор анамнестических данных, динамическое наблюдение, применение различных диагностических методик, позволяют выработать индивидуальный образовательный маршрут, провести при необходимости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах низшего уровня познавательного интереса тех или иных детей.
8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных воспитанников с отличающимися способностями или склонностями?
Ответить на этот вопрос хочется с учетом нескольких позиций. Проявляемые склонности и (или) способности к какому либо виду деятельности (изобразительной, конструктивной и др.) необходимо использовать с максимальной отдачей для решения коррекционно-развивающих задач. Например, склонность или способность ребенка к лепке позволяет решить задачи развития двигательно-моторного праксиса, тонко дифференцированных движений рук и соответственно подготовки их к письму, сенсорики, пополнения и обогащения словарного запаса, умения построения предложений по демонстрации действий, отработки грамматических категорий, автоматизации звукопроизношения, развития связной речи.
9. Какова динамика результативности по преподаваемому предмету?
С целью определения результативности работы учителя-логопеда проводится логопедическое обследование. Для проведения логопедического обследования была выстроена диагностическая модель, которая основана на взаимосвязи двух направлений – диагностического (выявления «зоны актуального развития») и прогностического (составление группой специалистов индивидуальной программы развития воспитанника – в соответствии с полученными результатами диагностики).
Обследование состояния уровня развития речи осуществляется в три этапа: сентябрь, январь, май. Обследование проводится по 9 направлениям: коммуникативно-речевые умения, лексическое развитие, грамматический строй языка, строение и моторика речевого аппарата, звукопроизносительная сторона речи, фонематический слух, слоговая структура и звуконаполняемость слов, навыки фонематического анализа и синтеза, связная речь. Оценка результатов проводится по 5-ти бальной системе.
Анализируя результаты логопедического обследования можно сделать вывод о том, что уровень развития речи в целом и по отдельным показателям на конец учебного года значительно выше, чем в начале учебного года.
10. Какие методы оценки деятельности воспитанников используются? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие воспитанников в оценке их учебной деятельности?
В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки: в форме эмоционального отношения; оценочного суждения (словесного поощрения и др.); отметки-символа («звездочки», «фишки» и т. п.).
Информация, полученная в результате оценки, выполняет стимулирующую функцию, является всесторонней. Привлечение воспитанников к участию в оценке их деятельности имеет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточняются те или иные знания, развиваются аналитическая деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.
Оценка обязательно должна быть объективной, справедливой, ясной и понятной для ребенка, содержать для него информацию о его успехах.
11. Как оцениваете уровень психологической атмосферы в группе детей? Какие меры предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?
Уровень психологической атмосферы в группе комфортный, у подавляющего большинства детей бодрое, жизнерадостное настроение. При проведении каких-либо мероприятий, связанных с соревновательными моментами, отмечаются сплоченность, чувство сопереживания за результат. С детьми, имеющими какие-либо особенности настроения, поведения, проводятся индивидуальная коррекционно-психологическая работа.
12. Формы взаимодействия с родителями: как сообщается информация о достижениях детей? Как учитываются мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и развития ребенка?
Конструктивное взаимодействие с родителями - один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Я использую различные формы работы с родителями: индивидуальная (беседы, консультации и рекомендации); информационно-практическая (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, дни открытых дверей, групповые открытые занятия с участием родителей); информационно-аналитическая (анкетирование и опросы); досуговая (праздники и конкурсы, а также тематические вечера).
Обязательно учитываются мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей, хотя приходится признать существование фактов, когда родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и их результатам работы по его преодолению.
13. Как оцениваете взаимоотношения с коллегами?
В нашем детском саду создана единая педагогическая среда. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, взаимодоверия, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами доброжелательно-тактичный, носит демократичный характер. Стараюсь не навязывать свое мнение, прислушиваюсь к мнению других. Относительно легко разрешаю проблемы и конфликты. Требовательна к себе. Делюсь своим опытом с коллегами и знакомлюсь с их опытом, их методическими находками. Не отказываю никому в помощи.
14. Как повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место занимает самообразование?
Динамично развивающаяся система образования требует от педагогов непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции. Этому способствуют следующие формы организации работы:
- самообразование (изучаю новинки педагогической литературы, периодические издания для педагогов и детей, вопросы психологии, слежу за теле-радио передачами для детей);
- посещаю курсы повышения квалификации при ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»: «Теория и методика коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья», 2011 и 2014 г.г.;
- использую обобщенный опыт педагогов ДОУ.
- принимаю участие в семинарах и педагогических советах ДОУ;
- принимаю участие в городских методических объединениях учителей-логопедов.
Тема по самообразованию «Использование современных информационных технологий в логопедической работе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ работы учителя - логопеда
Задачи работы учителя - логопеда в МАДОУ;Содержание и структура работы учителя - логопеда;Содержание коррекционно - развивающей деятельности;Логопедический кабинет;Творческая лаборатория;Работа с роди...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда ДОУ
Предлагаемый самоанализ представляет не только опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, — попытку сопоставить опыт трех последних лет с траекто...
Самоанализ деятельности учителя-логопеда
МАДОУ № 13 "Ромашка" Мусиной Э.И....
Самоанализ работы учителя-логопеда за 2014-2015 учебный год
В своей презентации я раскрыла свою работу за прошедший учебный год по следующим направлениям:1.Коррекционно-просветительская работа с педагогами.2.Коррекционно-просветительская рабо...
Самоанализ работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Самоанализ работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с ОНР за учебный год и планируемая работа на новый учебный год....
Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны
У детей имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. Неврологическая симптоматика проявляется, прежде всего, в двигательных р...
Самоанализ деятельности учителя-логопеда 2020-2021учебный год
Планирование лого-коррекционной работы осуществлялось на основе авторской программ обучения и воспитания детей с нарушениями речи «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная п...