Обучение грамоте - семинар
методическая разработка по логопедии
Работа с молодыми педагогами, с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_-_seminar.docx | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
П Л А Н И Р О В А Н И Е.
Учебный материал по подготовке к обучению грамоте делится на четыре периода. Планирование осуществляется согласно ФАОП, ФОП ДО, ФГОС
- Подготовительный.
- Изучение гласных букв.
- Основной период:
- Изучение согласных букв.
- Изучение букв « Я», « Е», « Е», «Ю».
- Изучение « Ь», « Ъ».
- Послебукварный период: повторение, закрепление знаний, умений, навыков; проверка навыков письма и чтения.
Материал может располагаться по-иному. Все будет зависеть от того, как сформируется система фонем у детей.
ПОМНИТЬ!
Обучение грамоте проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми.
Усвоение звука совпадает с усвоением буквы.
( ТЕТРАДИ: « Звуки и буквы»
« Гласные и согласные»
« Играем в слова»
«Делим слова на слоги»
«Читаем слова»
Для проведения НОД по подготовке детей к обучению чтению и письму необходимо иметь следующие пособия.
*Кассы букв: групповые и индивидуальные.
*Слоги. Таблички со словами, предложениями.
*Для письма печатными буквами используются тетради в крупную
клетку, карандаши трех цветов (красный, синий, зеленый), простой.
*Опоры- схемы из плотного материала.
- красные. Для обозначения гласного звука,
- синие. Для обозначения согласного твердого,
- зеленые. Для обозначения согласного мягкого,
- твердые слоги слияния,
- мягкие слоги слияния,
- с разным стечением согласных……….
Ж |
- звук в начале слова.
Ж |
- звук в середине слова,
Ж |
- звук в конце слова,
Ж | Ж |
- несколько одинаковых звуков в слове,
|
.-схема предложения,
*Элементы букв: ) ( / …….., *Таблица слогов ( прямых и обратных) *Лента букв – заполняется по мере знакомства с буквами. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НОВЫМИ ЗВУКАМИ И БУКВАМИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ ЗНАНИЙ.
* Установка места новой буквы в ряду букв.
* Характеристика звука, обозначение буквой.
* Обозначение буквами звуков.
* Угадывание букв по половинкам букв. Игра «Полубуковка».
* Чтение гласных, согласных. Алфавитное название букв.
* Составление слогов, слов с данной буквой ( в начале, середине, конце).
* Нахождение данной буквы в газетном тексте.
* Составление и чтение слогов по « ленте букв».
* Кроссворды. Ребусы. Перевертыши.
* Предметные картинки.
* Игры: « Какой буквы не хватает?»:
«Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Мастерская букв»,
«Заселите домики буквами», «Буква-озорница», «Угадай букву на ощупь», «Правильно - неправильно», «Занимательные модели»,
«Из одного слова - несколько», «Слоговое лото»……
* Разрезные слоги.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
- Организационный момент.
*Развивающие упражнения.
*Повторение.
2. Знакомство со звуками ( развитие фонематического восприятия,
анализа и синтеза).
*Подготовительная работа ( введение в тему).
*Выделение (узнавание) звука на фоне слога, слова.
3. Уточнение артикуляции звука. Характеристика звука.
4. Определение места звука в слове ( в начале, в середине, в конце),
определение количества, последовательности звуков в слоге,
звуков в слове. Слогов в слове, слов в предложении.
- Упражнение в произношении звуков в слогах, в словах,
в предложениях, чистоговорках, потешках, стихах, дифференциро-
вании звуков.
- Физкультминутка.
- Знакомство с буквами.
- Упражнение в чтении, составление слогов, слов, предложений
( из букв разрезной азбуки).
- Обобщение.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БУКВЕННОГО ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА
(УГАДЫВАНИЕ БУКВ)
- найти букву среди других букв: ВАДТА МОЛПВОКО
- назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными
линиями: Н П Т С ……..
- определить буквы написанные неправильно,
- обвести контуры букв:
- добавить недостающие элементы:
- выделить буквы наложенные друг на друга,
- уточнить пространственное расположение фигур и букв,
- развить зрительный анализ изображений и букв на составляющие элементы, их синтез, определение сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.(Приложение № 1
№ 1
- Найди фигуру, букву в ряду сходных ( ЛА, АД, ВР…..
- Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции:
- Сложить из палочек фигуру ( по образцу, по памяти…). Игра
«Мастерская форм».
- Сконструировать буквы печатного шрифта из элементов букв:
Г (Б), Ц (Щ), Е (Е), О (Р), К (Ж)……
- Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному. Второе представляет зеркальное изображение.
- Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
- Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по предъявлению. Игры: «Что изменилось?», «Найди ошибки»,
«Чего не хватает?».
Ь до Б, К до Ж, Р ДО В……
- Реконструировать букву, добавляя элемент:
Л - А, Д, К – Ж, З – В, Г – Б…….
- Реконструировать букву (добавляя элемент), изменяя
Пространственное расположение элементов букв: Р – Ь, Н – П, И – Н.
10.Определить различие сходных букв или фигур, состоящих из
одинаковых элементов, но различно расположенных в
пространстве: Р – Г, Г – Т, И – П, П – Н……
11.Определить различие сходных букв, отличающихся одним
Элементом: З – В. Р – В. Р – Ф…..
УСВОЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ БУКВ.
- Соотнести с какими-либо сходными предметами, изображениями:
О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной……
- Сопоставить печатную букву с рисунком:
Игры: «На что похожа буква?», «Комиксы»……
- Запомнить стихотворное описание буквы.
- Игры на узнавание букв.
- Загадки о буквах, сказки и приключения.
- Ощупывание рельефных букв (метод Монтессори,), игра
«Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь»…..
- Конструирование из элементов, лепка, срисовывание, вырезывание.
- Различение смешиваемых букв проводится в последовательности:
- дифференциация изолированных букв,
- букв в слогах,
- букв в словах,
- букв в предложениях,
- букв в тексте.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Проводится по следующему плану:
- Уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
- Выделение его на фоне слога.
- Определение места звука по отношению к другим (начало, середина, конец).
- Определение места звука по отношению к другим ( какой по счету звук, после какого звука призносится, перед каким звуком слышится в слове).
- Выделение звука из предложения, текста.
- Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
- Каждый звук соотносить с определенной буквой.
Определение количества, последовательности и места слов в предложении
( развитие языкового анализа и синтеза)
- придумать предложение по сюжетной картинке и определить
в нем количество слов,
- распространить предложение,
- составить графическую схему предложения и придумать по ней
другие предложения,
- определить место слов в предложении ( какое по счету указанное
слово),
- выделить предложение из текста с определенным количеством
слов,
РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
(ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...
Семинар - практикум для родителей Тема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте»
Семинар - практикум для родителейТема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте» Цель: вооружить родителей практическими приёмами звукового анализа слова, качественной характеристикой...
Семинар-практикум для педагогов по обучению грамоте и письму.Автор Дубгорн Ольга Андреевна-методист
Семинар-практикум по обучению грамоте и письму, в котором представлены задачи , уровни обучения дошкольников грамоте и письму, дидактические игры и задания для использования на занятиях....
Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...
Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.
В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....
Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.
В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....
Формирование правильной речи при обучении грамоте. Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Цель: Главное средство человеческого общения – речь. Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яр...