Обучение грамоте - семинар
методическая разработка по логопедии

Гераськина Людмила Владимировна

Работа с молодыми педагогами, с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_-_seminar.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

                            П Л А Н И Р О В А Н И Е.

Учебный материал по подготовке к обучению грамоте делится на четыре периода. Планирование осуществляется согласно  ФАОП, ФОП ДО, ФГОС

  1.   Подготовительный.
  2.   Изучение гласных букв.
  3.   Основной период:
  • Изучение согласных букв.
  • Изучение букв « Я», « Е», « Е», «Ю».
  • Изучение     « Ь», « Ъ».                                      
  1.   Послебукварный период: повторение, закрепление знаний,    умений, навыков; проверка навыков письма и чтения.

Материал может располагаться по-иному. Все будет зависеть от того, как сформируется система фонем у детей.

ПОМНИТЬ!

Обучение грамоте проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми.

Усвоение звука совпадает с усвоением буквы.

( ТЕТРАДИ: « Звуки и буквы»

                      « Гласные и согласные»

                      « Играем в слова»

                      «Делим слова на слоги»

                      «Читаем слова»

Для проведения НОД  по подготовке детей к обучению чтению и письму необходимо иметь следующие пособия.

*Кассы букв: групповые и индивидуальные.

*Слоги. Таблички со словами, предложениями.

*Для письма печатными буквами используются тетради в крупную

  клетку, карандаши трех цветов (красный, синий, зеленый), простой.

*Опоры- схемы из плотного материала.

  - красные. Для обозначения гласного звука,

  - синие.  Для обозначения согласного твердого,

  - зеленые. Для обозначения согласного мягкого,

  - твердые слоги слияния,

  - мягкие слоги слияния,

- с разным стечением согласных……….

Ж

- звук в начале слова.

Ж

- звук в середине слова,

Ж

- звук в конце слова,

Ж

Ж

- несколько одинаковых звуков в слове,

 

.-схема предложения,

*Элементы букв: )  (  / ……..,                                                                          *Таблица слогов ( прямых и обратных)                                                            *Лента букв – заполняется по мере знакомства с буквами.                        ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НОВЫМИ ЗВУКАМИ И   БУКВАМИ  И ЗАКРЕПЛЕНИИ ЗНАНИЙ.

*  Установка места новой буквы в ряду букв.

*  Характеристика звука, обозначение буквой.

*  Обозначение буквами звуков.

*  Угадывание букв по половинкам букв. Игра «Полубуковка».

*  Чтение гласных, согласных.  Алфавитное название букв.

*  Составление слогов, слов с данной буквой ( в начале, середине, конце).

*  Нахождение данной буквы в газетном тексте.

*  Составление и чтение слогов по « ленте букв».

*  Кроссворды. Ребусы. Перевертыши.

*  Предметные картинки.

*  Игры: « Какой буквы не хватает?»:

«Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Мастерская букв»,

«Заселите домики буквами», «Буква-озорница», «Угадай букву на ощупь», «Правильно - неправильно», «Занимательные модели»,

«Из одного слова - несколько», «Слоговое лото»……

*  Разрезные слоги.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

  1.  Организационный момент.

*Развивающие упражнения.

*Повторение.

     2.  Знакомство со звуками ( развитие фонематического восприятия,      

          анализа и синтеза).

           *Подготовительная работа ( введение в тему).

           *Выделение (узнавание) звука на фоне слога, слова.

     3.  Уточнение артикуляции звука. Характеристика звука.

     4.  Определение места звука в слове ( в начале, в середине, в конце),

          определение количества, последовательности звуков в слоге,

          звуков в слове. Слогов в слове, слов в предложении.

  1.  Упражнение в произношении звуков в слогах, в словах,

в предложениях, чистоговорках, потешках, стихах, дифференциро-

вании звуков.

  1.  Физкультминутка.
  2. Знакомство с буквами.
  3. Упражнение в чтении, составление слогов, слов, предложений

( из букв разрезной азбуки).

  1. Обобщение.

 
         

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БУКВЕННОГО ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА

                      (УГАДЫВАНИЕ БУКВ)

-  найти букву среди других букв:  ВАДТА        МОЛПВОКО

-  назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными    
  линиями
:     Н     П      Т    С   ……..

   

-  определить буквы написанные неправильно,

-  обвести контуры букв:

-  добавить недостающие элементы:

-  выделить буквы наложенные друг на друга,

-  уточнить пространственное расположение фигур и букв,        

-  развить зрительный анализ изображений и букв на составляющие элементы, их синтез, определение сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.(Приложение № 1    

№ 1                                                                                                                      

  1. Найди фигуру, букву в ряду сходных ( ЛА, АД,  ВР…..
  2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции:                                                

                                                                           

                                           

  1.  Сложить из палочек фигуру ( по образцу, по памяти…). Игра

«Мастерская форм».

  1.  Сконструировать буквы печатного шрифта из элементов букв:

Г (Б),   Ц (Щ),   Е (Е),    О (Р),   К (Ж)……

  1.  Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному. Второе представляет зеркальное изображение.
  2. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
  3. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по предъявлению. Игры: «Что изменилось?», «Найди ошибки»,

«Чего не хватает?».

Ь   до  Б,     К  до  Ж,  Р  ДО  В……

  1. Реконструировать букву, добавляя элемент:

      Л -  А, Д,      К – Ж,  З – В,  Г – Б…….

  1. Реконструировать букву (добавляя элемент), изменяя      

      Пространственное расположение элементов букв: Р – Ь, Н – П, И – Н.

  10.Определить различие сходных букв или фигур, состоящих из

        одинаковых элементов, но различно расположенных в

        пространстве: Р – Г, Г – Т, И – П, П – Н……

  11.Определить различие сходных букв, отличающихся одним

        Элементом:  З – В.  Р – В.  Р – Ф…..        

УСВОЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ БУКВ.

  1. Соотнести с какими-либо сходными предметами, изображениями:

О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной……

  1.  Сопоставить печатную букву с рисунком:

Игры: «На что похожа буква?», «Комиксы»……

  1.  Запомнить стихотворное описание буквы.

  1.  Игры на узнавание букв.

  1. Загадки о буквах, сказки и приключения.

  1. Ощупывание рельефных букв (метод Монтессори,), игра

«Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь»…..

  1. Конструирование из элементов, лепка, срисовывание, вырезывание.
  2. Различение смешиваемых букв проводится в последовательности:

- дифференциация изолированных букв,

- букв в слогах,

- букв в словах,

- букв в предложениях,

- букв в тексте.



  1.            

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Проводится по следующему плану:

  1. Уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
  2. Выделение его на фоне слога.
  3. Определение места звука по отношению к другим (начало, середина, конец).
  4. Определение места звука по отношению к другим ( какой по счету звук, после какого звука призносится, перед каким звуком слышится в слове).
  5. Выделение звука из предложения, текста.
  6. Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
  7. Каждый звук соотносить с определенной буквой.

Определение количества, последовательности и места слов в предложении

( развитие языкового анализа и синтеза)

         - придумать предложение по сюжетной картинке и определить

           в нем количество слов,

         -  распространить предложение,

         -  составить графическую схему предложения и придумать по ней

            другие предложения,

         -  определить место слов в предложении ( какое по счету указанное

            слово),

         -  выделить предложение из текста с определенным количеством

            слов,

РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

(ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Семинар - практикум для родителей Тема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте»

Семинар - практикум для родителейТема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте» Цель: вооружить родителей практическими приёмами звукового анализа слова, качественной характеристикой...

Семинар-практикум для педагогов по обучению грамоте и письму.Автор Дубгорн Ольга Андреевна-методист

Семинар-практикум по обучению грамоте и письму, в котором представлены задачи , уровни обучения дошкольников грамоте и письму, дидактические игры и задания для использования на занятиях....

Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Формирование правильной речи при обучении грамоте. Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Цель: Главное средство человеческого общения – речь. Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яр...