Формирование правильной речи при обучении грамоте. Семинар-практикум для педагогов ДОУ
материал (подготовительная группа)

Тарасенко Валентина Николаевна

Цель: Главное средство человеческого общения – речь. Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить, вступать в речевое общение. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее он психически развивается.                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

 

Формирование правильной речи при обучении грамоте.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

                                                                                          Подготовила воспитатель:

                                                                      Тарасенко В.Н.

 

Цель:    Главное средство человеческого общения – речь.  Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить, вступать в речевое общение. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее он психически развивается.                          

Задачи:

  • Углублять и обобщать знания педагогов по вопросам развития речи и обучения грамоте дошкольников;
  • Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе, объединенном одной задачей;
  • Проверять уровень профессионально-педагогических умений и педагогической интуиции воспитателей;
  • Вызывать интерес к здоровому соперничеству.

Форма проведения: организационно-деятельностная игра «Счастливый случай».

Условия проведения: участвуют две команды педагогов. Жюри, в состав которого входят заведующий, педагог-психолог и наиболее опытные педагоги, оценивает все конкурсы по пятибалльной системе, заполняет соответствующие протоколы.

Оборудование. Эмблемы команд «Знайки», «Умки»; фломастеры, конверты с заданиями, скороговорки; призы участникам.

Ведущий 1. Главное средство человеческого общения – речь.  Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить, вступать в речевое общение. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее он психически развивается. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его сверстниками и взрослыми. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

С приходом ребенка в школу его речь начинает активно развиваться. В первом классе практически на основе использования разговорных навыков, дети учатся читать, овладевают опытом связного рассказа, заучивают наизусть стихотворные строчки и правила.

Ведущий 2. Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, формирующейся в процессе освоения системы знания в той или иной области. Уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть системой знаний, являющихся основой для изучения школьных предметов в перспективе.  В связи с этим мы будем рассматривать обучение  дошкольника чтению как закладывающийся фундамент  будущей грамотности человека. Следовательно, обучение чтению – это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающее средства языка. Чтобы успешно решалась задача обучения детей грамоте, воспитатели, прежде всего, должны вооружиться теоретическим багажом в области языкознания: знать фонологическую систему русского языка, психические возможности каждого ребенка, а также  методику работы с детьми по разделу      « развитие речи».

 Итак, мы начинаем игру.

ПЕРВЫЙ ГЕЙМ

«Гонка за лидером»

Командам предлагаются карточки с вопросами, на которые они должны дать четкий ответ. Время на обдумывание -1 мин.   Оценивается правильность и лаконичность  ответа.

Вопросы:

  • В языкознании и психологии разработано учение о функциях языка. Назовите три основные его функции.
  • Назовите основные задачи формирования правильной устной речи  соответствующие основным компонентам языка и речи.
  • Как определял задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте К.Д. Ушинский?
  • В чем заключается звуковой метод обучения грамоте, созданный Д.Б. Элькониным?
  • Какой должна быть книга для детей, только приступающих к самостоятельному чтению?
  • Какие требования предъявляются к материалам, используемым для обучения детей звуковому анализу слова?
  • Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным  положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.
  • Использование в обучение детей дидактических игр, художественного слова,  поговорок, стихов позволяет вызвать интерес к занятиям, сделать их наиболее яркими, а предлагаемый материал,  более запоминающимся.

ВТОРОЙ ГЕЙМ.

«Эрудиты»

Командам дается возможность показать свою эрудицию в вопросах русского языка, педагогики  и психологии, методики развития речи. В течение 1-2 минут команды отвечают на вопросы. Оценивается количество  правильных ответов.

Вопросы первой команде:

  • Основная лексическая единица, выражающая понятие.
  • Наука о душе.
  • Речь одного человека.
  • Признак, присущий от рождения.
  • Партнер в диалоге.
  • Графический код устной речи.
  • Слова, одинаковые по звучанию.
  • Способность мыслить и действовать без посторонней помощи.
  • Внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.
  • Целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему знаний, умений и навыков.
  • Автор сказки « Гадкий утенок».
  • Целенаправленное развитие ощущение и восприятия.
  • Способы работы педагога, с помощью которых достигает усвоение детьми знаний, умений, навыков.
  • Основной вид деятельности дошкольников.

Вопросы второй команде:

  • Наука о воспитании.
  • Врожденная форма поведения.
  • Разговор двух или нескольких лиц.
  • Минимальная нечленимая речевая единица.
  • Краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде.
  • Слова с противоположным значением.
  • Беззвучная речь, речь «про себя», «для себя».
  • Автор сказки « Красная шапочка»
  • Следование поведению другого.
  • Запас слов, которые не применяются в собственной речи, но которые понимаются, когда человек слушает других.
  • Привыкания организма к новым условиям.
  • Перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь.
  • Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действие на основе полученных знаний.
  • Основная форма обучения детей в детском саду.

ТРЕТИЙ ГЕЙМ.

«Узнай пословицу по её перевертышу»

Ведущий: В русском языке существует много распространённых пословиц и поговорок. Например: "Книгу прочитал - умнее стал" или "Маленький да удаленький". Сумеете ли вы узнать пословицу по её "перевертышу", т.е. в том варианте, когда каждое её слово заменено противоположным по значению.

  • С зайцами умирать - не по-заячьи хихикать
  • (С волками жить, по-волчьи выть).
  • С ленью утопишь мясо в реке
  • (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).- Под луной холодно, от папы зло
  • (При солнышке тепло, при матери добро).
  • Большая кошечка от молодости котенок
  • (Маленькая собачка до старости щенок).
  • Зверь зверю враг и сестра
  • (Человек человеку друг и брат).

ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ.

"Торопясь - не ошибись"

Вопросы для первой команды:

  • Должностное лицо, руководящее детским садом (Заведующий).
  • Мать отца или матери (Бабушка).
  • Женщина по отношению к своему ребенку (Мать).
  • Отец и мать ребенка (Родители).
  • Какие наказания не допустимы? (Телесные).
  • Шоколадное яйцо (Киндер-сюрприз).

Вопросы для второй команды:

  • Детсадовский "Айболит" (Медсестра).
  • Помощник воспитателя (Няня).
  • Группа живущих вместе родственников (Семья).
  • Мужчина по отношению к своему ребенку (Отец).
  • Маленький доносчик (Ябеда).
  • Сбор родителей для решения педагогических проблем (Родительское собрание).

 Подводятся итоги конкурса.

ПЯТЫЙ ГЕЙМ

«Скороговорщики»

Капитаны команд вытягивают конверты, в которых написано по одной скороговорке. (Выбирается один член команды).

  • Ящерка на ящике яблоки на ярмарку в ящике везла.
  • Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки
  • От топота копыт пыль по полю летит.

Подводятся итоги конкурса.

"Ель"

Ведущий предлагает вспомнить слова, в окончании которых есть слово "ель". Победителем становится команда, которая назовет больше слов.

Подводятся итоги конкурса.

ШЕСТОЙ   ГЕЙМ

"Загадки - шутки"

Ведущий: Существуют такие вопросы, ответы на которые надо давать, подумывая, прежде всего о подвохе, скрывающемся в каждом из них. Большинство из них представляет собой очередное упражнение на сообразительность, связанное с особенностями русского языка.

Вопросы для первой команды:

  • Что стоит посредине земли? (Буква "М").
  • Каких камней вы не найдете в море? (Сухих).
  • Что находится в начале книги? (Буква "К").
  • Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя).
  • Как можно снять колесо за одну секунду? (Фотоаппаратом).
  • Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного).
  • Чем заканчивается всё? (Буквой "Ё").

Вопросы для второй команды:

  • Чем кончается лето и начинается осень? ( Буквой "О").
  • Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? (Морской).
  • Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква "Ц").
  • Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой).
  • Что находится в середине капусты? (Буква "У").
  • Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в неё бросают? (Взгляд).
  • Какой город летает? (Орёл).

 Подводятся итоги конкурса.

СЕДЬМОЙ  ГЕЙМ

 « Рекламное агентство ДОУ представляет…»

Команды представляют дидактическую игру, которую можно использовать на занятии по обучению грамоте. Игра оценивается по следующим пунктам:

  • Соответствие содержания возрасту детей;
  • наличие правила;
  • эстетика оформления;
  • умение педагогов интересно преподнести ее детям.

Ведущий 1. Воспитатель для детей – тот человек, который связывает их с удивительным многообразием окружающего. Он умело переводит с языка взрослых на язык детей то, с чем они соприкасаются, и тем самым делает для них недоступное доступным, непонятное осмысленным.

Ведущий 2.  А чтобы отвечать на сто тысяч детских «почему?», воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, о том, что есть нового в педагогической науке, разбираться в вопросах педагогике и психологии, интересоваться литературой, искусством.

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра, со всеми заданиями вы справились. Кто же победитель? (Жюри объявляет команду победительницу, проводится награждение). Пожмите друг другу руки и подарите свои улыбки.

Ответы на вопросы семинара

Первый гейм « Гонка за лидерством»

Основные функции языка:

  • Коммуникативная;
  • Язык-орудие познания;
  • Язык-орудие интеллектуальной деятельности, решения мыслительных задач. Развитие словаря; формирование грамматического строя речи; воспитание звуковой культуры речи; формирование разговорной (диалогической речи); обучение рассказыванию (связная речь); подготовка к обучению грамоте; чтение художественной литературы.
  • Приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух - к нахождению отдельных звуков в словах, язык - к отчетливому произношению звуков.
  • Приучать детей к тому,  чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова.
  • Упражнять все способности ребенка, возбуждать его самодеятельность.
  • Чтение – есть воссоздание звуковой форы слова на основе его графического изображения, а звуковые форы слова – это определенная организация звуков в их временной последовательности. Занятия должны обеспечивать детям возможность производить предметно-материальные действия звукового анализа слов и одновременно позволять устанавливать основные отношения, характеризующие звуковую форму слова.
  • С небольшим количеством текста, крупным шрифтом, яркими картинками.
  • Все звуки в слове должны быть слышны, не следует брать для анализа слов  с непроизносимыми звуками, двойными звуками, обозначающимися одной буквой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.

Коррекционно-образовательные.  Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...

Семинар-практикум для родителей ДОУ "Формирование готовности детей к обучению грамоте"

Семинар - практикум для родителей старшей группы "Формирование готовности детей к обучению грамоте"...

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

Алгоритм проведения занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте

В статье сформулированы требования к проведению логопедического занятия, а так же подбору речевого материала. Приведена примерная структура фронтального занятия по формированию правильного звукопроизн...

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте.

Количе-ство занятийТемаРазвитие фонематических процессовРабота с буквойРабота над предложением...

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

Перспективное  планирование  фронтальных  занятий  по  формированию  правильного  звукопроизношения  и  обучению  грамоте  детей  с  об...