Формирование правильной речи при обучении грамоте. Семинар-практикум для педагогов ДОУ
материал (подготовительная группа)
Цель: Главное средство человеческого общения – речь. Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить, вступать в речевое общение. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее он психически развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
Формирование правильной речи при обучении грамоте.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Подготовила воспитатель:
Тарасенко В.Н.
Цель: Главное средство человеческого общения – речь. Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить, вступать в речевое общение. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее он психически развивается.
Задачи:
- Углублять и обобщать знания педагогов по вопросам развития речи и обучения грамоте дошкольников;
- Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе, объединенном одной задачей;
- Проверять уровень профессионально-педагогических умений и педагогической интуиции воспитателей;
- Вызывать интерес к здоровому соперничеству.
Форма проведения: организационно-деятельностная игра «Счастливый случай».
Условия проведения: участвуют две команды педагогов. Жюри, в состав которого входят заведующий, педагог-психолог и наиболее опытные педагоги, оценивает все конкурсы по пятибалльной системе, заполняет соответствующие протоколы.
Оборудование. Эмблемы команд «Знайки», «Умки»; фломастеры, конверты с заданиями, скороговорки; призы участникам.
Ведущий 1. Главное средство человеческого общения – речь. Речь - не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить, вступать в речевое общение. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее он психически развивается. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его сверстниками и взрослыми. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.
С приходом ребенка в школу его речь начинает активно развиваться. В первом классе практически на основе использования разговорных навыков, дети учатся читать, овладевают опытом связного рассказа, заучивают наизусть стихотворные строчки и правила.
Ведущий 2. Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, формирующейся в процессе освоения системы знания в той или иной области. Уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть системой знаний, являющихся основой для изучения школьных предметов в перспективе. В связи с этим мы будем рассматривать обучение дошкольника чтению как закладывающийся фундамент будущей грамотности человека. Следовательно, обучение чтению – это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающее средства языка. Чтобы успешно решалась задача обучения детей грамоте, воспитатели, прежде всего, должны вооружиться теоретическим багажом в области языкознания: знать фонологическую систему русского языка, психические возможности каждого ребенка, а также методику работы с детьми по разделу « развитие речи».
Итак, мы начинаем игру.
ПЕРВЫЙ ГЕЙМ
«Гонка за лидером»
Командам предлагаются карточки с вопросами, на которые они должны дать четкий ответ. Время на обдумывание -1 мин. Оценивается правильность и лаконичность ответа.
Вопросы:
- В языкознании и психологии разработано учение о функциях языка. Назовите три основные его функции.
- Назовите основные задачи формирования правильной устной речи соответствующие основным компонентам языка и речи.
- Как определял задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте К.Д. Ушинский?
- В чем заключается звуковой метод обучения грамоте, созданный Д.Б. Элькониным?
- Какой должна быть книга для детей, только приступающих к самостоятельному чтению?
- Какие требования предъявляются к материалам, используемым для обучения детей звуковому анализу слова?
- Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.
- Использование в обучение детей дидактических игр, художественного слова, поговорок, стихов позволяет вызвать интерес к занятиям, сделать их наиболее яркими, а предлагаемый материал, более запоминающимся.
ВТОРОЙ ГЕЙМ.
«Эрудиты»
Командам дается возможность показать свою эрудицию в вопросах русского языка, педагогики и психологии, методики развития речи. В течение 1-2 минут команды отвечают на вопросы. Оценивается количество правильных ответов.
Вопросы первой команде:
- Основная лексическая единица, выражающая понятие.
- Наука о душе.
- Речь одного человека.
- Признак, присущий от рождения.
- Партнер в диалоге.
- Графический код устной речи.
- Слова, одинаковые по звучанию.
- Способность мыслить и действовать без посторонней помощи.
- Внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.
- Целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему знаний, умений и навыков.
- Автор сказки « Гадкий утенок».
- Целенаправленное развитие ощущение и восприятия.
- Способы работы педагога, с помощью которых достигает усвоение детьми знаний, умений, навыков.
- Основной вид деятельности дошкольников.
Вопросы второй команде:
- Наука о воспитании.
- Врожденная форма поведения.
- Разговор двух или нескольких лиц.
- Минимальная нечленимая речевая единица.
- Краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде.
- Слова с противоположным значением.
- Беззвучная речь, речь «про себя», «для себя».
- Автор сказки « Красная шапочка»
- Следование поведению другого.
- Запас слов, которые не применяются в собственной речи, но которые понимаются, когда человек слушает других.
- Привыкания организма к новым условиям.
- Перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь.
- Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действие на основе полученных знаний.
- Основная форма обучения детей в детском саду.
ТРЕТИЙ ГЕЙМ.
«Узнай пословицу по её перевертышу»
Ведущий: В русском языке существует много распространённых пословиц и поговорок. Например: "Книгу прочитал - умнее стал" или "Маленький да удаленький". Сумеете ли вы узнать пословицу по её "перевертышу", т.е. в том варианте, когда каждое её слово заменено противоположным по значению.
- С зайцами умирать - не по-заячьи хихикать
- (С волками жить, по-волчьи выть).
- С ленью утопишь мясо в реке
- (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).- Под луной холодно, от папы зло
- (При солнышке тепло, при матери добро).
- Большая кошечка от молодости котенок
- (Маленькая собачка до старости щенок).
- Зверь зверю враг и сестра
- (Человек человеку друг и брат).
ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ.
"Торопясь - не ошибись"
Вопросы для первой команды:
- Должностное лицо, руководящее детским садом (Заведующий).
- Мать отца или матери (Бабушка).
- Женщина по отношению к своему ребенку (Мать).
- Отец и мать ребенка (Родители).
- Какие наказания не допустимы? (Телесные).
- Шоколадное яйцо (Киндер-сюрприз).
Вопросы для второй команды:
- Детсадовский "Айболит" (Медсестра).
- Помощник воспитателя (Няня).
- Группа живущих вместе родственников (Семья).
- Мужчина по отношению к своему ребенку (Отец).
- Маленький доносчик (Ябеда).
- Сбор родителей для решения педагогических проблем (Родительское собрание).
Подводятся итоги конкурса.
ПЯТЫЙ ГЕЙМ
«Скороговорщики»
Капитаны команд вытягивают конверты, в которых написано по одной скороговорке. (Выбирается один член команды).
- Ящерка на ящике яблоки на ярмарку в ящике везла.
- Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки
- От топота копыт пыль по полю летит.
Подводятся итоги конкурса.
"Ель"
Ведущий предлагает вспомнить слова, в окончании которых есть слово "ель". Победителем становится команда, которая назовет больше слов.
Подводятся итоги конкурса.
ШЕСТОЙ ГЕЙМ
"Загадки - шутки"
Ведущий: Существуют такие вопросы, ответы на которые надо давать, подумывая, прежде всего о подвохе, скрывающемся в каждом из них. Большинство из них представляет собой очередное упражнение на сообразительность, связанное с особенностями русского языка.
Вопросы для первой команды:
- Что стоит посредине земли? (Буква "М").
- Каких камней вы не найдете в море? (Сухих).
- Что находится в начале книги? (Буква "К").
- Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя).
- Как можно снять колесо за одну секунду? (Фотоаппаратом).
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного).
- Чем заканчивается всё? (Буквой "Ё").
Вопросы для второй команды:
- Чем кончается лето и начинается осень? ( Буквой "О").
- Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? (Морской).
- Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква "Ц").
- Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой).
- Что находится в середине капусты? (Буква "У").
- Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в неё бросают? (Взгляд).
- Какой город летает? (Орёл).
Подводятся итоги конкурса.
СЕДЬМОЙ ГЕЙМ
« Рекламное агентство ДОУ представляет…»
Команды представляют дидактическую игру, которую можно использовать на занятии по обучению грамоте. Игра оценивается по следующим пунктам:
- Соответствие содержания возрасту детей;
- наличие правила;
- эстетика оформления;
- умение педагогов интересно преподнести ее детям.
Ведущий 1. Воспитатель для детей – тот человек, который связывает их с удивительным многообразием окружающего. Он умело переводит с языка взрослых на язык детей то, с чем они соприкасаются, и тем самым делает для них недоступное доступным, непонятное осмысленным.
Ведущий 2. А чтобы отвечать на сто тысяч детских «почему?», воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, о том, что есть нового в педагогической науке, разбираться в вопросах педагогике и психологии, интересоваться литературой, искусством.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра, со всеми заданиями вы справились. Кто же победитель? (Жюри объявляет команду победительницу, проводится награждение). Пожмите друг другу руки и подарите свои улыбки.
Ответы на вопросы семинара
Первый гейм « Гонка за лидерством»
Основные функции языка:
- Коммуникативная;
- Язык-орудие познания;
- Язык-орудие интеллектуальной деятельности, решения мыслительных задач. Развитие словаря; формирование грамматического строя речи; воспитание звуковой культуры речи; формирование разговорной (диалогической речи); обучение рассказыванию (связная речь); подготовка к обучению грамоте; чтение художественной литературы.
- Приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух - к нахождению отдельных звуков в словах, язык - к отчетливому произношению звуков.
- Приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова.
- Упражнять все способности ребенка, возбуждать его самодеятельность.
- Чтение – есть воссоздание звуковой форы слова на основе его графического изображения, а звуковые форы слова – это определенная организация звуков в их временной последовательности. Занятия должны обеспечивать детям возможность производить предметно-материальные действия звукового анализа слов и одновременно позволять устанавливать основные отношения, характеризующие звуковую форму слова.
- С небольшим количеством текста, крупным шрифтом, яркими картинками.
- Все звуки в слове должны быть слышны, не следует брать для анализа слов с непроизносимыми звуками, двойными звуками, обозначающимися одной буквой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.
Коррекционно-образовательные. Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...
Семинар-практикум для родителей ДОУ "Формирование готовности детей к обучению грамоте"
Семинар - практикум для родителей старшей группы "Формирование готовности детей к обучению грамоте"...
Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»
Тема: «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах; различать звонкие и глухие согласные; опреде...
Алгоритм проведения занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте
В статье сформулированы требования к проведению логопедического занятия, а так же подбору речевого материала. Приведена примерная структура фронтального занятия по формированию правильного звукопроизн...
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной группе
Звук Р- Рь. Буква Р...
Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте.
Количе-ство занятийТемаРазвитие фонематических процессовРабота с буквойРабота над предложением...
Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с об...