Что такое общее недоразвитие речи
консультация по логопедии

Михайловская Елена Олеговна
Представлены уровни речевого развития. Раскрыты особенности нарушений у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_obshchee_nedorazvitie_rechi-1.docx13.15 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое общее недоразвитие речи

     Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).

     ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с выраженными проявлениями  фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Выделяют четыре уровня речевого развития (Т.Б.Филичева).

     Первый уровень речевого развития характеризуется полным отсутствием словесных средств общения или ограниченным их развитием. Активный словарь состоит из небольшого количества лепетных слов, звукоподражаний,  звукокомплексов. Широко используются жесты, мимика. Слова и их заменители употребляются  для обозначения лишь конкретных предметов и действий, они используются в самых разных значениях. Одним и тем же словом могут называться разные предметы, имеющие сходство частных признаков. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, отсутствуют звуки, требующие верхнего подъёма языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слова.

     На втором уровне речевого развития появляется фразовая речь. Фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Отмечаются ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Предлоги смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко. Словарь остаётся ограниченным. Звукопроизносительная сторона речи остаётся несформированной. Отмечаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов: упрощения, перестановки слогов и звуков, замены. Наблюдается недостаточность фонематического восприятия. Связная речь недостаточно сформирована. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми явлениями окружающего мира, используя простые нераспространённые предложения.

     Третий уровень речевого развития характеризуется появлением обиходной речи. Отмечаются нарушения произношения звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков, трудности фонематического анализа и синтеза, нарушения слоговой структуры слов. Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто пропускают предлоги. У детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа существительных. Допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные, неправильное согласование прилагательных в роде, числе, падеже.  Отмечаются ошибки в словообразовании. Активный словарь ограничен. Преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих признаки, состояния предметов, затруднён подбор однокоренных слов. Связная речь недостаточно сформирована.

     Четвёртый уровень речевого развития характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны нарушения слоговой структуры слов. Недостаточная внятность речи и нечёткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Отмечаются ошибки при употреблении суффиксов, образовании сложных слов. Ребёнок испытывает затруднения при планировании высказывания, отборе соответствующих языковых средств. Трудность для детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

     Дети с ОНР имеют особенности развития психических процессов. У них отмечаются неустойчивость внимания, снижение памяти, отставания в развитии словесно-логического мышления. Данные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Дети отличаются быстрой утомляемостью, повышенной истощаемостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое общее недоразвитие речи?

Все чаще родители после обследования ребенка у логопеда сталкиваются с заключением: «общее недоразвитие речи». Несмотря на то, что звучит это неприятно, паниковать не ст...

Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)? Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист." Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама.Что же характерно для нарушения фонематического слуха Ребенок не сразу г...

Что такое общее недоразвитие речи?

Стендовая консультация для родителей...

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

консультация. Что такое общее недоразвитие речи.Содержит материал в котором раскрыты четыри уровня нарушения речи.Признаки нарушения речи на каждый уровень....

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется мы и рассмотрим подробно в данной статье....

Родительское собрание "Что такое Общее недоразвитие речи?"

Презентация содержит информацию о причинах нарушений речи, о проявлениях общего недоразвития речи....

Консультация учителя-логопеда для родителей. " Что такое общее недоразвитие речи ОНР?"

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, отн...