Что такое общее недоразвитие речи?
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское
Стендовая консультация для родителей
ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ?
Подготовил
по материалам сети Интернет:
Учитель-логопед,
Табакова Е.В.
Всё чаще и чаще родители, дети которых в том или ином возрасте не начинают разговаривать, в то время как их ровесники болтают уже, начинают бить тревогу. Сразу возникает вопрос у таких родителей: «Почему мой ребенок не говорит?» Иногда такая тревога может быть необоснованная, потому что каждый ребенок имеет свое индивидуальное речевое развитие и, возможно, ребенок заговорит чуть позже «соседского» ребенка, если нет другой серьезной патологии. Но консультация логопеда, тем не менее, необходима!
Чаще всего речевые нарушения, в то числе и общее недоразвитие речи, выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы, таких как:
- фонетика;
- лексика;
- грамматика;
- связная речь.
Фонетические нарушения характеризуются:
- отсутствием звуков речи;
- недифференцируемым произношением звуков речи;
- заменами звуков;
- нестойким употреблением звуков в разных словах.
Лексические нарушения характеризуются:
- бедностью предметного словаря;
- это проявляется в незнании слов ближнего обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов;
- ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов;
- трудностью использования антонимов;
- недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.
Слоговые нарушения характеризуются:
- Ошибочностью в передаче слоговой структуры слов.
Дети при произношении слогов допускают: перестановку слогов, добавляют лишние слоги, либо сокращают (пропускают) звуки или слоги, например балерина — барелина, вместо универмаг — унимак.
Грамматический строй характеризуется:
- неправильным употреблением родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложек);
- неправильным согласованием глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).
- неправильным употреблением падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
- неправильным употреблением родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
- неправильным употреблением предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).
ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций.
Как правило, у детей с общим недоразвитием речи отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Отмечаются и нарушения в двигательной сфере. У детей имеет место плохая координация движений, также ловкость и скорость движений снижена, отмечается недоразвитие мелкой моторики. У таких детей производимые движения обычно имеют быстрый, порывистый суетливый характер. Наряду с этим отмечается медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка
- Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение — это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.
Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Для развития мелкой моторики рекомендуется:
- расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, завязывание узелков, лепка из теста и пластилина;
- массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж;
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна.
Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску, наполнив ее любой крупой: горох, гречка, рис. Погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики, просить ребенка, перемешивая крупу доставать их. Также можно опускать в бассейн мелкие игрушки.
- Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка.
- Способствовать расширению словарного запаса, например: «Скажи по-другому» (подбирать синонимы – смотреть, глядеть, видеть); «Подбор антонимов» (высокий-низкий, день-ночь и т.д.); «Подбор слов-признаков» (заяц – быстрый, ловкий, трусливый); «Подбор слов-действий» (Кошка – мяукает, мурлычет, царапается) и т.д.
- Способствовать развитию грамматического строя речи, используя игры: «Один-много» (огурец – огурцы, дерево — деревья); «Назови ласково» (мяч – мячик, стул — стульчик); «Счет предметов» (1 кукла, две куклы .. пять кукол); образование относительных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный, нож из металла — металлический).
Своевременное системное обследование ребенка у логопеда, психолога и невролога и выявление данных нарушений поможет в будущем избежать многочисленных проблем, которые могут мешать ребенку в школьном обучении. Необходимо вовремя приступить к занятиям, помня о том, что общее недоразвитие речи может в дальнейшем сказываться на успеваемости ребенка в целом. При отсутствии грамотной коррекционной логопедической работы у ребенка в школе впоследствии могут возникнуть такие нарушений, как дисграфия (нарушения процессов письма) и дислексия (нарушение процессов чтения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое общее недоразвитие речи?
Все чаще родители после обследования ребенка у логопеда сталкиваются с заключением: «общее недоразвитие речи». Несмотря на то, что звучит это неприятно, паниковать не ст...
Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)? Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист." Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама.Что же характерно для нарушения фонематического слуха Ребенок не сразу г...
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
консультация. Что такое общее недоразвитие речи.Содержит материал в котором раскрыты четыри уровня нарушения речи.Признаки нарушения речи на каждый уровень....
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется мы и рассмотрим подробно в данной статье....
Родительское собрание "Что такое Общее недоразвитие речи?"
Презентация содержит информацию о причинах нарушений речи, о проявлениях общего недоразвития речи....
Консультация учителя-логопеда для родителей. " Что такое общее недоразвитие речи ОНР?"
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, отн...
Буклет для родителей "Что такое общее недоразвитие речи ( ОНР)"
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключе...