Консультация учителя-логопеда для родителей. " Что такое общее недоразвитие речи ОНР?"
консультация (старшая группа)
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация учителя-логопеда для родителей. | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) |
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Причины возникновения ОНР.
Причин возникновения ОНВ великое множество. Это сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных воздействий во внутриутробном периоде развития, Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло поражение.
ПРИЗНАКИ ОНР.
Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка : говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; легко произносить все звуки; воспроизводить многосложные слова. Его словарный запас должен составлять от четырех до пяти тысяч слов. При общем недоразвитии речи у ребенка нарушены все компоненты речи: от полной неспособности соединять слова в фразы до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства.
Различают три уровня речевого недоразвития.
ОНР I уровня.
Связная речь у такого ребенка отсутствует. В ней имеются отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана, например:
- собака, коза, корова, баран – «ава»;
- машина, корабль, ракета, велосипед – «ту-ту»;
- упасть, сесть, лечь, спуститься – «па»;
- есть, пить, откусывать, жевать – «ам» и т.д.
ОНР II уровня.
У детей отсутствует связная речь. Слова произносятся искаженно. Звукопроизношение нарушено. Речь напоминает речь иностранца.
- самолеты –«алёти»;
- голова –«гава»;
- огурец – «дулесь» и т.д
ОНР III уровня.
Количество детей с ОНР 3 уровня постоянно растет. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с такими детьми. Это наиболее типичный уровень речевого недоразвития у дошкольников и младших школьников.Словарный запас у этих детей составляет 2,5-3 тысячи слов. В нем отсутствуют или наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий и их признаков.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:
- глаголов, выражающих уточнение действия (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается глаголом «ест»; шьет, вяжет, зашивает, вышивает, ткет – заменяется глаголом «шьет»);
- частей предметов (локоть, кисть, ствол, подъезд, вымя, кабина, фары и т.д.);
- приставочных глаголов (подошел, отошел, пришел, перешел, ушел – заменяются глаголом «идет»);
- антонимов (дети затрудняются в подборе слов противоположных по значению: глубокая река – мелкая река, густой – жидкий, храбрый – трусливый, гладкий – шершавый…);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный…)
В грамматическом строе речи распространены ошибки:
- в употреблении предлогов («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мы приехали с надачи»);
- согласовании частей речи («подошел к два коня», «Кошка идет по крышу»);
- построении предложений («Почему что ежик кололся, почему что девочка и плачет», «Петя шел лес грибы собирать»).
В фонетическом плане дети:
- неверно произносят звуки; не различают на слух и в произношении близкие по звучанию твердые - мягкие, звонкие - глухие, а также С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.;
- искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (милиционер – «милионер», фотография –«атагафия», велосипед – «сипед», «велик»);
- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток; па-ба-па; фта-кта…).
Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Труднее всего даются таким детям самостоятельные рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В воспроизведении текстов по образцу также заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Отсутствие у детей чувства рифмы т ритма мешает заучиванию ими стихов.
Наряду с указанными речевыми особенностями у детей с ОНР недостаточно сформированы процессы, тесно связанные с речевой деятельностью:
- нарушены внимание и память;
- нарушены мелкая (пальцевая) и артикуляционная моторика;
- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем:
- они с трудом восстанавливают порядок расположения предметов после их перестановки;
- не замечают неточностей в рисунках-шутках;
- не всегда выделяют предметы и слова по заданному признаку.
Еще труднее детям с ОНР сосредоточиваться и удерживать внимание на словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности. Характерно, что сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать, оно сохраняется в течение длительного времени.
Нарушение артикуляции звуков часто приводит к невнятности, смазанности речи. «Как каша во рту» - говорят про таких детей.У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованы.Дети неправильно держат ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.Словесно-логическое мышление таких детей тоже ниже возрастной нормы. Они испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например, «Взошло солнце, тому (потому) что стало тепло», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»).Дети могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т.к. они стоят в комнате, с трудом отгадывают загадки.
Советы родителям.
Если вы заметили у своего ребенка вышеперечисленные симптомы, немедленно обратитесь к логопеду и врачу-психоневрологу. Они будут вашими первыми помощниками в развитии речи ребенка. Помните, что ОНР само не проходит. Чтобы избавиться от этой серьезной проблемы необходима помощь специалистов. Настройтесь на длительную и кропотливую борьбу с недугом. Помните, что все недостатки устной речи рано или поздно проявятся в письменной речи. И еще вспомните о прописных истинах: «легче предупредить заболевание, чем его лечить и чем раньше начато лечение, тем быстрее наступит выздоровление.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Наша задача логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в про...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Наша задача учителя-логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития ...
презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ
Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО И...
Рабочая программа учителя-логопеда для занятий с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет (старшая группа).
В связи с тем, что мы работаем по ФГОС, наши программы пришлось пересмотреть и проработать согласно федеральным образовательным стандартам....
Буклет для родителей "Что такое общее недоразвитие речи ( ОНР)"
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключе...
«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».
laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....