Консультация учителя-логопеда для родителей. " Что такое общее недоразвитие речи ОНР?"
консультация (старшая группа)

Золотова Наталья Александровна

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ

  РЕЧИ

(ОНР)

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

    Причины возникновения  ОНР.

Причин возникновения ОНВ великое множество. Это сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных воздействий во внутриутробном периоде развития, Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло поражение.   

ПРИЗНАКИ  ОНР.

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка : говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; легко произносить все звуки; воспроизводить многосложные слова. Его словарный запас должен составлять от четырех до пяти тысяч слов. При общем недоразвитии речи у ребенка нарушены все компоненты речи: от  полной неспособности соединять слова в фразы до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства.

Различают три уровня речевого недоразвития.

ОНР I уровня.

Связная речь у такого ребенка отсутствует. В ней имеются отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана, например:

  • собака, коза, корова, баран – «ава»;
  • машина, корабль, ракета, велосипед – «ту-ту»;
  • упасть, сесть, лечь, спуститься – «па»;
  • есть, пить, откусывать, жевать – «ам» и т.д.

ОНР II уровня.

У детей отсутствует связная речь. Слова произносятся искаженно. Звукопроизношение нарушено. Речь напоминает речь иностранца.

  • самолеты –«алёти»;
  • голова –«гава»;
  • огурец – «дулесь» и т.д

 ОНР III уровня.

Количество детей с ОНР 3 уровня постоянно растет. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с такими детьми. Это наиболее типичный уровень речевого недоразвития у дошкольников и младших школьников.Словарный запас у этих детей составляет 2,5-3 тысячи слов. В нем отсутствуют или наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий и их признаков.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

  • глаголов, выражающих уточнение действия (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается глаголом «ест»; шьет, вяжет, зашивает, вышивает, ткет – заменяется глаголом «шьет»);
  • частей предметов (локоть, кисть, ствол, подъезд, вымя, кабина, фары и т.д.);
  • приставочных глаголов (подошел, отошел, пришел, перешел, ушел – заменяются глаголом «идет»);
  • антонимов (дети затрудняются в подборе слов противоположных по значению: глубокая река – мелкая река, густой – жидкий, храбрый – трусливый, гладкий – шершавый…);
  • относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный…)

В грамматическом строе речи распространены ошибки:

  • в употреблении предлогов («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мы приехали с надачи»);
  • согласовании частей речи («подошел к два коня», «Кошка идет по крышу»);
  • построении предложений («Почему что ежик кололся, почему что девочка и плачет», «Петя шел лес грибы собирать»).

В фонетическом плане дети:

  • неверно произносят звуки; не различают на слух и в произношении  близкие по звучанию твердые - мягкие, звонкие - глухие, а также С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.;
  • искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (милиционер – «милионер», фотография –«атагафия», велосипед – «сипед», «велик»);
  • не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток; па-ба-па; фта-кта…).

Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Труднее всего даются таким детям самостоятельные рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В воспроизведении текстов по образцу также заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Отсутствие у детей чувства рифмы т ритма мешает заучиванию ими стихов.

Наряду с указанными речевыми особенностями у детей с ОНР недостаточно сформированы процессы, тесно связанные с речевой деятельностью:

  • нарушены внимание и память;
  • нарушены мелкая (пальцевая) и артикуляционная моторика;
  • недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем:

  • они с трудом восстанавливают порядок расположения предметов после их перестановки;
  • не замечают неточностей в рисунках-шутках;
  • не всегда выделяют предметы и слова по заданному признаку.

Еще труднее детям с ОНР сосредоточиваться и удерживать внимание на словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности. Характерно, что сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать, оно сохраняется в течение длительного времени.

Нарушение артикуляции звуков часто приводит к невнятности, смазанности речи. «Как каша во рту» - говорят про таких детей.У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованы.Дети неправильно держат ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.Словесно-логическое мышление таких детей тоже ниже возрастной нормы. Они испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например, «Взошло солнце, тому (потому) что стало тепло», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»).Дети могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т.к. они стоят в комнате, с трудом отгадывают загадки.

Советы родителям.

Если вы заметили у своего ребенка вышеперечисленные симптомы, немедленно обратитесь к логопеду и врачу-психоневрологу. Они будут вашими первыми помощниками в развитии речи ребенка. Помните, что ОНР само не проходит. Чтобы избавиться от этой серьезной проблемы необходима помощь специалистов. Настройтесь на длительную и кропотливую борьбу с недугом. Помните, что все недостатки устной речи рано или поздно проявятся в письменной речи. И еще вспомните о прописных истинах: «легче предупредить заболевание, чем его лечить и чем раньше начато лечение, тем быстрее наступит выздоровление.»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи

Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

        Наша  задача  логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в про...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

Наша  задача  учителя-логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в процессе  развития ...

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...

Рабочая программа учителя-логопеда для занятий с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет (старшая группа).

В связи с тем, что мы работаем по ФГОС, наши программы пришлось пересмотреть и проработать согласно федеральным образовательным стандартам....

Буклет для родителей "Что такое общее недоразвитие речи ( ОНР)"

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключе...

«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».

laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....