Пальчиковый игротренинг
консультация по логопедии
Описание методики пальчикового игротренинга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovyy_igrotrening_kak_effektivnaya_forma_rechevogo_razvitiya_u_detey_s_ovz.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Пальчиковый игротренинг как эффективная форма речевого развития у детей с ОВЗ»
Одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольного учреждения является физическое развитие и оздоровление дошкольников.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальна. Современные дети мало говорят, т. к. больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д. Поэтому слабую руку ребёнка необходимо развивать.
Так в рамках работы проекта «Логопедические дорожки», который предназначен для детей 4-8 лет с ТНР, я использую не только традиционные методы и приемы здоровьесберегающей технологии, но и современные формы.
Одной из таких форм является пальчиковый игротренинг с применением Су- Джок терапии , кинезиологии, а также пособий «Логопедические дорожки» и «Лабиринты».
Пальчиковый игротренинг это развитие мелкой моторики в игровой форме.
Цель игротренинга: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием шариков Су-Джок и пособий «Лабиринты» «Логопедические дорожки», а также очень нравятся кинезиологические сказки и игры на кинезиологическом тренажере.
При выполнении упражнений игротренинга вовлекаются все пальчики ребенка, упражнения выполняются как правой, так и левой рукой. При проведении игротренинга я придерживаюсь основных правил:
1. Обязательно сопровождаю игры стихами и потешками. Побуждаю детей повторить за мной отдельные слова, а затем весь текст.
2. Добиваюсь, чтобы ребенок в игре поучаствовал каждый пальчик .
3. Добиваться, чтобы каждый пальчик ребенка умел двигаться вместе с другими, и изолированно сам по себе.
4. Подбираю игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
Например: Кулачок – ребро – ладошка. На счет «раз, два, три».
Пальчиковый игротренинг необходимо проводить регулярно.
Его продолжительность зависит от возраста детей: в средней и старшей группе 5-8 минут, в подготовительной 10 минут.
Формы работы с детьми которые я использую при проведении игротренинга:
Самомассаж (массаж) шариком Су-джок и пружинным кольцом для пальцев рук и ладоней;
Самомассаж (массаж) массажным мячом стоп;
Игровые упражнения с шариком Су-джок с проговариванием чистоговорок, потешек, стихов или музыкой для закрепления поставленного звука.
Разучивание кинезиологических упражнений, кинезиологических сказок.
Игры и упражнения на кинезиологическом тренажере.
Данные формы можно выполнять как индивидуально, так и с подгруппой детей.
В ходе работы по данному направлению были созданы картотеки игр и упражнений с шариком Су-Джок, комплексы адаптивных массажных упражнений, разработаны кинезиологические сказки, оформлены картотеки пальчиковых игр. Для родителей и педагогов подобраны и разработаны консультации, буклеты, памятки по проведению игротренинга.
хотелось бы отметить, что проделанная работа по овладению детьми пальчиковым игротренингом дала положительную реакцию и эмоциональный отклик детей. Дети проявляли желание и интерес к данным играм, с удовольствием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук. Проведенная диагностика речевого развития детей выявила положительную динамику.
Пальчиковый игротренинг, безусловно, развивает речь детей, а использование нетрадиционных материалов способствует поддержанию детского интереса к данной деятельности.
А сейчас предлагаю вашему вниманию несколько упражнений пальчикового игротренинга с применением Су-Джок мячика, пособий, кинезиологических игр и тренажеров.
Видео
Пальчиковая игра «Сорока-белобока»
Сорока – белобока (катают Су Джок между ладоней)
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала, этому дала, (массажные движения каждого пальца)
Этому дала
А этому не дала
Ты воды не носил,
дров не рубил , каши не варил
тебе нет ничего.
Пальчиковая игра «Ходит ёжик по дорожкам»
Ходит ежик по дорожкам,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его.
Сказка «Обезьянки»
«Жили-были две озорные обезьянки - Мики
(левый кулачок на стол)
и Кики.
(Правый кулачок на стол)
Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились.
(Упражнение «Кулачок-ладошка», смена рук синхронно)
По дороге они встретили ежа с ежатами.
(Упражнение «кулак-ладошка»: левая рука кулачок, правая – ладошка, одновременная смена рук).
Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку.
(Упражнение «Колечко»: колечко большое (большой палец соединён с указательным) - колечко маленькое (большой палец с мизинцем); сначала на правой руке, затем на левой, как усложнение - левая рука колечко большое, правая рука колечко маленькое (синхронное чередование движений).
Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками.
(Упражнение «Оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»).
Обезьянки набрали яблоки, но не знали, в чём отнести их домой. Тогда ёж с ежатами помогли им.
(Дети рассказывают, как же ёж с ежатами помогли обезьянкам: смена 3 движений рук упражнение «кулак» - «ладонь» - «ребро»).
А потом друзья стали танцевать.
Сказка «Весёлые котята»
Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок.
(Дети показывают правый кулачок)
Он очень любил прогуливаться по своему саду.
(Упражнение «Кошка»: последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)
В саду росли высокие деревья
(Руки вверх, развести пальцы в стороны)
И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться.
(Упражнение «Кошка» правой рукой со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)
и увидел, на полянке черного котенка, его звали Уголек.
(Упражнение «Кошка» левой рукой со словами).
Они подружились и стали играть друг с другом.
(Упражнение «Кошка» с одновременной сменой позиции)
Вдруг Снежок нашёл на траве кольцо.
(Упражнение «Кольцо»: поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»)
Он стал примерять его то на правую лапку, а затем на левую, (Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой»)
И тут кольцо упало (Упражнение «Кольцо») на тропинку Упражнение «Ладонью вниз и покатилось к пруду (Упражнение «руки соединить вместе»).
Не успели котята поймать кольцо (Упражнение «Кольцо»), как кольцо упало в пруд (Упражнение «руки соединить вместе»)
Котята очень огорчились.
(Упражнение «Кулачки»)
они увидели утёнка, (котята рассказали, что в пруд упало кольцо
(Упражнение «руки соединить вместе»)
Утенок (Упражнение «утенок») помог достать кольцо (Упражнение «Кольцо»),
Котята(Упражнение «Кулачки»)
поблагодарили утенка (Упражнение «утенок») и побежали по тропинке домой. (Упражнение «пальцами по столу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковый игротренинг для детей и их родителей (семинар - практикум).
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук - это одно из направлений развития ребёнка - дошкольника и гарант успешности в обучении его письму. Мы можем повысить успешность у ребёнка в...
Конспект организации совместной деятельности с использованием пальчикового игротренинга "Весна" в старшей группе
Развитие тонкой моторики в ходе игротренинга....
пальчиковый игротренинг
развитие мелкой моторики...
пальчиковый игротренинг
что такое пальчиковый игротренинг ?...
Презентация "Пальчиковый игротренинг для детей дошкольного возраста"
Ученые установили, что развитие речи во многом зависит от развития мелкой мотрики руки....
Пальчиковый игротренинг работы с детьми.
Пальчиковый игротренинг работы с детьми дошкольного возраста.Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию исовершенствов...
Пальчиковый игротренинг
Семейный клуб «Школа дошколят»:(нетрадиционные игровые приемы)...