Консультация для родителей "Этапы развития детской речи от 3 до 7 лет"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Власова Любовь Александровна

Особенности развития речи и нормы развития речи у детей 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_detskoy_rechi_ot_3do_7_let_-_kopiya.docx148.32 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития детской речи: от 3 до 7 лет

Этапы формирования речи ребенка: 1 - подготовительный с рождения до 1 года, 2 - преддошкольный от 1 года до 3 лет, 3 - дошкольный от 3 до 7 лет, 4 - школьный от 7 до 17 лет. Рассмотрим дошкольный этап. Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают. https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/23/s_658744049dff9/phpvt3jMz_rech_html_734518be4ddb619.jpg

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов 2000-2500 слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не понимают, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой. К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам. Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее»…

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Словарный запас до 4000 слов. Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь. Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя. Ребенок  осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать. Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Возраст

Словарный запас

Уровень развития речи

3-4 года

до 1900 слов

Речь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой. Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот). Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

4-5,5 лет

2000-2500 слов

Расширяет использование прилагательных. Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова. Использует уменьшительные суффиксы. Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что…Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий…Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

5,5-7 лет

до 4000 слов

Речь связная и развернутая. Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом. Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов. Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов. Звукопроизношение должно быть правильным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие детской речи в норме".

В данной статье рассматривются основные этапы развития детской речи в норме. Эти знания помогут родителям вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка....

Консультация: «Все о развитии детской речи. Учимся говорить правильно».

Консультация:«Все о развитии детской речи. Учимся говорить правильно»....

Консультация "Все о развитии детской речи"

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружа...

Консультация «Всё о развитии детской речи» 18.05.2021

Основные проблемы в развитии речи у детей....

Консультация «Развитие мелкой моторики рук и их роль в развитии детской речи».

Развитие мелкой моторики - это развитие мелких движений тонких кистей рук и пальцев. Движение руки человека наследственно не предопределены и формирются в процессе воспитания и обучения,как результат ...

Консультация «Игра - фактор развития детской речи»

Консультация для родителей «Игра - фактор развития детской речи»...