Как заинтересовать родителей в своевременном преодолении речевых нарушений у дошкольников
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Олеговна Маркова

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

Однако зачастую случается так, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению речевого дефекта у ребенка...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как заинтересовать родителей в своевременном преодолении речевых нарушений у дошкольников.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

Однако зачастую случается так, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению речевого дефекта у ребенка - это связанно с двумя причинами:

- родители не слышат недостатков речи у своих детей;

- взрослые не придают нарушениям речи серьёзного значения, полагая, что с возрастом всё пройдёт само собой.

За годы работы неоднократно сталкиваемся с такими высказываниями детей: «А мой папа тоже не выговаривает звуки, и я буду как папа!» Это происходит потому, что родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка. А ведь только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.

В течение ряда лет, в логопедической группе при проведении индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, в часы досуга, на праздниках подключаем к работе родителей. Это помогает в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Присутствие родителей, их помощь в сочетание с традиционными логопедическими формами и средствами – это удачный метод, используемый при устранении недоразвития речи. Используя этот метод, мы научили детей не только, пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образом вооружили их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения. Кроме того, развивая познавательную деятельность детей, вырабатываем умения наблюдать, сравнивать и обобщать как явления окружающей жизни, так и различные явления языка.

Результаты работы показали, что совместные игры, занятия, развлечения, прогулки и экскурсии необходимы, так как они делают детей и родителей ближе духовно, что необычайно важно для детей с недоразвитием речи. Именно с этой целью продолжается работа по созданию программы взаимодействия «родитель – ребенок - педагог». В рамках проекта «Светелка» разработаны и проведены открытые занятия и развлекательные мероприятия с участием родителей: «Случай в цветочном городе» (посвящение дню города), «Как звери к зиме готовились», «Зимушка хрустальная» спортивно-литературный праздник, «По щучьему велению» - музыкальная сказка для детей и родителей, «Татьянин день - День студента», «Зимняя сказка про Сову и Мышонка», «Светлячок и фонарик», «Наши мамы и мы сами», «9 мая – День победы», «Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина» - спортивно-музыкальный вечер досуг; «Чтобы радость людям дарить – нужно добрым и вежливым быть» (ко «Дню защиты детей»).

Основа взаимоотношений педагогов с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. Но, наверняка каждый сталкивался с проблемой что, на первое, а порой и последующие собрания очень редко приходят родители всех детей, зачисленных в группу. Для того чтобы изначально заинтересовать родителей, перед собранием проводим открытое мероприятие с участием детей и родителей. Главное направление нашей работы с родителями – привлечение их в подготовку и проведение логопедических праздников, занятий и других мероприятий.

В августе мы провели логопедический праздник для детей и их родителей – «День летних именинников!» Также запланированы логопедические праздники: «Осенины-именины», «Поздравляем зимних именинников!», «Весна красна и весенние именинники».

Предлагаем вашему вниманию конспект логопедического праздника для детей логопедической группы и их родителей.

Конспект логопедического праздника для детей подготовительной к школе логопедической группы и их родителей «День летних именинников!»

Цель:

  • создать адаптивную модель взаимодействия ребенка, педагога и родителей, для более качественной работы по устранению нарушений речи у дошкольников.

Задачи:

  • закрепить лексическую тему «Лето»;
  • воспитать любовь к родному языку, чувство дружбы;
  • воспитать смелость, веру в собственные силы, умение преодолевать внутренний страх перед выступлением;
  • совершенствовать навык чтения и «печатания»;
  • развивать навыки самоконтроля за речью;
  • развивать связную речь, речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение;
  • активизировать творческие способности, эмоциональный отклик на командную работу, инициативность, самостоятельность.

Оборудование: мольберты с закреплёнными на них схематическими изображениями луговых цветов, наборы фломастеров (по количеству команд), музыкальный центр и диск с фонограммой, письмо-записка, кроссворды (по количеству команд), эмблемы (по количеству членов команд), фуражка капитана, костюмы: обезьяны, Карандаша, Знайки, Лета, Цветов, Поварят.

Ход праздника:

  1. Организационный момент.

Дети и родители, взявшись за руки, входят в празднично украшенный зал под фонограмму «Песенка крокодила Гены», встают в круг и поют песню.

  1. Постановка цели.

Логопед. Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые. Как вы думаете, почему мы с вами собрались в этом прекрасном зале? (поздравить летних именинников) Правильно, для того чтобы отметить дни рождения детей, которые появились на свет летом. Чтобы наши именинники не заскучали, поздравлять мы их будем красивыми стихами и песнями. Я уверенна, что вы будете правильно, красиво произносить звуки, следить за произношением, легко выполнять задания!

1 ребенок. Все мы любим день рожденья!

И хоть полон он забот,

Как приятно в день рожденья

Старше стать на целый год!

2 ребенок. Для скуки — ни одной минутки!

Шутить! Играть!

Скучать нельзя!

Запомнят праздник наш друзья!

Логопед. Сегодня мы отмечаем дни рождения детей, которые появились на свет летом. Это…(логопед называет Ф.И.ребенка, мальчики делают шаг в круг и кланяются, девочки приседают в реверансе – все аплодируют). Я предлагаю вам отправиться в путешествие, а путешествовать мы будем на катере (логопед надевает фуражку капитана). В добрый путь! Звучит музыка «Песенка катерка» сл. Козлов С., Анофриев О., муз. Минков М. м/ф "В порту". Дети и родители, взявшись за руки, движутся по залу «змейкой». В конце песни мальчики и родители присаживаются на стульчики.

Логопед. Первая наша остановка пристань «Летняя». Звучит музыка, дети и родители встречают Лето (девочка в костюме лета и девочки в костюмах цветов, с цветком в правой руке, исполняют танец).

Лето. (ребенок) Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости, на пристань «Летняя». Поздравляю всех ребят, которые родились летом! Я очень люблю забавлять гостей, задавать им различные загадки. А вы готовы отгадать мои загадки?

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

"Купайтесь!" - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я - ... (Лето)

Остальные загадки загадают мои чудные цветочки.

3 ребёнок. Теплый, длинный-длинный день.

В полдень - крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц,

Подскажи-ка? (Июнь)

4 ребёнок. Жаркий, знойный,

Душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи,

За месяц это? (Июль)

5 ребёнок. Без него плачемся,

А как появится,

От него прячемся. (Солнце)

6 ребёнок. Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит? (Солнце)

7 ребёнок. Ты весь мир

Обогреваешь

И усталости

Не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ... (Солнце)

8 ребёнок. Летом - снег!

Просто смех!

По городу летает,

Почему же он

не тает? (Пух с тополей)

9 ребёнок. Шумит он в поле

и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

10 ребёнок. На улице рубашка,

В избе рукава. (Луч солнца)

Лето. (ребенок) Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам поиграть! Игра «Собери букет» Родители и мальчики встают в круг, а девочки-цветочки, с цветком в руке, внутрь круга, под музыку, дети выбегают из круга и вбегают в него. По окончанию музыки родители опускают руки, закрывая круг. Дети, оставшиеся в кругу, отдают свои цветочки родителям или друзьям и меняются местами ними. Игра продолжается.

Лето. (ребенок) Летний дождь — не очень частый гость, но коварный. Если хлынет ливень, сразу же все промокнут. Вот я и хочу посмотреть, сможете ли вы быстро спрятаться по зонты. Игра «Не промокни». Четверо взрослых держат зонты, а дети и остальные взрослые под музыку танцуют. Как только музыка затихает – дети прячутся под зонты.

Лето. (ребенок) Вижу, что вы очень ловкие и осторожные. Это вам пригодится в жизни. А песни о лете вы знаете? Дети исполняют песню «Лето – это красота!» слова и музыка Натальи Сафоничевой. Замечательная песня и пели вы её великолепно! Но что это? Я слышу гудок парохода.

Логопед.  Да Лето, это действительно гудок и нам пора в путь. Поедем с нами, вместе будет веселее. Следующая пристань «Художественная». Дети и родители, взявшись за руки, «едут» дальше. Детей встречает Карандаш.

Карандаш. (ребенок) Здравствуйте! Кто вы и куда путь держите? (Ответы детей). Предлагаю вам немного отдохнуть. Вы умеете рисовать?

Дети (хором). Да!

Карандаш. (ребенок) Вот сейчас я это и проверю. Вам нужно быстро и красиво раскрасить и подписать изображение цветка. Дети и родители, согласно эмблемам, которые у них закреплены на груди, делятся на четыре команды, и по очереди рисуют и подписывают луговые цветы.

Карандаш. (ребенок) Да, красивые у вас цветы получились. Я дарю вам их на память. А теперь вам пора спешить. Слышите гудок? Ребята, можно я отправлюсь с вами. (Да! Присоединяйся к нам, карандаш! Мы будем очень рады!Дети и родители, взявшись за руки, продолжают движение под музыку «змейкой».

Логопед. Следующая пристань - «Танцевальная». Детей встречает обезьянка Чита.

Чита. (ребенок) Здравствуйте. Друзья! Поздравляю всех именинников!

Пусть светит

Ясно солнышко

У вашего окошечка,

Пусть дуют ветры буйные

За тридевять земель.

А в вашем сердце, милые,

Как в тёплом летнем садике,

Пусть молодо и радостно

Всегда свирель звенит!

Ребята, давайте все вместе споём весёлую песенку про день рождения и потанцуем! Дети и родители поют песню «День рожденья» (на мотив песни Г. Гладкова «Чунга-Чанга») и танцуют.

1. День рожденья с детства любишь ты.

В день рожденья дарятся цветы.

В день рожденья водят «Каравай»

Вместе с нами дружно запевай

Припев. Веселятся дружно дети.

Праздник любят все на свете

Только раз в году бывает

день рожденья!

Поздравленья и подарки,

И наряды очень ярки —

С нетерпеньем ждем всегда мы день рожденья!

2. В день рожденья танцы, песни, смех.

В день рожденья ждет тебя успех!

В день рожденья сбудутся мечты

В день рожденья так прекрасен ты.

Логопед. Весело у вас здесь, но нам пора ехать дальше, ведь нам нужна пристань «Именинная». Поедем с нами, Чита! Дети и родители «едут» дальше и прибывают на пристань «Знаний». Детей встречает Знайка.

Знайка. (ребенок) Здравствуйте, дорогие мои! Я — Знайка и могу отгадать, кто вы, куда и зачем едете. У вас сегодня праздник. Вы отмечаете День летних именинников и держите путь на станцию «Именинная», чтобы поздравить детей, родившихся летом.

Логопед. Да, ты угадал. А ты не мог бы нам подсказать дорогу?

Знайка. (ребенок) Конечно же, могу! Но только вы должны разгадать мои кроссворды. Ребята, вы согласны? Дети и родители (4 команды) разгадывают кроссворды, Знайка проверяет ключевые слова, которые составили команды.

Логопед. Спасибо тебе, Знайка. А теперь нам нужно торопиться. Дети и родители «едут» по залу под фонограмму, взявшись за руки.

Логопед. Вот мы и прибыли на пристань «Именинная». Но почему нас никто не встречает? Ой, посмотрите, какая-то записка. (Читает записку.)

Извините, что не встречаем.

Мы пирог готовим к чаю.

Вы без нас не скучайте

И пока в игру сыграйте.

Ваши друзья поварята.

Игра «Подари имениннику красивое словечко» Дети и родители,  по очереди, «дарят» комплементы и цветы именинникам. Под громкую музыку «Сюрприз» входят поварята. Они несут большой пирог.

Поварята. (ребенок) С днем рожденья поздравляем

И пирог мы вам вручаем!

От души желаем вам повеселиться!

Сладкого чайку с пирогом напиться!

Логопед. Вот и подошло к концу наше маленькое, но очень занимательное путешествие. Ребята, расскажите, пожалуйста, нашим поварятам, где мы были и с кем встречались в пути. (Мы встретили Карандаша, Знайку, обезьяну Чи-Чи, Лето и луговые цветы. Путешествовали мы вместе с нашими любимыми родителями на катерке, под весёлую музыку.) Что вам больше всего запомнилось и понравилось в пути? (Понравилось разгадывать загадки и кроссворды. Очень понравилось играть в игры. А мне, запомнился великолепный танец цветовПоварята вручают именинникам пирог и все вслед за именинниками идут в группу пить чай.

Список использованной литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  2. Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999
  3. Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2007.
  4. Баскакина И.В. Логопедические игры. Свистелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С / И. В. Баскакина, М. И. Лын-ская. — М.: Айрис-пресс, 2007.
  5. Битова А. Л., Липес Ю. В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития // Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. реком.
  6. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005.
  7. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005.
  8. Овчинникова Т. Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом детском саду // Науково-практичний освітньо-популярний журнал "Імідж сучасного педагога (спеціальна педагогіка: теорія і практика логопедії)", 2005 - №6-7 (55-56).
  9. Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №5.
  10. Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации/ Составитель Л.В. Назарова; Под ред. Л.П. Шестеркиной. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.
  11. Сдельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда// Дошкольное воспитание, 1998 № 5, с. 56-58.
  12. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2000.
  14. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

Консультация для воспитателей "Театрализация - как один из способов преодоления речевых нарушений у дошкольников"

Описание деятельности воспитателя при  преодолении речевых растройств у дошкольников, через театрлизованную детяьеность....

Семинар для родителей по теме «Логоритмика - эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР»

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач....

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников с ТНР »

Для  преодоления  речевых нарушений необходима систематическая,длительная коррекционная работа, в которой родителям отводитсязначительная роль, поскольку  больше  времени ребенок п...

Публикация "Особенности взаимодействия работы с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников"

quot;Особенности взаимодействия работы с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников"...