Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Учимся говорить правильно» для детей от 5до 7(8) лет
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Программа по дополнительной платной услуге проведение занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопедический кабинет дошкольного образовательного учреждения для детей от пяти до семи лет.Цель программы: преодоление нарушений звукопроизношения, подготовка детей к школе, сохранение и укрепление здоровья, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_govorit_pravilno.docx | 58.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята Педагогическим советом МБДОУ Д/с «Колосок» с.Ивановка протокол № 1 от «30» августа 2021 г. | Утверждена приказом МБДОУ Д/с «Колосок» с.Ивановка № 18 от «30» августа 2021 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Учимся говорить правильно» для детей от 5до 7(8) лет
Возраст детей 5- 7(8) лет
Срок реализации: 9 месяцев
с. Ивановка 2021
Содержание.
№ п/п | Наименование | Страницы |
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 2 |
1.1. | Пояснительная записка | 2 |
1.2. | Цели и задачи программы | 3 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.4. | Планируемые результаты | 5 |
1.5. | Объем образовательной нагрузки | 6 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ: | 7 |
2.1. | Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком | 7 |
2.2 | Индивидуализация коррекционной логопедической работы с детьми 3- 7 лет | 9 |
2.3. | Формирование артикуляционной моторики | 10 |
2.4. | Дыхательная гимнастика | 11 |
2.5. | Развитие мелкой моторики пальцев рук | 13 |
2.6. | Содержание базовых тем | 14 |
2.7. | Организационно-педагогические условия | 19 |
2.7.1. | Учебный план | 19 |
2.7.2. | Расписание занятий | 20 |
2.7.3 | Программно-методическое обеспечение | 21 |
2.7.4 | Материально-техническое обеспечение | 22 |
2.7.5 | Мониторинг | 22 |
3. | СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 25 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
В настоящее время актуальность проблемы профилактики и исправления речевых нарушений у дошкольников и детей младшего школьного возраста приобретает глобальный характер. Несмотря на прогрессивное развитие современного общества, на некоторые вопросы всё ещё не найдены ответы. На сегодняшний день наибольший интерес вызывает изучение преодолений нарушений звукопроизношения.
Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 3-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.
Основание для разработки программы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12. 2012 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Правительства РФ от 15.08. 2013 года № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.4.1.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Порядок оказания платных образовательных услуг муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ Д\с . «Колосок» с. Ивановка. Приказ от 01.10.2019г № 47.
Заказчик программы:
родители (законные представители) МБДОУ «Колосок» с. Ивановка
1.2. Цели и задачи программы
Наименование программы по дополнительной платной услуге : «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Учимся говорить правильно» для детей от 5 до 7(8) лет
Направленность программы: социально-гуманитарная
Программа по дополнительной платной услуге проведение занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопедический кабинет дошкольного образовательного учреждения для детей от пяти до семи лет разработана на основе программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, рекомендована ученым советом Учреждения Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики».
Цель программы: преодоление нарушений звукопроизношения, подготовка детей к школе, сохранение и укрепление здоровья, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.
Задачи программы:
- Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность;
- Формировать и развивать артикуляционную моторику;
- Постановка звуков в определённой последовательности;
- Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи;
- Развивать направленную воздушную струю, силу выдоха, повышать тонуса мышц грудной клетки, увеличивать объем легких;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Осуществлять профилактику нарушений письма и чтения в период обучения грамоте.
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы
В содержании программы учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии. Индивидуализация обучения проводилась на основе диагностических данных, строилась с опорой на понимание причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития, на сильные стороны ребенка и компенсировала дефициты, имеющиеся в его развитии.
Система обучения построена на ведущих принципах логопедической науки:
- Принцип системного подхода;
- Онтогенетический принцип;
- Принцип особого подбора речевого материала;
- Принцип индивидуализации обучения;
- Принцип опоры на сохранные анализаторы.
Программа построена на использовании здоровьесберегающих технологий. (Е. Максимова, О. Рахматуллина, О. Травкина, А. Черных,
Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц, И.А. Подрезова).
Здоровьесберегающие технологии:
1. Подвижные игры на развитие общей моторики, координации движений, координационных способностей детей, формирование навыков правильной осанки, снижение физической усталости;
2. Упражнения, способствующие развитию направленной воздушной струи, силы выдоха, повышение тонуса мышц грудной клетки, увеличения объема легких;
3. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие подвижности, силы, гибкости пальцев;
4. Упражнения для развития мимических мышц лица, для снятия эмоционально-психологического напряжения;
5. Упражнения, направленные на координацию речи с движением:
- как общеукрепляющие упражнения, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей;
- упражнения, направленные на формирование ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной речи, формирование правильного звукопроизношения;
- изображение пальцами фигур, предметов, букв направленных на развитие ловкости, гибкости пальцев рук;
- массаж «активных точек» на пальцах и ладонях для развития речи и оздоровления;
Особенность данной программы является то, что наряду со всеми выше перечисленными принципами она реализуется и по принципу интеграции, что способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу педагога и родителей.
1.4.Планируемые результаты
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы.
В сентябре проводится вводная диагностика и как результат – итоговая диагностика (май).
В ходе реализации программы ребенок научится:
Правильно и чётко произносить все звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях, скороговорках, связной речи.
Усвоение правильного звукопроизношения - необходимое условие успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодоление нарушения звукопроизношения через реализацию программы с использованием игр и игровых упражнений окажет неоценимую помощь в подготовке ребёнка к школе.
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.
1.5.Объем образовательной нагрузки
Сроки реализации Программы – 9 месяцев.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.
Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивидуальной форме обучения, продолжительность занятия – 20 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Время проведения занятий: 12.00 – 13.00.
Программа отражает индивидуальную работу по коррекции звукопроизношения детей с речевыми диагнозами легкой и средней степени тяжести.
Во всех случаях имеется нарушение артикуляционной моторики (медленные, неполные движения губ и языка; ограничений движения языка вверх и в стороны; отсутствие более сложных движений: сворачивания языка «Желобком», присасывания «Грибком», круговых движений языком и губами; затруднения в выполнении губ «Трубочкой», в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы и т.д.; имеют место гиперкинезы, парезы языка).
Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук (слабые мышцы; движения некоординированные, неловкие, неточные и медленные; налицо затруднения в выполнении прыжков, метании, лазании, а также в пользовании кистью, карандашом, ножницами, иногда в застегивании пуговиц, шнуровании ботинок и т.д.).
Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков:
- свистящие звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ (межзубно-боковые);
- шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ (межзубно-боковые);
- соноров: Р, РЬ (горловые или боковые), Л (носовой)
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Преодоление нарушений звукопроизношений через реализацию коррекционно - развивающей программы «Учимся говорить правильно» представляет инновационное содержание и современные психолого - педагогические технологии обучения детей, базирующихся на личностно ориентированном подходе с использованием игр и игровых упражнений. Содержание и организация индивидуальных коррекционно - развивающих занятий по подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков заключается не только во включении дошкольника в целенаправленный логопедический процесс, но и в решении общепедагогических и специальных коррекционных задач. Важно не только установить с ребёнком доверительные отношения, расположить его к себе, но и вызвать интерес к занятиям и желание в них включиться.
Программа по преодолению нарушений звукопроизношения «Учимся говорить правильно» включает следующие этапы:
1 этап – диагностический – сентябь (1 нед.)
- Обследование ребенка и заполнение речевой карты;
2 этап – планирование - сентябрь (2 нед.)
- Составление индивидуального плана коррекционной работы с ребенком на учебный год;
3 этап – коррекционный – сентябрь (3 – 4 нед.) - май
- Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения;
- Гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук;
- Дыхательная гимнастика;
- Индивидуальная тетрадь коррекционной работы с ребенком на учебный год.
На индивидуальных занятиях используются разнообразные методические приемы.
Обучение по программе «Учимся говорить правильно» зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет как правило, 6 месяцев - с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения речи, и 9 месяцев - с детьми, имеющими фонетико – фонематические нарушения речи, с детьми с общим недоразвитием речи объём часов увеличивается. В зависимости от количества нарушенных звуков объём и срок обучения уменьшается или увеличивается.
Обучение по программе «Учимся говорить правильно» по преодолению нарушений звукопроизношения завершается логопедическим обследованием.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком
Под индивидуализацией мы подразумеваем такое построение логопедического взаимодействия, при котором учитываются индивидуальные различия детей, осуществляется индивидуальный подход к ним, индивидуальные речевые карты, индивидуальные коррекционные программы воздействия и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей каждого дошкольника.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с сентябряи заканчивается 25 мая.
Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный этап (сроки индивидуальны)
Предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
- Вызвать интерес ребенка к логопедическим занятиям;
- Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- В процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
- Укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж);
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания учителя-логопеда и больших затрат времени.
II. Формирование произносительных умений и навыков – (сроки для каждого ребенка индивидуальны).
Предполагает создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями.
Задачи:
- Устранение дефектного звукопроизношения;
- Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляторно и акустически;
- Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков.
Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными;
Как правило, постановка звуков в такой последовательности:
- Свистящие: С, З, Ц
- Шишящий: Ш
- Сонор: Л
- Шипящий: Ж
- Соноры: Р, РЬ
- Шипящие: Ч, Щ.
Способ постановки: смешанный.
Учитель-логопед имеет право изменить порядок постановки звуков, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
а) С, З, Ш, Ж, Сь, ЗЬ, ЛЬ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь; в слогах со стечением согласных.
б) Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, РЬ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
С – З, С – СЬ, С – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – С, Ч – ТЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, Р – ЛЬ, Р – Й, Л – ЛЬ.
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.
2.2. Индивидуализация коррекционной логопедической работы с детьми 5- 7 лет
При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно учитывать индивидуальный когнитивный стиль обучающегося, т. е. право воспринимать информацию на собственном познавательном языке. В основе такого подхода лежит выявление у ребёнка доминирующего канала восприятия на занятиях, в организованной и свободной деятельности.
Чтобы успешно вести обучение, педагогу необходимо знать основные характеристики обучающихся, прежде всего предпочитаемый ими способ воспринимать, запоминать, перерабатывать и использовать материал. Модальность, предпочтительная для восприятия и переработки информации и используемая чаще других, называется доминантной или ведущей модальностью. Современные исследователи установили тот факт, что обучение успешнее при опоре на доминирующую модальность восприятия обучаемого.
Способ познания устанавливается путём выявления органа чувств – зрения, слуха, осязания – посредством которого этому ребёнку предпочтительнее усваивать информацию об окружающем мире, что является врождённой особенностью человека. В данной ситуации особое значение приобретает разработка специальных методов и приемов. Здесь мы приводим некоторые приемы, используемые нами в логопедической практике.
Визуальный тип или визуалист: воспринимает информацию в виде зрительных образов, часто жестикулирует, как бы рисуя в воздухе представляемые образы, любит наблюдать, внимательно наблюдает, часто употребляет слова: посмотри, я видел, любуюсь; голову держит прямо. Для автоматизации изолированного звука используются задания: - Веди глазами по прямой, волнистой или ломаной линии и тяни чистый звук. - Глядя на ряд букв, назови только ту, в которой живёт заданный звук. Для автоматизации звука в словах пригодны игры для развития целостного зрительного восприятия, но насыщенные нужным звуком. - «Незнакомые рисунки», «Наложенное изображение». - «Найди точечный рисунок на заданный звук, назови его, обведи». Для автоматизации звука в предложениях и связной речи. - «Кто чем занимается». Ребёнок по контурным изображениям и опорным картинкам догадывается, чем занимаются дети. - Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук.
Тактильно-кинестетический тип или осязатель: ребёнок с развитой тактильной чувствительностью; должен прикоснуться, чтобы понять; использует слова: холодно, тепло, уютно, поближе; старается находиться рядом с познаваемым, опускает глаза. Для автоматизации изолированного звука. - Потяни звук, проводя пальцем по дорожкам из солённого теста. Обходя бугорки, звук усиливай – произноси громче. - Потяни звук, одновременно пропуская между подушечками пальцев шнур, проволоку, ниточку. Для автоматизации звука в словах. - «Чудесный мешочек». Определи на ощупь и назови предметы, подобранные на заданный звук. Например, для звука [Ш] – шарик, шуруп, шина, шишка. - Определи на ощупь, какая поверхность, и найди наоборот. Например, при автоматизации звука [Р]: гладкая – шершавая, мягкая – твёрдая.
Кинетико - кинестетический тип или кинетик: внимателен к ощущениям движений, использует слова: чувствую, взять, схватить, тяжело, легко; вспоминает о событиях при воссоздании определённых положений тела, действий; голова опущена. Для автоматизации звука в слогах. -Звуковой парад. Маршируй, повторяя на каждый шаг слог ша-ша-шу. - Звуковая зарядка. Ша – руки в стороны, шу- руки вперёд, ши – вверх прямые руки, шо – вверх круглые руки, шэ – руки на пояс. - Проговаривай слоги с движением игрушки (машинки, самолёта, мотоцикла) к буквам. Для автоматизации звука в словах. - «Весёлый лабиринт». Назови картинки, проводя пальцем по лабиринту. Для автоматизации звука в связной речи. - «Расскажи стихи руками». - Нарисуй картинку на тему. Например, «Огород»: изобрази всё, что видишь на звук [Р] в огороде (помидор, картофель, огурцы, горох, морковь, забор, конура), сопровождая свои действия пояснениями; затем эту картинку можно подарить ребёнку – визуалисту, и с ним тоже закрепить произношение звука.
Проводя логопедические занятия с детьми с учётом их доминантного канала восприятия, можно достичь положительного эффекта. Ребёнок следует природосообразности, поэтому ему легче и интереснее справиться с обучающими и коррекционными задачами занятия. Ребёнок чувствует уверенность в своих силах, быстрее включается в работу, лучше запоминает, удерживает образцы верного звукопроизношения, следовательно, быстрее и качественнее происходит автоматизация поставленных звуков. Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из его интересов, понимать его индивидуальность, радоваться его успехам, тем самым строя отношения педагога и ребёнка на личностной основе.
2.3. Формирование артикуляционной моторики
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позе.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные укладки различных фонем достигаются двумя путями:
1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий ;
б) с родителями дома.
- Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
- Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
- Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
- Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
- Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- Улучшить подвижность артикуляционных органов;
- Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- Увеличить амплитуду движений;
- Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
- Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики:
- Упражнения для челюстей
1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
3. То же в быстром темпе.
4. Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
5.Повторяется первое упражнение.
- Упражнения для губ
1. «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты,
хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
2. То же с сомкнутыми губами и зубами.
3. «Трубочка» (Хоботок) – вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
4. Попеременное выполнение «Улыбка» и «Трубочка».
5. Вращательные движения губами.
6. Отставление нижней губы от зубов и десен.
7. Втягивание нижней губы внутрь рта.
III. Упражнения для языка
(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней
челюсти):
1. «Болтушка» - движения языком вперед – назад.
2. «Часики» - движения языком вправо – влево.
3. «Качели» - движения языком вверх – вниз
а) к верхней - нижней губе;
б) к верхним – нижним зубам;
в) к верхним альвеолам.
4. Круговые движения языком:
а) по губам;
б) по зубам в преддверии рта;
в) за зубами.
5. «Лошадки» - щелканье языком.
6. «Лопатка» - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю
губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку шпателем
или пошлепать губами).
7. «Иголочка» - узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и
удерживать 10 – 15 сек.
8. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».
9. «Желобок» («Трубочка») – высунуть широкий язык, боковые края языка
загнуть вверх.
10. «Чашечка» («Ковшик») – широкий язык поднят кверху:
а) к верхней губе;
б) к верхним зубам;
в) к верхним альвеолам.
11. «Грибок» - язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.
2.4. Формирования правильного речевого дыхания
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно признано поддерживать жизнь в организме путём газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.
Регулярное занятие дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Использование различных тренажёров вызывают положительные эмоции, повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, а так же развивают творческое воображение и фантазию.
При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:
- Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6.
- Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).
- Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.
- Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
- Заниматься до еды.
- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
- Дозировать количество и темп проведения упражнений.
- Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Самолётики» - Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.
«Бабочка» - выставить цветочную полянку. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
2.5. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средство, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев рук:
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
4. Изобразительную деятельность: лепку, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала ит.д.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:
а) упражнения для развития мелкой моторики включается в занятия логопеда и воспитателей;
б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
2.6. СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВЫХ ТЕМ
1 этап: Подготовительный
Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи
Тема №1 Логотренинг «Наши пять работников». Лексическая тема «Детский сад. Игрушки. Профессии в детском саду.»
Познакомить с органами артикуляции, их работе при произнесении звуков. Вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями, развитие мелкой моторики и речи в их единстве. Знать органы артикуляции. Игра «Поезд»: развитие просодики. Уточнение словаря по теме. Рассказывание из личного опыта с помощью взрослого.
Тема №2 Логотренинг «Знакомство с домиком Язычка». Лексическая тема «Овощи, фрукты, ягоды»
Научить артикуляционным упражнениям: «Окошечко», «Забор», «Труба», «Часики», «Кнопка звонка», «Колечки», «Качели». Пальчиковый тренинг. Работа над речевым дыханием, просодикой речи. Знакомство со звуками речи. Уточнение словаря по теме «Овощи, фрукты, ягоды». Раскрашивание наложенных изображений.
2 этап: Коррекционно-развивающий
Тема №3 Логотренинг «Зоопарк». Лексическая тема «Деревья, кустарники. Лес осенью».
Научить артикуляционным упражнениям: «Чистим зубки», «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Чашечка». Пальчиковый тренинг. Работа над речевым дыханием, просодикой. Развитие чувства ритма. Понятие о гласных звуках. Игра на развитие просодики «Три медведя»
Тема №4 Логотренинг «Прогулка Язычка». Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы».
Научить артикуляционным упражнениям: «Лошадка», «Поймай мышку», «Грибок», «Барабан», «Киска сердится», «Котенок пьет молоко».
Уточнение глагольного словаря по лексической теме
Пальчиковый тренинг, работа над просодикой (игра «Колобок»), речевым дыханием, ритмом (игра «Лягушкина семейка»)
Тема№5 Логотренинг «Язычок в гостях у Свистящей семейки» «Лес осенью. Деревья, кустарники. Грибы».
Закрепление комплекса артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Кто дальше загонит мяч», «Гармошка», «Фокус», «Приклей конфетку». Логопедические песенки. Пальчиковый тренинг «Карандаш – помощник наш».
Активизация и уточнение словаря по теме. Согласование существительных в роде и числе (дид игры «Листья и плоды», «По грибы», «Чего не хватает»)
Составление сложносочиненных предложений по серии сюж.картин.
Развитие общих речевых навыков – фонетическая ритмика
Тема№ 6. Звуки [ С, С']. Логотренинг «Игры со Свистелочкой». Лекическая тема «Перелетные птицы. Поздняя осень.»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Дифференциация звуков на слух. Игры для автоматизации звука «Помоги буквам», «Букет из листьев», «Острова», «Бусы».
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Замена звука в словах на звук С. Игры «Колючие цветы», «Фотографии» Развитие общих речевых навыков – фонетическая ритмика
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Определение отсутствие звука на слух. Игры «Слова спрятались», «Забывчивый художник»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Определение место звука в слове. Игры «Стаканы», «Съедобное- несъедобное» Упражнение «Загадки Свистелочки», раскрашивание , Дорисовывание контуров.
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Дифференцация твердый и мягкий звук. Игры «Песочница», «Четвертый – лишний» Игры для профилактики дисграфии «Чужая буква», «Домашнее задание», «Буковки рассыпались»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Звукослоговой анализ слова (гуси). Скороговорки. Пересказ с опорой на мнемотаблицу «Сад», «Автобусная остановка», «Сом и сазан», «Стас и собака»
Тема 7.Звуки[ З, З']. Логотренинг «Игры со Звенелочкой». Лексическая тема «Новый год. Зимние забавы. Книжкина неделя.»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки для постановки звука. Дифференциация звуков на слух. Игры «Песенка Звенелочки», «Ползунки», «Подарки»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Умение выделять звук в речи. Игры «Пазлы», «Сказочное королевство», «Угадай, кто это», «Друзья Звенелочки» Уточнение глагольного словаря по лексической теме
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки для постановки звука. Определение место звука в слове. Игры «Что изменилось», «Небылицы», «Магазин». Развитие общих речевых навыков – фонетическая ритмика
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука Дифференциация твердый и мягкий звук. Игры с буквой «Звоночки», «Прятки», «Сказочная занавеска», упр. «Загадки Звенелочки», «Незаконченные картинки». Нанизывание бус на нитку, вырезание снежинок.
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Звукослоговый анализ слова (замок). Игры для профилактики дисграфии «Пакеты с буквами», «Выручи Звенелочку», «З – не З», «Задание для Незнайки».
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Учить согласованию числительных с существительными. Пересказ с опорой на мнемотаблицу «Зоин зайка», «Праздник у Захара», «Полезное молоко», «Арбузы для Звенелочки»
Тема 8.Звуки[Ц — С]. Логотренинг «Игры со Цокалочкой». Лексическая тема «Домашние животные и птицы. Зимующие птицы».»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Усвоить понятия «слова-антонимы». Игры «Пуговицы», «Подарки» Игры для профилактики дисграфии: «Цветовод». Развитие общих речевых навыков – фонетическая ритмика
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Дифференциация звуков на слух. Скороговорки. Пересказ с опорой на мнемотаблицу «Циля – модница», «Цуня и Януц», «Цветы для девицы». Уточнение глагольного словаря по лексической теме
Тема 9. Логотренинг «Приключения Л». Звуки [Л, Л'], [Й], [Л' – Й] Лексическая тема «Профессии, Инструменты»
Закрепление комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Дифференциация звуков [Л' — Й]. Игры «Яблоки», «Бокалы»
Закрепление комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения. Игры «Комната Л», «Загадки звука Л»
Закрепление комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Игры «Услышь звук», «Наведи порядок», «Придумай предложение». Логопедические песенки. Уточнение глагольного словаря по лексической теме
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Обогащение словаря словами-антонимами. Игры «Скажи наоборот», «Подруги Л». Развитие общих речевых навыков – фонетическая ритмика
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Использование притяжательных прилагательных (игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?») Игры «Л растеряша», «Половинки»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Совершенствование навыка словообразования: игра «Сложные слова» Скороговорки. Пересказ с опорой на мнемотаблицу «Салат», «Клавина кукла». Пересказ по серии картинок «Котенок Шалун». Аппликация «Испечем пиццу»
Тема№10 Логотренинг «Друзья Язычка. Шипелочка и Жужалочка». Звуки [Ш, Ж] Лексическая тема «Моя страна. Моё село, мой дом, моя семья».
Научить артикуляционным упражнениям: «Чашечка», «Индюк», «Ослик», «Пароходик», «Парашют», «Футбол», «Вкусное варенье». Работа над просодикой речи – фонетическая ритмика. Дыхательная гимнастика упр. «Аист», «Пастушок»
Закрепление комплекса артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков: «Кто дальше загонит мяч», «Гармошка», «Фокус», «Приклей конфетку». Игры с буквами Ш и Ж: «Шапки-невидимки, «Сестры Маша и Наташа», «Танец», «Подарок»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Закрепление умения определять количество слогов в слове. Игра «Улица Шипелочки», «Домики Жужжалочки». Игры на автоматизацию и дифференциацию шипящих «Загадки», «Что лишнее?»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Пальчиковые кинезиологические игры: «Кулак – ребро-ладонь», «Блины», «Лягушка в пруду» Развитие общих речевых навыков – фонетическая ритмика
Дифференциация свистящих-шипящих звуков. Игры «Живое-неживое», «Коллекции». Пересказ «Про Женю», «Игрушки»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Составление сложносочиненных предложений. Игры «Накорми жабу», «Каша», «Путаница».
Сюжетно-ролевая игра (вырезные куклы и макеты) «Мушкетеры».
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Пересказ С. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Заучивание стихов и скороговорок. со звуками [Ш, Ж]
Активизация словаря по теме «Моя страна Россия». Аппликация « Береза и рябина»
Тема№11 Логотренинг «Чаепитие на даче» Звуки [Ч-Щ] Лексическая тема «Космос. Планета Земля»
Пальчиковый тренинг с мячами Су-Джок
Закрепление комплекса артикуляционных упражнений: «Кто дальше загонит мяч», «Гармошка», «Поезд едет», «Блинчик», «Чашка», «Фокус», «Приклей конфетку».
Согласование существительных и прилагательных в роде и числе упр. «Ванечка и Танечка». Употребление сущ. в родит.падеже «Чулан Ч»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Активизация словаря по теме: «Космос. Планета Земля». Лепка «Солнце и планеты»
Составление рассказов (мнемотехника) «Чукча в чуме», «Летом на даче»,
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Дифференциация свистящих-шипящих звуков. Игры «Живое-неживое», «Коллекции». Пересказ «Солнечные зайчики», «Игрушки»
Игры с буквами Ч и Щ: «Щетки», «Клубочки», «Тропинка к даче» Развитие общих речевых навыков. Игра «Угощения»
Тема№ 12. Логотренинг «Прогулка Язычка» Лексическая тема «Весна. Животные разных климатических зон» Звуки [Р, Р']; буква Р.
Закрепление комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Формирование правильного произношения звуков [Р, Р'].
Совершенствование аналитико-синтетических навыков, навыка анализа слов со стечением согласных. Игры «Подари подарок букве Р», «В лес за грибами»
Игры «Ответь, что я сделал раньше?», «Запомни — повтори», «Скажи наоборот», «Назови профессию», «Подарки для Ромы и Риты».
Проговаривание скороговорок. Развитие просодики. Игры «Теремок», «Кто кричит?» Игры для профилактики дисграфии «Буквы смыло дождиком», «Р или не Р?», «Волшебные картинки»
Активизация словаря по теме: Животные разных климатических зон. Рисование по трафаретам.
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Развитие связной речи (пересказ текста) «Про Рому», «Огород»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных с уменьшительными суффиксами. Игры «Смешилки», «Раскрась домик». Сюжетно-ролевая игра (мелкие фигурки) « Рыцари».
Тема 13. Логотренинг «Летние каникулы язычка» Звуки [Л – Р],[Л' - Р']. Лексическая тема «Насекомые. Цветы. Водоемы и их обитатели. Лето»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Формировать навыки слухо-произносительной дифференциации звуков. Логопедические песенки.
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Формировать навыки анализа слов, преобразования слов. Игры «Выручи Раю», «Скажи наоборот», «Найди, что лишнее». Штриховка «Цветы на лугу»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры. Игра «Топ-хлоп». Игры с мячом «Договори слово», «Считаем слоги», «Эхо»
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Развитие фонематических представлений. Игры «Найди рифму», «Том-дом-ком». Логопедические песенки.
Повторение комплекса пальчиковой гимнастики. Определение места звуков в словах. Игры «Клумба с цветами», «Помоги Макару!
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Игры «Покажи на картинке», «Хлопни, если услышишь звук», «Повтори за мной», «Скажи наоборот», «Подари подарки Рите, Роме, Лене и Луше».
Повторение комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука. Словарная работа, развитие речевого слуха. Игра «Это правда или нет?»
Повторение комплекса артикуляционных и дыхательных упражнений. Скороговорки. Совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов. Игры «Трамвайчики», «Найди место звука»
2.7. Организационно – педагогические условия
2.7.1.Учебный план
№ | Направление работы | Месяц | Количество занятий |
1 этап | Подготовительный Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи | 2-3 неделя ноября | Индивидуально |
2 этап | Коррекционно-развивающий | ||
Формирование произносительных умений и навыков
| 4 неделя Ноября- Май | Индивидуально | |
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. | Ноябрь Май | Индивидуально | |
Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале. | Ноябрь Май | Индивидуально | |
Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. | Ноябрь Май | Индивидуально |
2.7.2.Расписание занятий
Понедельник, вторник, четверг, пятница с 12-00 до 13-00
2.7.3.Программно-методическое обеспечение
Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана | Кем утверждена и рекомендована |
Платная образовательная услуга по логопедии | Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая программа «Учимся говорить правильно» | Программа «Коррекция нарушений речи», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина | Рекомендована ученым советом Учреждения Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики». |
2.7.4.Материально – техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в логопедическом кабинете, расположенного на втором этаже МБДОУ «Колосок» с. Ивановка
Кабинет оснащен оборудованием (компьютер, магнитофон и др.), столами, стульями, методическими пособиями и материалами.
2.7.5. Мониторинг освоения программного материала.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (ноябрь) и итоговая (май).
Обследование проходит по следующим параметрам:
- Звукопроизношение
- Фонематическое восприятие
- Слоговая структура слова.
Мониторинговые исследования позволяют выявить уровень развития ребенка, степень сформированности знаний, умений и навыков и построить «индивидуальный маршрут» коррекции речевых и психомоторных нарушений.
Диагностика проводится с целью:
Оценить умения ребенка произносить звуки в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи; Сформированность фонематического восприятия, слоговой структуры слова.
Диагностические задания составлены:
- В рамках программы
- Процесс решения состоит в выполнении ребенком практических и словесных действий с опорой на наглядность.
Мониторинговые исследования основаны на использовании методик определения уровня речевого развития дошкольников О.Б. Иншаковой, Н.Л. Стефановой, А.Р. Лурия, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой.
По разделу «Звукопроизношение» у детей проверяется умение произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.
- «Назови правильно».
Цель: определение состояния произношения звуков (отсутствие звука, смешение, замена звуков, возможные искажения в речевом потоке).
Оборудование: иллюстративный материал на звуки: [c], [cь], [з], [зь], [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [ль], [р], [рь], [й], [к], [г], [х].
Педагог показывает иллюстративный материал (данные звуки находятся в начале, в середине и в конце слов) и просит ребенка назвать.
[с] – сад, коляска, глобус; [л] – лампа, волк, стол;
[сь] – семь, такси, лось; [ль] – лимон, плита, соль;
[з] – замок, мозаика; [р] – рак, марка, мухомор;
[зь] – земляника, обезьяна; [рь] – река, пряники, фонарь;
[ц] – цапля, кольцо, индеец; [й] – лейка, яблоко, еж, крылья;
[ш] – шашки, ошейник, карандаш; [к] – куртка, скрипка, шкаф;
[ж] – жираф, жук, лыжи; [г] – грядка, грелка, виноград;
[щ] – щука, щенок, плащ; [х] – хлеб, ткачиха, петух.
[ч] – чайник, печень, мяч.
Фиксируется: правильность произношения, замена, искажение, отсутствие звуков.
- «Повтори предложение».
Цель: определение состояния произношения звуков в предложении.
Педагог предлагает ребенку повторить предложения:
У сома усы. У Зины зонт. Шапка да шубка- Вот и весь Мишутка.
Кузнец кует цепь. К нам во двор забрался крот.
У ежа ежата. Майя и Юра поют. Дятел долбит ель.
Фиксируется: понимание смысла предложения и правильное произношение звуков в предложениях.
- Состояние фонематических процессов
Для определения сформированности фонематических процессов предлагаются задания на исследование фонематического восприятия и задания на исследование фонематического анализа и синтеза (по альбому О.Б. Иншаковой)
- Уровень сформированности слоговая структура слова.
В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К.Марковой. Виды заданий различны: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.
Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова.
Словарь:
14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных
(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор).
13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино).
12 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла).
11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон).
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка).
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин).
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко).
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан).
6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок).
5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма).
4 класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан).
3 класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот).
2 класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана).
1 класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М,1993 г.
2. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим
недоразвитием речи». Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М,1991 г.
3. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи», программно-методические рекомендации.
Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М, 2010 г.
4. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Планы индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения на учебный год» М, 2013 г.
5.Баскакина И.В., М.И. Лынская. Логопедические игры. Свистелочка Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С — М.: Айрис-пресс, 2007
6. Баскакина И.В., М.И. Лынская. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р — М.: Айрис-пресс, 2007
7. Баскакина И.В. Логопедические игры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Л / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2007
8. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. «Логопедические упражнения», артикуляционная гимнастика для детей 4-6 лет.. Санкт-Петербург, 2014 г.
9. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук», игры и упражнения. - М, 2005
10. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. «Пальчиковая гимнастика» М, 2002 г.
11. «Логопедия для дошкольников. Звуки С, З, Ц», занимательные упражнения по развитию речи. Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О. П. Солошенко. М.,2011
12. «Логопедия для дошкольников. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ», занимательные
упражнения по развитию речи. Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, Солошенко. М, 2011
13. «Логопедия для дошкольников. Звуки Л, ЛЬ», занимательные упражнения
по развитию речи. Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О. П. Солошенко. М.,2011
14. «Логопедия для дошкольников. Звуки Р, РЬ», занимательные упражнения
по развитию речи. Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О. П. Солошенко. М.,2011
15. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи».
Т.А. Куликовская. Москва, 2017 г.
16. Косинова Е.М. «Уроки логопеда» – М. «Эксмо» 2015
17. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М. « Владос» 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Развивайка"
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Развивайка"...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» (для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет)...
Авторская дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Весёлый английский» «Fun English»
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста отличаются особой...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Веселая азбука" для детей 6-8 лет
Программа поможет ребенку овладеть навыками чтения....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей подготовительной группы «Воспитание сказкой»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей подготовительной группы «Воспитание сказкой»...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речецветики» для детей от 3до 5 лет
Коррекционно-развивающая программа «Речецветики» позволяет в игровой форме развивать активную речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук у детей 3-5 л...
Дополнительная общеразвивающая программа социальной-гуманитарной направленности «Патриот» для детей дошкольного возраста 6-7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа «Патриот» имеет социальногуманитарную направленность. Согласно принципу проектирования и реализации, дополнительных общеразвивающихся программ, дан...